Образы деревьев в рисунках детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развивать в детях творческий потенциал, специальные способности, позволяющие им самим реализоваться в различных формах и видах творческой деятельности.

Задачи:

  • Формировать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения деревьев разных пород и смены времен года, передавая строение деревьев, соотношение их частей, расположение на листе по законам перспективы.
  • Развивать умение решать композиционные задачи.
  • Обучить техническим приемам работы с различными материалами.
  • Развивать эстетическое восприятие, творческую активность.

Актуальность: Тема проекта “Мир деревьев в рисунках детей” является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают навыки изображения деревьев разных пород с передачей их характерных признаков в строении.

Новизна проекта: разработана система деятельности по обучению детей рисованию деревьев в разных возрастных группах, по временам года, с использованием разных техник рисования.

Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями и преподавателями изодеятельности ДОУ, учителями начальной школы, преподавателями художественной школы, специалистами дополнительного образования и родителями.

Принципы

  • Вариативность
  • Научность
  • Непрерывность и целостность
  • Преемственность

Условия реализации: Детский сад, обеспечивающий художественно-эстетическое воспитание.

Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Педагогический прогноз: Качественное обновление обучения приемам и методам рисования деревьев, повышение уровня изобразительных навыков и творческих способностей.

Основополагающий вопрос: Как изобразить дерево в разное время года?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.
  2. Знакомство детей с характерными особенностями деревьев разных пород.
  3. Формировать представление детей об изменении внешнего вида деревьев в разное время года.
  4. Учить применять разную технику рисования.
  5. Учить использовать разные изобразительные материалы при рисовании деревьев.

ПРОБЛЕМЫ (ТЕМЫ) ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Подготовка пособий по рисованию деревьев разных пород в разное время года для средней, старшей и подготовительной групп.
  • Разработка и составление пособий на логическое мышление (кроссворды, ребусы). Приложение 1
  • Подбор художественного слова по заданной теме (стихи, загадки). Приложение 2
  • Подбор тематических физминуток и динамических пауз. Приложение 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Научить детей изображению деревьев разных пород в любое время года, используя различную технику рисования.

ЗАДАЧИ

  • Расширять представления детей о деревьях, которые им предстоит изображать.
  • Способствовать расширению и уточнению представлений о создании пейзажей в разное время года.
  • Побуждать детей вносить дополнения в рисунки, расширять их содержание на основе имеющихся представлений, умений и навыков.
  • Способствовать овладению различным способам изображения деревьев (располагать в ряд на одной горизонтальной линии; на широкой полосе, на всем листе; ближе, дальше – по законам перспективы).
  • Побуждать использовать разные способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, нанесение мазков, примакивание, использование клеевой щетинистой кисти и др.
  • Создать условия для овладения навыками рисования деревьев, изображения картин о природе.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей. Поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Формировать у детей знания о явлениях природы, их общих характерных признаках, различиях.

Учебные предметы

  • Занятия по рисованию
  • Кружковая работа
  • Индивидуальная работа

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети дошкольного возраста МДОУ №16.

Этапы и сроки проведения проекта

Организационный этап - сентябрь 2004 г.

  • Формирование тем для занятий и индивидуальная работа с детьми.
  • Составление перспективного плана по возрастным группам. Приложение 4
  • Выбор творческого названия проекта.

Реализация проекта – сентябрь 2004 г. – май 2007 г.

  • Планирование работы.
  • Поиск возможных источников информации.
  • Выработка принципов оформления проекта.
  • Разработка критериев оценивания умений и навыков детей на каждом возрастном этапе. Приложение 5
  • Подготовка к представлению проекта.

Срок реализации проекта 3 года

Объем знаний, приобретаемых детьми в процессе реализации проекта

Названия блоков Объём знаний
Блок I
Изобразительный
Создание пейзажей в разное время года.

Овладение различными способами изображения деревьев (на широкой полосе, на всем листе) по законам перспективы.

Формирование знаний о явлениях природы, о характерных признаках и различиях деревьев разных пород.

Овладение различной техникой рисования.

Умение пользоваться разными художественными материалами при рисовании одной темы.

Блок II
Природоведческий
Разнообразие деревьев на территории детского сада.

Природные объекты города: городской и загородный парки, липовая аллея по улице Отрадной, ели на площади, березовая аллея.  

Блок III
Продуктивная деятельность
Создание книги “Времена года в рисунках детей”.

Составление мини-рассказов, загадок о деревьях разных пород. (Приложение 6)

Создание коллективных композиций

“Сказочный лес”

“Сонные деревья”

“Чародейка-зима околдовала лес”

“Осень по опушке краски разводила”  

Оформление тематических выставок.

Блок IV
Создание развивающей среды
Изготовление настенного дерева из мятой бумаги различных оттенков коричневого цвета.

Оснащение изостудии различными художественными средствами.

Использование тематических физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики.

Демонстрационный материал:

  • ребусы, кроссворды, деревья в картинках,
  • репродукции художников, иллюстрации,

аудиозапись альбома П.И. Чайковского “Времена года”, аудиозапись из серии “Наедине с природой”, дидактические игры.

Формы и средства работы

Формы:

  • Занятия по изодеятельности
  • Занятия по ознакомлению с окружающим.
  • Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время.
  • Кружковая работа.
  • Посещение выставок.
  • Экскурсии в Детскую художественную школу.

Средства:

  • Художественное слово.
  • Творчество художников-пейзажистов.
  • Музыка.
  • Динамические паузы, физминутки.
  • Пальчиковые гимнастики
  • Кроссворды, ребусы.

НЕОБХОДИМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

  1. Репродукции художников.
  2. Иллюстрации деревьев.
  3. Схемы.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Дидактические игры:
  • O “Угадай, с какого дерева листочек?”
  • O “Осенние ветки”
  • O “С какого дерева плод?”
  • O “Найди, что лишнее?” (клен, ель, цветок, рябина и др.)
  • O “Составление пейзажей” (разрезные картинки).
  • O “Ствол, веточка, листок”.
  • O “Перспектива”.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевной, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  2. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  3. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству “Природа и художник”. – М, 2001.
  4. Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности. Программа. – М., 2001.
  5. Комарова Т.С. Методическое пособие. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
  6. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2005.
  7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Трофимова М.В., Тарабрина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль, 2001.
  9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  10. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1999.
  11. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках

Формы представления результатов исследования

  • Презентация проекта.
  • Оформление и выпуск книги “Времена года” (рисунки детей, загадки о деревьях, придуманные детьми).

  • Выпуск буклета.