Материал к уроку по теме: "Проблемы молодежи" в 11-м классе, основанный на европейских требованиях к уровням владения иностранным языком

Разделы: Иностранные языки


Изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России, появление нового поколения учебно-методических комплектов позволили приступить к развитию у современных школьников иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для международного общения, развитию у них способностей использовать язык как инструмент общения и обобщения в контексте диалога культур и цивилизаций. Обновление содержания языкового образования потребовало изменений в формах контроля уровня владения английским языком, так как традиционные формы итогового контроля, применявшиеся в нашей лингвистической гимназии, не могли служить адекватным инструментом контроля. В связи с этим была введена качественно новая форма контроля уровня сформированности иноязычных знаний, умений и навыков, и разработаны критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции в соответствии с международными требованиями.

Итоговый контроль имеет комплексный характер и состоит из нескольких этапов: лексико-грамматической части; заданий на аудирование; заданий на определение уровня сформированности коммуникативных умений читать аутентичные тексты и заданий нацеленных на определение уровня сформированности коммуникативных умений принимать участие в иноязычном общении.

Итоговый контроль в области умений говорения подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений.

Немного хотелось бы рассказать о процедуре устного экзамена. У стола экзаменатора одновременно находятся двое экзаменующихся, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на английском языке. Высказывания учащихся ограничены во времени: на монологическое высказывание отводится одна минута, а на диалогическое высказывание - три минуты. Весь экзамен рассчитан на 15 минут для каждой пары экзаменующихся.

В качестве стимула для монологов используются пары фотографий, которые требуется “contrast and compare, commenting on them and giving some personal reaction to them”. Вторая часть экзамена ориентированна на контроль умения речевого взаимодействия с партнёром, в качестве стимула для говорения даётся речевая ситуация.

Высказывания оцениваются по шести параметрам:

1. Fluency

Баллы

Показатели

5 речь, приближенная к речи носителей языка по скорости и ритму
4 по скорости и ритму речь несколько медленнее, чем у носителей языка
3 испытывает затруднения в высказывании своих мыслей, речь медленная, не всегда верная реакция на реплики партнёра, допускает длительные паузы
2 испытывает затруднения при выражении своих мыслей, длительные паузы при реакции на реплики партнёра, испытывает необходимость в помощи со стороны экзаменатора

2. Grammar

Баллы Количество ошибок

Показатели

5 1-3 grammar богатство грамматических структур (4-5)
4 4-5 grammar использование 3-4 структур
3 6-7 grammar наличие 1-2 разнообразных структур
2 8> grammar наличие 1 структуры

Структуры: 1.tenses, 2. modals, 3. verbals, 4. moods, 5. sequence of tenses, 6. passive, 8. used to, be/get used to, 9. inversion, emphasise, 10. инфинитивные, герундиальные и причастные обороты

3. Vocabulary

Баллы Количество ошибок

Показатели

5 1-3 наличие богатой лексики по данной теме
4 4-5 использование лексического минимума по теме
3 6-7 лексика, достаточная для решения коммуникативных задач
2 8> лексика ограничена, нет возможности решать коммуникативную задачу

4. Pronunciation

Баллы Индивидуальные звуки

Интонация

5 нормативное произношение индивидуальных звуков соблюдение всех норм фразового ударения и интонации
4 1-3 ошибки в произношении индивидуальных звуков 2-3 ошибки в произношении слов, в основном соблюдение норм фразового ударения и интонации
3 4-5 нарушений в произношении отдельных звуков 4-6 ошибок в произношении слов, значительные нарушения норм фразового ударения, ритма и интонации

5. Task Achievement

Баллы

Показатели

5 раскрыто 100% пунктов, указанных в ситуации
4 раскрыто 75% пунктов, указанных в ситуации
3 раскрыто,менее 60% пунктов, указанных в ситуации

6. Interactive Communication

Баллы

Показатели

5 наличие 5-6 параметров
4 наличие 3-4 параметров
3 наличие 2-3 параметров
2 наличие 1-2 параметров

Параметры:

 
1 умение проявлять инициативу
2 умение адекватно реагировать
3 умение аргументировать своё мнение
4 умение поддержать, развить и направить дискуссию в нужное русло
5 умение подвести дискуссию к заключительному этапу
6 умение соответствующие linking devices

Каждый учитель, присутствующий на экзамене (обычно присутствуют 6 учителей), отвечает за 1-2 параметра оценки. Фиксируются как сильные стороны ответов, так и ошибки. После окончания экзамена коллегиально обсуждаются ответы и выставляются оценки. Каждый ученик за свой ответ может набрать максимально 30 баллов. Исходя из этих 30 баллов выставляется оценка по , разработанной в нашей гимназии шкале. Каждый ученик в ходе устного экзамена высказывается по трем устным темам. Экзамен для каждого учащегося длится 15 минут, а не один -полтора часа, как при традиционной форме итоговой аттестации.

Учащиеся знакомы со всеми критериями оценки их устных высказываний. При подготовке к экзаменам практикуется взаимная оценка учащимися ответов своих одноклассников. В результате педагогического наблюдения были выявлены следующие тенденции: у учащихся появилось критическое отношение к отметке учителя, большинство учеников научились аргументированно оценивать свои результаты, а также прогнозировать их.

Предлагаемый материал к уроку основан на аутентичном материале. В ходе урока учащиеся демонстрируют умения: организовать свою деятельность, организовать коммуникативную деятельность (планировать своё высказывание), работать с разными источниками информации, социально взаимодействовать с партнёрами по общению.

Урок по теме “Problems of Youth”

Цели

  • воспитательная - воспитание терпимого отношения к взрослым и сверстникам; актуализация понятия отцов и детей и пути их решения;
  • развивающая - развитие умения описывать реалии российской жизни на английском языке;
    • развитие умений оценивать монологические высказывания по картинкам в рамках требований экзаменов;
    • развитие умений построения монологического высказывания по картинкам с учётом требований и критериев как подготовка к экзаменам
  • обучающая - обучение культуре работы с диаграммами;
    • обучение выбору стратегий чтения “skimming and scanning” при нахождении specific information and details.

Ход урока

Teacher: As you might have guessed we are continuing to discuss youth problems and your problems in particular. I’d like you to share with your peers and me (if you don’t mind, do you?) your ideas and points of view.

We are going to read a text and fulfil the task on it; practice with pictures in the way of preparing for the exams and round off with the project ”Teenagers’ Capsula”.

Since the 50s teenagers’ views of life and parents’ opinions have been in conflict - a difference which is often called “the generation gap”. Teenagers today still say: “Our parents do not understand us”. Do you support this statement? Why?

By the way, do you know the origin of the term “teenager”, when it appeared. We shall get to know this after having read this text cлайд 1.

Before you begin, let’s remember what reading strategies you know and which you’ll use to answer the questions. At school you have opportunities of learning to use them and analyse your choice.

You have five minutes to fulfil the task (reading).

If time permits, we’ll return to the rest of the questions later.

How do you find the text?

Honestly speaking I can’t say - I’m an adult. Agree? I have parents, in some aspects, I’ve got misunderstandings with them. I’m personally interested in the following: Is there a generation gap in your family? What areas do you find a source of conflicts? слайд 2

Rank these areas in order of importance for your own lives. (time to fulfil this task is 1 minute).

The majority has chosen “pocket money” and habits of spending it. Within the lesson we are not going to discuss all. Let’s start with the most popular ones. cлайд 3

I’d like you to work in groups.

Group #1 : Your task is to compare the diagrams and speak on the topic using these phrases.

Group #2: Say what surprises you most. (time to fulfil the task is 2 minutes).

Let’s proceed to the next point of our lesson - the description of the pictures. You know the criteria: speaking time is a minute. Choose what criteria you’ll be responsible for. Be ready to give comments on the answers.

(Учащиеся cледят за ответами одноклассников по критериям и готовятся дать рецензию ответов).

слайды 4, 5.

You belong to a certain historical period and generation with its peculiar features. Let’s proceed to our project “Teenage Time Capsule”. The task was the following: you and your group are going to bury a box in the ground for the future generations to discover in 100 years. This box should contain five objects which will tell the young people of the future as much as possible about life of teenagers in your country now. What would you put in your box? Try to explain why these objects are important.

(The pupils introduce the objects, they have chosen).

Thank you for the participation in the discussion. Each point of view has the right to exist. The future generation we’ll get to know how different you were. What image have you created? Is it positive or negative? Is it objective?

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.Д. Гальскова “Современная методика обучения иностранным языкам”. Москва, 2003 г.
  2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Страсбург, 2001 г.
  3. Clare Lavery “Focus on Britain Today” Macmillan Publisher,1995.