Занятие по обучению грамоте по теме: "В гостях у медвежонка Миши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

1. Закрепление и систематизация знаний о сезонных изменениях в природе, которые влекут изменения в животном и растительном мире.

2. Закрепление знаний о звуках: гласных, твердых и мягких согласных.

Задачи:

1. Воспитание заботливого отношения ко всему живому.

2. Звуковой анализ слов лист, гуси.

3. Учить детей сравнивать слова по моделям, ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики.

Материал к занятию:

1. Игрушки или рисунки с изображением медвежонка, собачки, галки.

2. Таблицы с рисунками

3. Карточки с четырехзвуковыми схемами для каждого рисунка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети, сегодня у нас опять в гостях дружная компания – это медвежонок Миша, собачка – Дружок и галка – Анна. Как-то раз Миша и Дружок возвращались из школы и увидели галку. У нее была сломана лапка. Друзья принесли ее домой, и заботились о ней до тех пор, пока она не поправилась и не начала снова летать. Каждый вечер она прилетала и рассказывала о том, что она видела, кружась над лесами и полями. Однажды прилетела галка и принесла с собой картинки. На них были нарисованы гуси и лист. Призадумались друзья: чтобы это значило? В это время Анна вздохнула: “Вот и осень. Пора нам улетать в дальние края. Зимой мы не сможем найти корм. А в Африке в это время будет тепло и неголодно”. Взмахнула галка крыльями и улетела, а Дружок заплакал. Но Миша его успокоил: “Ничего в этом удивительного нет. Так происходит каждую осень, а весной птицы возвращаются назад, и мы снова встретимся с Анной. А сейчас давай лучше с ее картинками поиграем”. И стали они играть как мы с вами.

Вспомните, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (синими)

Какими фишками мы обозначаем гласные звуки? (красными)

А какими мягкие согласные? (зелеными)

Посмотрите, галка принесла вот этот лист. Она хотела сказать, что осенью все листья опадают и деревья стоят голые. Возьмите свои картинки, указки. Давайте прочитаем это слово.

Звуковой анализ слова

Сколько звуков в этом слове? (четыре)

Какой первый звук? (л’). Произнесем вместе (л’).

Какой он? (согласный, мягкий)

Какой фишкой обозначим? (зеленой)

Какой второй звук? (и). Произнесем его вместе.

Какой он? (гласный)

Какой фишкой обозначим? (красной)

А сейчас поищем третий звук. Прочитайте это слово по клеткам.

Какой же третий звук спрятался в этой клетке? (с). Произнесем его вместе.

Какой он? (согласный, твердый)

Какой фишкой обозначим? (синей)

Ну а кто же мне назовет четвертый звук? (т)

Какой он? (согласный, твердый)

Какой фишкой обозначим? (синей)

Возьмите все синюю фишку, поднимите ее, скажите “т” и поставьте на место.

Рассматриваем модель слова “лист”

С какого звука начинается слово “лист” с мягкого согласного или твердого согласного? (С мягкого согласного).

Затем какой идет звук? (Гласный).

А после гласного какие звуки идут? (Подряд два твердых согласных).

(Молодцы!)

А сейчас давайте с этим словом поиграем. Будьте внимательны.

Игра со словом “лист”

Уберите первый согласный мягкий звук, второй согласный твердый, первый гласный. Какой звук у нас остался? (т). Убираем звук “т” (воспитатель хвалит детей).

Отложите картинки на край стола.

Возьмем картинку “гуси”. Этой картинкой галка сказала, что гуси тоже перелетные птицы и улетают на юг. Возьмите указки, вместе прочитаем это слово. Сколько звуков в этом слове (четыре). Возьмите фишки и разберите это слово по звукам самостоятельно. (Воспитатель работает индивидуально с наименее подготовленными детьми. Ставит фишки на первое слово.)

Проверка

Какой первый звук? (г). Какой он? (Согласный, твердый).

Какой фишкой обозначим? (Синей).

(Ребенок работает у доски)

Какой второй звук? (у). Произнесем его вместе.

Какой он? (Гласный).

Какой фишкой обозначим? (Красной).

Какой третий звук? (с’). Произнесем вместе (с’).

Какой это звук? (Согласный, мягкий).

Какой фишкой обозначили? (Зеленой).

И какой же четвертый звук в этом слове? (и)

Какой фишкой обозначили? (Красной). Почему? (Потому, что он гласный)

Рассматриваем модель слова “гуси”

Как расположены звуки в этом слове? (Первый согласный твердый, затем гласный, согласный мягкий звук, гласный).

Сравнение модели слова “лист” со словом “гуси”

Чем отличаются эти слова?

Сколько гласных звуков в слове “лист”? (Один). А в слове “гуси”? (Два).

Сколько согласных звуков в слове “лист”? (Три). А в слове “гуси”? (Два).

Значит слово “ЛИСТ” отличается от слова “гуси” количеством гласных и согласных звуков.

Игра со словом “гуси”

Давайте поиграем со словом “гуси”. Уберите звук г, с’, у, и.

Молодцы! Отложите карточки на край стола.

Пока друзья играли (показываю указкой на персонажи), наступила зима. Закружились в воздухе снежинки. Давайте и мы с вами покружимся.

Физминутка (2 раза)

Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь (кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь (пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили (работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели (взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли (пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)

Подьем.

После игры загрустил Дружок по галке, а Миша его снова успокоил: “Посмотри в окно, видишь, вороны летают, снегири, синицы, воробьи. Они на юг не улетают, потому, что хорошо переносят зиму. Только их надо подкармливать. И они стали готовить корм птицам, как мы с вами. Давайте выберем из розетки горох в другую розетку, а пшеном накормим их. Горох крупный, а пшено мелкое. Наклюются его птицы и зиму перезимуют. (Дети отбирают горох от пшена). Молодцы! Все приготовили зерно, птицы будут довольны.

А в это время Миша стал зевать, его клонило в сон и, наконец, он впал в спячку на целую зиму. Ведь медведи зимой спят. А Дружок сидел и думал, что же снится Мише? Наверно снится ему мед? И тогда он стал придумывать слова, начинающиеся с любого мягкого согласного звука. Давайте поможем узнать, что же снилось медвежонку. (Речка, весна, лето, синица, мяч, лес, киска, щенок).

После этого щенок заметил, что солнце уже стало высоко подниматься и рассылать свои яркие лучики во все стороны, а это значит, что скоро наступит весна: проснется Миша, прилетят из теплых стран птицы. Какой же радостной будет встреча с галкой – Анной. Дружок взял листок и стал рисовать.

На верхней строчке он нарисовал летящих птиц.

На второй – воздушные шарики, с которыми он их встретит.

А на третьей строчке бусы.

Давайте мы с вами тоже порисуем. Возьмите правильно ручку. Поиграем указательным пальцем и начнем рисовать.

(Индивидуальная работа с детьми)

Долго и старательно рисовал Дружок шарики и бусы, и так увлекся, что не заметил, как заснул. И приснилось ему, что стал он птицей, летит вместе с Анной из Африки на Родину, подлетает к родному дворику. И в это время он чувствует, что кто-то его тормошит и радостно кричит. Проснулся Дружок, а это Миша открывает окно, в которое клювом стучит галка. Обрадовался Дружок, закричал: “Ура! Весна наступила!”. Набежали в дом гости и начался праздник возвращения Анны и прихода весны.

Вот мы с вами познакомились с еще одной историей из книги “Медвежонок Миша”.

Используемая литература:

1. Л.Е.Журова “Обучение грамоте”.

2. Книга Р.Каука “Медвежонок Миша”.