Сценарий классного часа для учащихся 4-х классов по воспитанию толерантности на тему: "Каждый человек достоин уважения"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • познакомить учеников с понятием “толерантность”;
  • формировать у учащихся представления о таких нравственных категориях, как “терпимость”, “добро”;
  • формировать у учащихся терпимого отношения к представителям другой национальности, социальной группы;
  • развивать критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать умение чётко и быстро формулировать и излагать свои мысли.

Форма:

Деловая с сюжетно-ролевыми заданиями, а также дискуссия, которая строится и организуется с помощью взаимосвязанных проблемных вопросов и ситуаций.

Возраст учащихся: ученики начальной школы – четвероклассники.

Оборудование:

  • костюмы для 3 учеников, играющих роли инопланетян;
  • планшеты и фломастеры для всех участников классного часа;
  • магнитофон и кассеты с записями детских песен.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о нас с вами, о наших взаимоотношениях. И сегодня у нас присутствуют необычные гости, которые прилетели к нам с другой планеты. Впрочем, я думаю, они сейчас представятся сами.

1-й инопланетянин (с гордым видом):

Я-Йегрес. Я живу на планете Эго. Я немного слышал о вашей планете, так как звуковые сигналы порой доходят до моей планеты. Я даже неплохо разговариваю на вашем языке. Я вижу,вы удивлены моим появлением. А здесь я потому, что ищу ответы на несколько вопросов, которые очень волнуют меня. Чувствую, что на моей планете происходит что-то не так, хочу разобраться в этом. Поэтому и путешествую по Вселенной, чтобы посмотреть, как живут другие её обитатели, например, вы.

Учитель: Для начала нам неплохо было бы познакомиться и узнать имена друг друга.

Нет меж живущих людей,
Да и не может быть безымянных.
В первый же миг по рождению каждый,
Убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает.

Игра “Давайте познакомимся” [1].

Предлагаю всем встать в круг и рассчитаться на “Первый-четвёртый”. 1-ые складывают руки за голову так, чтобы локти были направлены в разные стороны. 2-ые упираются руками в бёдра так, чтобы и их локти были направлены в разные стороны.

3-и кладут руки на плечи, локти также направлены в стороны.

4-е держат сложенные крест-накрест руки на груди. Локти этих детей смотрят в стороны.

За несколько минут вы должны познакомиться с как можно большим числом детей в этом классе, просто назвав своё имя и коснувшись друг друга локтём. (Дети под звучание мелодии начинают двигаться; проходит около двух минут, и учитель сообщает, что игра закончена).

“Имя, как сладостный дар”,- эти строки принадлежат Гомеру. Каждый человек имеет имя. От человека, от его дел зависит, прославит он его или покроет позором.

1-й инопланетянин: Мне понравилась ваша игра, в результате которой я узнал все ваши имена.

Ученики (по очереди): Мы рады, что вам понравилась наша игра, а теперь вы имеете возможность узнать о нас немного больше (дети предлагают сесть к ним ближе и начинают свой рассказ).

Мы - жители планеты Земля. Наша планета огромна и красива.

На нашей планете великое множество государств. А все мы - россияне, потому что наша Родина- Россия.

Инопланетянин (перебивая ученика): О! Вы – жители России? Я слышал, что ваша страна – страна матрёшки, медведей и вечного холода![2].

Ученики: Конечно, нет!!! Действительно, туристы, уезжая из России, покупают себе на память чудесные матрёшки. Но кроме этого в нашей стране есть и другие народные промыслы, такие как Гжель, Хохлома, Вологодские кружева и др.

В нашей стране водятся медведи, как бурые, так и белые, но кроме этих животных множество других.

Зимой в некоторых районах нашей страны бывает довольно холодно, но нельзя не сказать про нашу тёплую весну, жаркое лето, дождливую или сухую осень.

Учитель: Пусть каждый из вас возьмёт планшеты и фломастеры и напишет слово, которое, по его мнению, можно связать с Россией. (Дети пишут разные слова, например. Берёза, нефть, золото,природный газ, самовар, БАМ, Кремль, Мавзолей и т.д., затем слова прочитываются).

Уважаемый гость! Наверное, не стоит никому из нас делать поспешные выводы и более терпимо и внимательно относиться к различным культурам и нациям.

Ученики: В разные времена у нашего государства были взлёты и падения. Раньше, когда у нас была одна общая страна, все республики помогали друг другу.

Они сообща строили заводы и железные дороги, школы и больницы. Единое союзное правительство руководило жизнью всех союзных республик, а единая армия защищала наши общие границы.

В 1991 году Советский Союз распался, и каждая республика стала независимым государством. Дружба между народами не исчезла, поэтому новые независимые государства образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).

У каждого независимого государства есть свои символы - флаг и герб.

Нам посчастливилось, и мы живём и учимся в столице России – в городе Москве. У Москвы своя история, которая ведёт отсчёт с 1147 года.

Наш город разделён на 10 административных округов. Все мы – жители Юго-Восточного Административного округа.

Наш любимый район – Марьино. Совсем недавно Марьино исполнилось 25 лет. Это достаточно молодой возраст для района Москвы.

Вот уже четыре года мы учимся все вместе в ЦО №1881.

На 27 человек. У нас разные интересы и увлечения Кто-то из нас занимается музыкой, кто-то спортом. Одни дети из нашего класса любят рисовать, другие – изучать иностранные языки.

Несмотря на то, что мы такие разные, мы все учимся в одном классе, все мы ученики 4 “Б” класса.

Мы все обожаем спортивные праздники, различные мероприятия, любим праздники, конкурсы.

Любим вместе путешествовать, узнавать что-то новое для себя.

Инопланетянин: Ребята! Вы всё так интересно рассказываете, но я что-то не пойму, кто тут у вас главный?

Ученики: Среди нас нет таких. У нас все главные!

Инопланетянин: А у нас всё не так. На нашей планете живут несколько различных народов, но лишь мой народ – народ Эго считает себя полновластным хозяином планеты. Со мной прилетели и другие жители моей планеты (показывает на других инопланетян). Они представители народов Агулс и Агулсирп, но они не имеют у нас никаких прав, а лишь заняты тем, что работают на народ Эго – мой народ. Вот и они (показывает на двух других инопланетян) соорудили для меня космический корабль и находятся здесь лишь для того, чтобы сопровождать меня в этом нелёгком путешествии.

Ученики: А у нас всё не так. Современная Россия является Родиной более 100 многочисленных и малочисленных народов. Самый многочисленный народ – русские. Они составляют большинство населения России.

В нашей школе 1012 учащихся. Основную часть учеников составляют русские. Но есть и ученики других национальностей: украинцы, татары, евреи, армяне, аварцы, ингуши, чеченцы. Есть даже представители других государств – Греции и Афганистана, например.

Учитель: А я хочу добавить, что в нашей школе работают учителя различных национальностей. Большинство – русские, но среди них работают и украинцы, армяне, белорусы, татары. И все мы заняты одним делом - воспитанием и обучением детей.

Ученики: Намного интересней жить вместе, нежели отдельной группой. У каждой народности свои обычаи, и представители этих народностей вносят в коллектив что-то своё, интересное и неповторимое.

Каждый народ, даже самый малочисленный, индивидуален, интересен обществу и достоин жить на равных правах со всеми.

(обращается к инопланетянину) А спрашивали ли вы у народов Агулс и Агулсирп, о чём они мечтают, чем любят заниматься?

Инопланетянин: Знаете, мой народ Эго даже и не думал об этом!

Ученики: - Давайте попросим рассказать о себе наших гостей – представителей народов Агулс и Агулсирп.

(Выходят вперёд двое других гостей и начинают свой рассказ о том, что умеет делать их народ, о чём мечтает и т.д.

Их рассказ очень удивил и поразил как учеников, так и другого инопланетянина, ведь обо всём об этом он не знал и даже не предполагал.

Мы знаем одну китайскую притчу “Ладная семья”. Хотим, чтобы вы её послушали.[2]

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не силён был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: “100 раз ЛЮБОВЬ, 100 раз ПРОЩЕНИЕ, 100 раз ТЕРПЕНИЕ”.

Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже”.

Инопланетянин: Надо будет рассказать эту притчу моему народу. Уверен, что в ней заложен глубокий смысл.

Учитель: А я вам предлагаю сыграть в игру под названием “Мы трое” [1]. Втроём вы должны обнаружить как можно больше общих черт. Эти черты не должны быть поверхностными. Нельзя отмечать очевидные сходства, например: “Мы трое голубоглазые” или “У нас у троих красивые белые блузки”.

(Прошло 2 минуты, за это время дети смогли пообщаться и договориться между собой).

Ученики:

У нас у троих есть младшие братья.

У нас у троих мамы работают в банке.

Мы трое когда-то отдыхали в Египте и т.д.

Учитель: Я очень рада, что вы смогли договориться между собой и нашли много общего. Вот так и должно быть: много различий между людьми, но стоит приглядеться, поговорить и сразу можно найти что-то общее. Друзья! Несмотря на сходства между вами, каждый из вас – личность. А личность, как известно, наделена особенностями, которые отличают её от других. Итак, нет на свете одинаковых людей. Один человек умеет что-то делать очень хорошо, у другого тоже самое получается иначе. Однако, любому человеку во всём нужна помощь, поддержка, внимание. Примером того, что я сейчас сказала, может послужить стихотворение Л.Моругиной “Я рисую человечка”. [ 2]

Ученики:

Я рисую человечка,
Вышел он прямой, как свечка.
На кого же он похож?
Посмотрите, как хорош!
А у Нади и Аркаши
Человек объелся каши-
Круглый, добрый и весёлый,
Очень сильный и здоровый.
Петин мальчик – великан.
У Алёши – атаман.
У Сергея же худой,
С ярко-рыжей головой.
А у Славика девчонка,
Словно Быхова Алёнка,
Паша негра рисовал-
Сам от краски чёрным стал.

Люди разные на свете,
Словно человечки эти.

Учитель: О чём это стихотворение?

Ученики: О том, что все люди разные: было дано одно задание, а дети справились с ним по-разному.

Учитель: На доске записано высказывание А. Де Сент-Экзюпери: “Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю”.

Давайте попробуем поговорить о том, чем люди могут отличаться друг от друга?

Ученики:

Поведением.

Культурой.

Обычаями и традициями.

Национальностью.

Цветом глаз, кожи и т.д.

Учитель: Как, на ваш взгляд, хорошо это или плохо?

Ученики: Очень хорошо, что все разные. Есть возможность узнать, как живут другие народы, как одеваются, как любят отдыхать.

Если бы все были одинаковые, наверное, было бы скучно и неинтересно жить.

Учитель: Если на ваш взгляд люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с выводами и умозаключениями, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации.

Ребята! А вот перед вами ещё одно высказывание, но другого писателя – Джека Лондона: “Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя выше других”.

Скажите, как вы думаете, за какие качества можно уважать человека?

Ученики:

За доброту.

За любовь.

За верность и преданность.

За то, что ты знаешь, что он никогда не подведёт и т.д.

Учитель: Согласны ли вы с высказыванием писателя Джека Лондона?

Ученики: (Дети высказывают свою точку зрения по этому вопросу).

Учитель: Ребята, а сейчас я хотела бы поговорить с вами о толерантности. ( Обращаясь к гостям) Слышали ли на вашей планете такое слово?

Инопланетянин: Звуковые сигналы доносили до нас это слово, но ни один учёный не смог объяснить его значения.

Учитель: Я думаю, и на нашей планете не всем знаком это слово. На первый взгляд звучит оно как-то странно и непонятно. Но смысл, который заложен в это слово, важен для существования человеческого общества. Ребятам было дано домашнее задание: из различных источников ( из словарей, компьютерных программ) узнать значение этого слова. Давайте послушаем, как ребята справились с домашним заданием. Известно, что значение этого слова в различных источниках и в переводах с различных языков звучит по-разному.

Ученики: В русском языке слово “толерантность” обозначает способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).

В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.

В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным.

А в арабском языке слово “толерантность” обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим.

Учитель: Следовательно, толерантность – это способность допускать, принимать существование иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо.

Инопланетянин: Благодарю вас за то, что вы помогли узнать значение слова “толерантность”. Думаю, жители моей планеты узнают значение этого слова и поймут, что живём мы не совсем правильно, а от этого все наши беды.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему в разных странах определение одного и того же слова различны?

Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

Попробуйте поразмышлять над тем, существует ли толерантность между ребятами нашего класса?

У тех, кто учится и работает в нашей школе?

Как обстоят дела с толерантностью в нашей стране?

Ученики: Дети отвечают на заданные вопросы.

Учитель: А в заключение нашей встречи я предлагаю сыграть в игру, которая называется “Бег рук” [1 ].

Группами по 6 человек вы встаёте в круг, вытягивая вперёд свои правые руки. Получается так, что ваши руки находятся одна под другой. По моей команде руки начинают передвигаться снизу вверх. Одновременно может проделывать движение только один участник команды. Когда все участники игры выполнят задание, все вместе должны будут крикнуть: “Готово!”.

Инопланетянин: Ребята! Спасибо вам за тёплый приём. Мы очень много узнали от вас. Мы вернёмся на нашу планету и расскажем всем её жителям о том, что узнали от вас. Думаем, что всем вместе нам удастся изменить жизнь к лучшему на нашей планете Эго.

Учитель: Ребята, я очень надеюсь, что наша встреча и разговор не пройдут для вас даром. Старайтесь быть добрее и внимательнее к любому человеку, с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то одноклассник или просто случайный прохожий. Ведь сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Старайтесь принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни.Это значит, что вы будете признавать, что все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас.

Список литературы:

  1. Фопель К. “Сплочённость и толерантность в группе”. Издательство “Генезис” Москва 2005.
  2. Рожков М.И., Байбародова Л.В., Ковальчук М.А. “Воспитание толерантности у школьников”. Ярославль. “Академия Развития. Академия Холдинг”2003.