Правовые и этические нормы общения в Интернет

Разделы: Информатика


Цели:

образовательные

  • изучить правовые и этические нормы общения в Интернет,
  • обсуждать проблемы по данной теме в монологических высказываниях,
  • развивать навыки чтения с извлечением определенной информации;

развивающие

  • развивать социальную адаптацию на современном уровне развития информационных технологий,
  • развивать речь учащихся, правильное употребление терминов,
  • развивать все виды памяти,
  • в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы,
  • развитие познавательного интереса к предмету и изложенным проблемам,
  • научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;

воспитательные

  • формировать потребность в применении общепризнанных правил поведения в глобальной сети,
  • формирование гражданской позиции и чувства ответственности за сопричастность к проблемам работы с информацией,
  • воспитание потребности приобщения к глобальным проблемам,
  • воспитывать у учащихся уважение к культуре общения,
  • воспитывать культуру труда;
  • формировать навык работы в группе,
  • воспитание уважения к сопернику, умение слушать и достойно вести спор.

Умения и навыки:

Ученик должен усвоить:

  • проблемы безопасности;
  • меры профилактики;
  • понятие этикета в сети;
  • понятие авторского права.

Оборудование:

  • фрагмент какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • презентация к уроку, установленная на компьютеры учеников, тест;
  • законы по защите информации в электронном виде.

Содержание доски:

  • тема,
  • название законов РФ о защите прав,
  • таблицы для результатов игр-соревнований,
  • адрес презентации и теста, закона.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Работа над темой.
  6. Игра-соревнование.
  7. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Мотивация

Показ фрагмента какого-нибудь фильма с сюжетом похищения или повреждения информации.

Учитель:

Вы знаете, что существуют проблемы по охране информации, её хранении. Информация часто является дорогостоящим товаром. А поэтому находятся злоумышленники, пытающиеся завладеть ею. Нам сегодня надо ответить на вопрос: “Существуют ли методы борьбы с ними?” и другие вопросы, связанные с нашей темой.

Актуализация знаний

Учитель:

Сегодня нам понадобятся знания, полученные на уроке “Компьютерные вирусы”.

Сейчас мы закрепим их с помощью презентации и теста на компьютере. Занимаем места, приступаем к работе.

Физкультминутка

Учитель:

Компьютер отнимает много сил, а они нам пригодятся. Выполним упражнения на снятие напряжения в мышцах. “Поплаваем” в море информации.

Работа над темой

Учитель:

Сегодня мы проведем урок по изучению сложившихся правовых и этических норм общения в Интернет. Вам было дано задание, изучить дополнительный материал по данной теме заранее. Это нам поможет на уроке.

Запишем тему в тетрадь. А теперь, вспомнив предмет “Обществознание”, ответьте на вопрос: “В чём разница между правовыми и этическими нормами поведения?”

Эталон ответов:

Правовые нормы поведения людей имеют юридическую основу и регулируются государственными законами. Этические нормы регулируют поведение людей и их отношения в повседневной жизни по сложившимся традициям и внутренним законам общества. Этические нормы дополняют собой юридические, что позволяет эффективнее регулировать человеческие отношения.

Учитель:

Правовые основы работы с информацией и программным обеспечением заложены в законах РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92 3523-1 и “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 5351-1 с исправлениями и дополнениями от 19.07.95 110-фЗ.

В информационной деятельности юридические законы пока не всегда возможно применить.

Стоит заглянуть и в пользовательское соглашение сайта www.yandex.гu/info/agreement.html. где подробно изложено, чего нельзя делать в Интернете. Запрещены все те противоправные и неэтичные действия, а также распространение материалов, связанных с ними, которые недопустимы в любом цивилизованном человеческом обществе.

Как вы относитесь к слову хакер?

(Ответы учеников)

Учитель:

Многие правонарушители заблуждаются, считая, что если они прикрываются псевдонимом, то это обеспечивает им полную анонимность, и никто не сможет их найти. Большинство серверов регистрируют IP-aдpeca компьютеров, которые к ним подключаются. По IP-aдpecy можно определить, какому провайдеру он принадлежит, и, обратившись к провайдеру, можно легко “вычислить” нарушителя.

Сейчас в Интернете почти не говорят об угрозе со стороны хакеров.

Попытки доступа к закрытой информации немедленно регистрируются автоматическими средствами защиты. Теперь говорят об угрозе самим хакерам. Обычно это не преступники, а молодые люди, которыми движет любопытство и желание померяться силами со средствами защиты. Но их действия не только противозаконны, но и хорошо видны со стороны.

Что такое авторское право?

(Ответы детей.)

Учитель:

По Закону РФ “Об авторском праве и смежных нормах” право на произведение принадлежит тому, кто его создал, или тому, кому автор эти права передал.

Фотографии, рисунки, музыка, литературные произведения, сохраненные в электронной форме или размещенные на сайте в Интернете, также являются объектами авторского права. Это значит, что без согласия автора нельзя использовать его произведения: показывать, воспроизводить, распространять, продавать, перерабатывать и т.д.

Но ведь есть легальная возможность сохранять на своем компьютере web-страницы, тесты, картинки, файлы, и пр. Не нарушает ли это закон? Не нарушает, если цели пользователя не преследуют коммерческую выгоду, а использование производится исключительно в личных целях. Можно также цитировать короткие выдержки из произведений, не получая у автора согласия, но при этом необходимо обязательно указывать его имя.

А вот чего нельзя делать, так это размещать на своем сайте чужие работы без разрешения их собственников. Если вы нашли в Интернете красивую картинку и хотите разместить ее на своём сайте, спросите разрешения у автора. Публикуя произведения без разрешения, пользователь совершает противоправные действия, которые называются воровством контента.

Музыкальный файл, согласно закону, является объектом смежных прав. Права на фонограмму принадлежат ее производителю, а не автору музыкального произведения. Свободное воспроизведение фонограмм без разрешения производителя также разрешается законом, если оно осуществляется в личных целях, не для продажи.

Знак ©, которым обозначается авторское право на произведение, не гарантирует охрану авторских прав, но предупреждает о том, что это произведение охраняется законом, и напоминает всем о необходимости соблюдения авторских прав.

Сейчас прочитайте материал лекции и подготовьтесь к игре соревнованию между командами.

Можно использовать материалы имеющиеся на компьютере.

Игра-соревнование

Учитель:

А сейчас мы проведём игру-соревнование.

Разобьёмся на две команды. При этом я выберу координатора группы.

Первая команда “Злоумышленник”

Вторая команда “Дока-пользователь”

Первая команда - это коллективный злой разум, действующий в Интернет.

Вторая команда - это добропорядочные пользователи сети.

Первая команда, при ответе на вопрос, называет негативные явления, вторая – позитивные.

Ответим на вечный вопрос “Кто победит в борьбе – зло или добро?”

Результаты фиксируются на доске.

Вопросы:

Первая команда - Какие существуют опасности при работе в сети?

Эталон ответов:

  • широкая торговля базами данных о частных лицах и предприятиях
  • кража личной информации об абонентах мобильных сетей
  • нарушение законодательства об охране авторских прав
  • одна из важных проблем - вирусы
  • спам - это различные рекламные объявления, которые приходят по электронной почте, забивая ящик и мешая загружать нормальные письма

Вторая команда - Какие существуют средства профилактики и борьбы с опасностями при работе в сети?

Эталон ответов:

  • чтобы обезопасить себя, необходимо пользоваться антивирусными программами
  • не следует загружать программы с сайтов, не заслуживающих доверия
  • если в тексте сайта множество грамматических ошибок, и весь он забит рекламными баннерами, то загрузка с такого сайта может быть чревата последствиями
  • не открывайте подозрительных писем от неизвестных вам авторов
  • осторожно относится к адресу своего ящика вводите свой e-mail только в том случае, если он гарантирует вашу конфиденциальность
  • заведите два почтовых ящика: адрес одного говорите только друзьям и знакомым, а для регистрации в Интернете, пишите адрес второго

Первая команда - Какие правонарушения, связанные с работой в сети вам известны?

(Ответы детей)

Вторая команда - Какие меры принимает общество и государство против правонарушений?

(Ответы детей)

Первая команда – Вы являетесь похитителем контента. Ваши действия.

(Ответы детей)

Вторая команда - Вы являетесь автором произведения. Ваши действия для его защиты. Ваши права.

(Ответы детей)

Задание командам. “Реверанс”. - Кто назовёт больше правил этикета.

Эталоны ответов:

  • Обращаться к незнакомым людям можно при условии, что адрес был опубликован его владельцем.
  • К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации и вежливыми предложениями, не претендуя на получение ответа. Если ответ не пришел, повторять обращение не следует.
  • При обращении к незнакомым людям надо воздерживаться от просьб использовать другие средства связи, например, выслать по почте автограф. Такие просьбы оставляют без ответа, а повторение рассматривают как спам.
  • Отправляемое электронное письмо всегда должно быть подписано и указана тема сообщения.
  • Если у вас нет возможности сразу ответить на полученное письмо, сообщите, что вы его получили и oтвeтитe позже.
  • Не забудьте ответить позже, не затягивайте с ответом.
  • Будьте вежливы, не отправляйте флеймов - написанных в запале писем.
  • Шутки принято обозначать явным образом при помощи смайликов: ©, ®, и др.
  • В тексте сообщения не принято выделять текст прописными БУКВАМИ. Такое выделение рассматривается как крик. В лучшем случае - как неграмотность в вопросах этикета.
  • Большие файлы-вложения нужно архивировать. А для обмена очень большими файлами есть другие способы.
  • Нельзя посылать рекламу в не предназначенные для этого места. Это грубое нарушение.
  • Нельзя посылать незатребованную корреспонденцию. Это тоже нарушение этикета.

Задание командам. Какие профессии служат для сохранения информации, регулирования её использования?

Эталоны ответов: системный администратор, модератор, криптограф.

Подведение итогов

Задание командам. Сделайте вывод.

(О чем мы сегодня говорили на уроке?

Какие силы побеждают в борьбе за информацию?

Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в вашей жизни?)

Вывод – “добро должно быть с кулаками”, то есть информация нуждается в эффективных методах защиты.

В соревновании победила команда ______ ряда, набравшая большее количество очков.

А вообще, я думаю победило сообщество Интернет, которое пополнилось добропорядочными участниками.

Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.