Тема урока: "Грамматические признаки существительного" (повторение в начале года). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;
  2. Способствовать формированию навыков грамотного письма;
  3. Развивать речь учащихся углублять знания об имени существительном;
  4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Оборудование:

  1. Плакат с девизом;
  2. Картина “Золотая осень”;
  3. Две коробочки;
  4. Секрет;
  5. Плакат (м.р; ж.р; ср.р.);
  6. Листочки у учащихся.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Чтение с плаката девиза урока “Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!”

II. Повторение

а) С какими частями речи вы знакомы?

б) Что мы называем именем существительного?

в) На какие вопросы отвечает существительное?

г) Какую роль играет существительное в предложении? (является подлежащим)

д) А какое время года стоит на дворе? (показать картину)

1. На доске предложение

Осень словно золотом тропинку устлала.

а) Сколько в предложении существительных?

б) Какое существительное было найти легче? (осень)

в) Почему? (Об осени говорится в предложении)

г) Разобрать предложение по членам предложения.

д) А сколько осенних месяцев вы знаете? А сентябрь какой по счету месяц осени?

2. Осень принесла с собой много осенних слов. (На картине приколоты слова)

- К какой части речи они относятся? (дети читают)

3. Словарная работа.

- Ос…нь, со…нце, л…сток, б…гряные, зол…то.

а) Какое слово здесь лишнее? (багряные это прилагательное)

б) Записать слова, выделить пропущенные буквы, поставить ударение.

III. Формирование новых знаний

Загадка “Давно живу я в мире этом, даю названия предметам”

а) Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Да, об имени существительном)

Правильно.

У меня в руках две коробочки, на одной надпись “Подарок”, на второй “Подарки”.

а) Какую вы выберите? (подарки)

б) Почему?

Потому что там не один подарок, а много.

Вы молодцы. А теперь поиграем в игу “Наоборот”

Учитель - школа

Дети - школы (хором)

Учитель – гости

Дети – гость (хором)

Учитель – девочка

Дети – девочки (хором)

Учитель – мальчики

Дети – мальчик (хором)

Ребята, а какой можно сделать вывод?

(Существительные бывают единственного и множественного числа, обозначают один предмет и много предметов).

3. Работа по карточкам с заданием (дописать)

Кто? Мама, кот, …, ….

Что? Туча, береза, …, …

- Какой можно сделать вывод?

(К живым предметам ставят вопрос - Кто? Это одушевленные предметы.

К неживым – Что? Это неодушевленные предметы.

IV. Физминутка (на парте осенний листок у каждого уч-ся)

- Осень взмахнула желтой палочкой и закружила листочки

Шуми, шуми осенний лес (руки вверх, наклоны в стороны)
Знаком мне шум твой величавый (рывки руками)
И твой поклон, и блеск небес (наклоны вперед)
Над головой твоей кудрявой (шаги на месте)

V. Формирование навыков и умений (продолжение)

1. Ребята, а теперь давайте вспомним, почему имя существительное называется собственным?

(Собственное – это мое. У каждого человека есть собственное существительное. Только свое – имя)

- Да, у человека – это имя, у города, реки – название.

А остальные слова нарицательные. Это множество одинаковых предметов.

- А как пишутся имена собственные?

(Они пишутся с большой буквы)

Игра “Найди ошибки”.

На доске

Улетел Орел за город орел.

Наша поля вернулась с Поля.

а) Исправить ошибки и записать в тетрадь.

3. Все имена существительные можно разделить на 3группы; независимо от того какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа. На какие 3группы можно разделить существительные.

(Один учащийся раскрывает этот “секрет”, рассказывая грамматическую сказку.)

- Остроушко Яна.

4. А вот он “секрет” (Дети читают)

На доске плакат

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”
Средний род: “Оно – мое”
Это правило – твое!

5. Игра “Ну-кА отгадай”

(Учитель показывает предметы, уч-ся называют и определяют род) пишут в тетрадь.

Яблоко, груша, банан, свекла, гриб, осина, апельсин (проверка)

6. Работа по учебнику, упр.31.

(Один ученик работает на инд-ой доске Кто? еж. (ед.ч.) – Уйманова Кристина

а) проверка

VI. Итог урока

  1. Над какой темой мы работали на уроке?
  2. Приведите примеры имен существительных.
  3. Рефлексия

- Какое задание на уроке вам больше понравилось? Почему?

- Что не удалось вспомнить сразу? Почему?

- С каким настроением заканчиваем урок?

Спасибо всем. Вы молодцы!