Методическая разработка уроков по изобразительному искусству для начальных классов (по декоративно-прикладному искусству) "Золото Хохломы"

Разделы: МХК и ИЗО


Урок №1. Вводная лекция.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством (роспись).
  • Раскрыть истоки народного творчества
  • Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

В нашу жизнь как эстафета прошлого входят народные художественные промыслы. Это уже не собственно народное, крестьянское, а профессиональное декоративно-прикладное искусство. Оно берет истоки в народных традициях, но уже значительно более поздних времен, чем вековые крестьянские. Некоторые из них возникли в XIX – XX вв. Многие промыслы имеют свои профессиональные школы и развитое производство.

Однако они развиваются во многом по законам образного строя народного искусства, которое при стойкости традиционных форм позволяет развивать невероятное обилие вариантов. Каждый промысел имеет свою чуткую иконографию, довольно узкий круг тем и средств. С одной стороны, жесткая определенность тем, форм и красок, с другой – система бесконечных вариантов; нет двух одинаковых работ. – Это характерный признак характерно развиваемого народного искусства. Это искусство рукодельное, не машинное, и в этом его огромное преимущество и прелесть.

Народные художественные промыслы – путь приближения к корням своей культуры.

Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву и камню, ковка, литьё, чеканка и. т. д. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными досками, вышитыми полотенцами а многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы – деревянные ложки, блюда, миски, чашки, ковши для воды и.т.д. и сами их украшали. Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены в большим искусством. Эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным.

Как же этот народный мастер смог создать такой узор? Кто ему смог подсказать, как надо делать? Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду.

Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в повседневной жизни.

Надо хотя бы однажды увидеть сразу очень много хохломских изделий, (как в лачилке) чтобы стала очевидной сила их многовекового не проходящего волшебства.

В первый раз это великолепное многообразие ошеломляет не меньше, чем звездное небо, открываемое нами в детстве. Ошеломляет беспредельностью простых деревенских женщин и девчат. И невольно задумываешься об удивительных качествах нашего народного искусства.

г. Семёнов – центр Хохломы. Сюда роспись попала лишь в ХХ годы нашего столетия. Здесь в 1918 году и школа художественной обработки дерева была организована, и один из её выпускников положил начало артели, которая выросла в конечном счете в большую фабрику “Хохломская роспись”. Сейчас уже более тысячи трехсот на ней работает.

Расписываемые изделия женщины ставят на высоко поднятые колени – так удобнее всего… И беспрестанно крутят, выводя на них тонкими кисточками быстрые ловкие линии – контуры листьев, цветов, ягод птиц, фон потом зальется красной или черной краской, а орнамент станет золотым. Этот вид росписи называется “под фон”. И есть еще “кудрина”, когда поверхность покрывается сплошными причудливыми завитками, отдаленно напоминающими золотые кудри добра молодца: под ними всегда только черный цвет.

И третий вид росписи – “травка”. На первый взгляд самый вроде бы простой здешний узор: по золотому фону, чередуясь, идут закручивающиеся тонкие красные и черные листья травы. Каждый листок, даже самый длинный, кладется одним непрерывным и очень быстрым движением кисти, вернее, лихими росчерками её, потому что художница держит в это время кисть торчком и крутит её в пальцах. А между листьями ставятся точки-ягодки. Узор этот старейший, изначальный для Хохломы, и воскресил его в ХХ годы дед Лушиной (Архип Михайлович Серов). Его травка славилась своей особой легкостью и изяществом.

У каждой вещи свой неповторимый отлив: то это золото червонное, то словно гречишный мед, то как осенью березовые листья, то будто бы и не краска вовсе, а всплеск радости, каким – то издан обретший плоть и засветившийся, задышавший… Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по – праздничному красочна.

Хохломской орнамент существует не одну сотню лет; развиваясь, он сохраняет свои традиционные основы. В нем сберегается понимание законов декоративного ритма и приемов плоскостной силуэтной трактовки мотивов.

Украшая предмет, художник никогда не повторит узор, он всякий раз по-новому располагает цветы, листья, травку придавая орнаменту неповторимое своеобразие. “Как музыкант из органической гаммы звуков извлекает бесконечное разнообразие мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цветов, традиционных мотивов создаёт каждый раз новый узор и находит неожиданный декоративный эффект, новые ритмы, передаёт иное настроение”.

В этой способности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства Хохломы, ставшего гордостью нашей национальной культуры.

Вывод:

  • Мы познакомились с истоками народного творчества - центр Хохломы.
  • Получили представление об орнаменте, его связи с природой о многообразии узоров.

Урок №2. Тема: Золотые травы Хохломы.

Цель:

  1. Развивать эстетическое отношение к действительности;
  2. Дать первые эстетические сведения о Хохломе.
  3. Способствовать чувству бережного отношения к родной природе.
  4. Развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.
  5. Организовать коллективный исследовательский поиск новых эстетических знаний.

Материалы к уроку.

  • образцы декоративно-прикладного искусства – изделия мастеров Хохломы (ложки, миски, чашки, ваза и.т.д.)
  • репродукции изделий хохломских мастеров;
  • методические таблицы № 1,2 “Хохломская травная роспись”;
  • натурный материал – небольшие веточки сосны, сухие веточки
  • слайды
  • (музыка) кассета “Русская народная музыка”.
  • бумага; черная акварель, гуашь, палочки кисти.

План урока.

1. Орг. Момент.

2. Беседа о красоте хохломского растительного орнамента;

3. Объявление темы урока. Рассматривание изящных по форме веток деревьев.

4. Работа с красками.

(Объяснение как средствами графического рисунка – линиями разной толщины – можно передать красоту живой природы).

5. Самостоятельная работа учащихся над рисунком.

6. Подведение итогов урока. Анализ выполненных работ.

7. Задание на дом.

Гуляя в лесу, поле, Бергом реки, разве не удивлялся ты красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы – пчелы?

Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали родные природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в пользовании, мастерски выполненные. К ним относится и Хохлома.

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях клубничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородину, рябинку. Называют одни ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по – другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив загорит по-новому.

Но мастер вовсе не стремится показать растения в точности такими, какими мы видим их в лесу. Хохломские изображения декоративны – они в самом общем виде передают красоту живой природы. Это орнаменты – украшения предметов. И поэтому впечатления постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментного мотива.

(во время беседы учащиеся внимательно рассматривают расписную посуду и фрагменты растительного узора).

“Сегодня на уроке мы будем учиться у Хохломских мастеров видеть красивое в нашей природе и в своих рисунках передадим изящную форму веточек, которые лежат у каждого на партах” - объявляю тему.

Вся сложность предстоящей работы заключается в том, что нарисовать красивые веточки надо одним черным цветом.

(В быстром наброске показываю учащимся приём изображения палочкой и кистью линий разной толщины, которые могут передать красоту живых растений).

Наиболее выразительными получаются рисунки, если на одном листе изображаются веточка хвойного дерева и веточка лиственного дерева. Соседство разных по силуэту мотивов усиливает тональный контраст, даёт большие возможности для вариации широких и узких линий. Путем сравнения пушистой веточки хвойного дерева с тонкой, изящной лиственной веточкой обостряется наблюдательность детей, активизируется поиск выразительных средств. (См.Приложение к уроку №2.)

Итог урока.

  • мы познакомились с красотой хохломского растительного
  • орнамента;
  • научились приёмом изображения палочкой и кистью линий
  • разной толщины, которые могут передать красоту живых
  • растений;
  • выполнили практическое задание, обсудили результаты
  • работы.

Д.З. Найти в журналах, посмотреть дома открытки, книги о Хохломе.

Урок №3. Тема: Художественные ценности “травного орнамента”.

(Упражнение в исполнении элементов “травки” по мотивам Хохломы).

Цели:

  1. Развивать эстетическое отношение к действительности;
  2. Дать сведения о художественной ценности “травного орнамента” в хохломских изделиях;
  3. Способствовать чувству бережного отношения к родной природе;
  4. Закрепить графические умения в передаче ритма на сложных элементов “травки” в полосе. (Травинки, кустики, стебель, ягодки)
  5. Развивать творческое отношение учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.

Материалы к уроку.

  • образцы предметов декоративно-прикладного искусства мастеров Хохломы, Городца, Гжели, Жостово.
  • методическая таблица №1 “Хохломская травная роспись”.
  • Выставка к уроку: иллюстрированный материал о Хохломе.
  • слайды, музыка.
  • бумага (затонированная в желтый или красный цвет), гуашь, кисти, палочки.

План урока.

1. Орг. Момент.

2. Повторение сведений о растительном узоре в народном искусстве.

3. Сравнительный анализ растительного орнамента Хохломы и Городца

4. Сообщение нового о художественной ценности “травного орнамента” или “травки” в хохломских изделиях.

5. Объяснение упражнения на изображение “травки”.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Незабываемое впечатление остается у детей при виде разнообразных изделий и репродукций, посвященных Хохломе и другим народным промыслам. Всюду царствует растительный орнамент.

Я организовываю выставку с целью провести изобразительную викторину. Поэтому репродукции и изделия Хохломы чередуются с изображениями или изделиями тех промыслов, с которыми учащиеся знакомились ранее. Здесь и кухонные расписные доски, поставцы, украшенные Городецкими розанами и купавками, блестящие жостовские подносы, и сияющая синим кобальтом посуда Гжели и.т.д.

Во время беседы – повторения, которая протекает в форме быстрой и веселой викторины, возможны вопросы:

“Кто покажет на выставке изделия народных художников из Хохломы”?

Какие краски любят применять хохломские художники (мастера)?

Покажите цветы и листья в украшении изделий не хохломских мастеров.

Как называются эти изделия?

Какие излюбленные мотивы родной природы изображены на всех изделиях?

Как называется такой узор или орнамент?

(Материалы выставки убираю, чтобы сосредоточить внимание учащихся на красоте хохломского травного узора).

“Узор из цветов трав и ягод называется растительным орнаментом”.

Хохломские художники так и говорят: “Пишу под растительный орнамент”. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них “травный орнамент”, или просто “травка”. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять, и больше кустиком. “Травка” отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежных озер и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется “Осочка”.

Художник сохраняет только самые общие и главные признаки. “Травка” обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи (травинки по сторонам основного кустика и бусинки ягодки на длинных стебельках) делают эту роспись особенно живой и изящной.

“Травка” самостоятельный вид росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже наз. “травным”, или именем ягодки или цветка.

(Демонстрирую изделия, украшенные “травкой” на красном, черном или золотом фоне).

Перед учащимися раскрывается один из секретов творчества хохломичей – как пишется травка, с тем, чтобы ученики сами попробовали свои силы в изображении кудрявой травки.

См. таблицу “хохломская травная роспись”.

Основные элементы травки: удлиненные, изогнутые былинки; штрихи- травинки, кустики, стебель травки, на котором посажены кустики.

Главная особенность и привлекательность хохломской травки в том, что она написана сразу кистью. Узор получается мягкий, легкий и подвижный.

Начертание крупных завитков – травинок, напоминает исполнение девушек в городской росписи: нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки. Штрихи – травинки у основания кустика наносятся легкими движениями кончика кисти, без нажима (заточенная палочка). Используют и тычок, который обмакивают в краску и наносят горошины – ягоды.

(Показав учащимся последовательность выполнения травки: стебель, удлиненные, согнутые былинки, - предлагаю им поупражняться самим). Ребята работают самостоятельно.

Основное назначение этого упражнения?

Открыть перед учащимися новый художественный строй орнамента, в котором доминирует ритм травяной росписи.

С помощью хохломского искусства учащиеся по-новому познают красоты родной природы. Такого чуда они еще не видели ни в одном изделии народных промыслов.

Итог урока:

  1. Познакомились с “травным орнаментом” в хохломских изделиях.
  2. Закрепили графические умения в передаче ритма несложных элементов “травки”.
  3. Углубили эстетические познания о народном творчестве; активизировали творческое воображение.

Урок №4. Тема: “Узоры Хохоломы”

Цели:

  • развивать эстетическое отношение к действительности;
  • дать сведения о художественной ценности “травного” орнамента;
  • закрепить графические учения в передаче ритмов несложных элементов “травки”;
  • развивать творческие способности, воображение, способствовать формированию хдожественного вкуса.

Материал и оборудование:

  • образцы предметов дек-пр. иск. Мастеров хохломы
  • выставка детских работ
  • методические таблицы
  • заготовки для росписи.
  • краски, кисти, бумага, вода
  • Музыка “Русские народные песни”.

План урока.

  1. Беседа о возникновении росписи
  2. Работа с красками /вспоминаем основные приемы выполнения травного орнамента/.
  3. Самостоятельная работа учащихся / роспись травным орнаментом с ягодами или цветами/.
  4. Подведение итогов урока.

Здравствуйте!

Ребята! Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Путешествовать мы с вами будем по местам народных худ. промыслов.

А поможет нам наш гость – “Радужка”. Он подскажет тему урока.

(Вызываю ученика к доске, он достаёт тему)

Итак, “Узоры хохломы”.

Начнем свое путешествие с истории.

На волге есть село Хохлома, где возник промысел росписи по дереву. Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, вазы, солонки, сказочные ковши – утки, а еще детскую мебель.

Прежде такие вещи (товар) на ярмарку возили.

Почему же так охотно покупали хохломские изделия?

Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия.

В чем секрет золотого узора и каков он сам?

Мужчины точили из липы заготовки – белые, звонкие;

Женщины их грунтовали глиной – вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили.

Вот по такой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись.

Ребята! Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие любимые цвета используют мастера?

(красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок).

А золото-то откуда?

В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом горел узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь.

Закалится лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото!

(Показываю деревянную посуду, дети её рассматривают).

Ребята! Какие узоры вы видите на посуде? (листики, ягодки, завитки, точечки)

А с чем можно сравнить эти рисунки?

Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (у природы – веточки, листки, травка)

Правильно!!!

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные.

Природа вокруг какая: глаз не оторвать!!!

Сейчас мы с вами попробуем нарисовать узор “травка”.(показываю таблицу и одновременно работаю на доске).

Кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

См. Приложение №1, Приложение 2 Приложение,3 к уроку 4.

Составим узор из этих элементов.

За основу возьмем стебель с листьями.

См. Приложение №4 к уроку 4.

Ребята! Обратите внимание на чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий.

Все травинки, маленькие и большие кудрявятся, не касаясь стебелька – “криуля” или собираются к общему “корешку”.

Роспись “травка” создается на серебристом фоне. Кроме растительных орнаментов и узоров из листьев, цветов, ягод хохломские мастера любят писать петухов, птиц.

А сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера:

(ложки, плошки, вазы…)

Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.

Хохломская роспись -
Алой моды россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
В этот несказанный
Праздничный наряд!
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша хохлома!

Вот мы прослушали стихи, попробовали нарисовать основные элементы “травного узора”, познакомились с узорами “под фон”, “кудрина”, “птицы”.

Теперь настало время самим поработать в качестве мастеров – художников.

И я хочу вам передать слова знаменитого мастера Степана Веселого: “Учись у стариков и природы, а пишите свои узоры что близки к сердцу. Это будет настоящее творчество”!

Согласны ли вы с этими мудрыми словами?

А если согласны, то за работу. Музыка.

(Ребята расписывают заготовки)

(Сначала стебельки – “криуль” плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны ягодки, цветы).

Следите за колоритом рисунка.

Выводит рука причудливые завитки, травки, оживают вырезанные заготовки, превращаясь в образ.

Итак, ребята, близится наше путешествие к завершению, а это означает, что нам нужно подвести итог, что же мы узнали из нашего путешествия:

  • историю создания росписи;
  • повторили и узнали новые виды росписи;
  • узнали об использовании красок (какие? красный, черный, желтый, зеленый)
  • расписали заготовки

Вы получили нравственный заряд от встречи с прекрасным, истинно народным искусством.

Посмотрите на свои произведения искусства!

Молодцы! Спасибо вам за участие в нашем путешествии.