Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Правописание числительных – орфография на уроках математики"

Разделы: Математика, Русский язык


Цель урока: закрепить навыки правильного употребления имен числительных (написания и произношения) в собственной речи, в частности на уроках математики.

1. Введение

Физик (учитель математики): Цифры окружают нас везде. С ними мы знакомимся с раннего детства. Мы привыкли видеть их в учебниках, по которым учимся, в газетах и журналах, которые читаем, мы слышим их по радио и телевидению.

Лирик (учитель русского языка): Сейчас вы уже знаете, что имена числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Это очень интересный морфологический материал, так как цифры “знают” и “говорят” о многом. Поэтому очень важно научиться правильно употреблять имена числительные (писать и произносить их) в собственной речи, использовать полученные знания на других предметах.

Этому посвящено наше занятие.

Физик: выполните задание, прописывая каждый шаг:

Решите уравнение Х + 25 = 50

Сравните, не приводя к общему знаменателю и

Сформулируйте текст задачи и решите ее по предложенной краткой записи:

бидон объемом 3 литра - 1,5л молока

бидон объемом в 5 литров - ? л, 20% от ?л

Комментарий:

1. х + 25 = 50 (сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти)

х = 50 – 25 (из пятидесяти вычесть двадцать пять или от пятидесяти отнять двадцать пять)

х = 25 ( икс равен двадцати пяти)

2. < (двадцать пять двадцать шестых меньше двадцати шести двадцать седьмых), так как при сравнении дополнений до единицы получаем >(дробь одна двадцать седьмая меньше дроби одна двадцать шестая)

3. Текст задачи: в трехлитровый бидон налили полтора литра молока, а в пятилитровый двадцать процентов от трёхлитрового. Сколько молока в двух бидонах?

Лирик: в своих ответах вы, ребята, неоднократно использовали числительные, давайте еще раз обратим внимание на правильность употребления числительных при решении математических задач.

Комментарий: всем ребятам раздаются памятки.

2. Теоретический блок

Памятки (см. Приложение)

При чтении разностей следите за верным сочетанием предлогов и глаголов:

глагол вычесть требует предлога из,

глагол отнять требует предлога от.

Например:

из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять.

Или

от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что название букв x, y, z – мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода.

Склонять названия букв в математике не принято.

Например:

x +25 = 50 – сумма икс и двадцати пяти

равна пятидесяти;

x = 25 - икс равен двадцати пяти;

p – 18 =20 – разность пэ и восемнадцати

равна двадцати;

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, а знаменатель – порядковое числительное.

Например: одна пятая;

семь десятых;

восемьдесят три сто

пятьдесят вторых

При сравнении дробей первую из них читают в именительном падеже, а вторую – в дательном либо добавляют слово дробь и не изменяют названия дробей.

Например:

запись <читают:

- четыре девяностых меньше шести сорок пятых

- дробь четыре девяностых меньше дроби шесть сорок пятых.

Существительное, обозначающее название месяца, в сочетании с числительным всегда стоит в родительном падеже.

Например:

Р. п.

от пятого

Т .п.

с пятым

Р. п.

мая;

Р. п.

мая;

Д. п.

к пятому

П. п.

о пятом

Р. п.

мая;

Р. п.

мая.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на - литровый, - метровый, –сотый, - тысячный, - миллионный, - миллиардный и

т. д. пишутся в одно слово.

Например:

Двадцатилитровый, шестнадцатитысячный, сорокапятимиллионный.

3. Практическая часть (правильный ответ выделен курсивом)

1) Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. Как эти числа называются в математике?

  1. Семь
  2. Седьмой
  3. Семиборье.

2) Решите примеры:

  1. 45 : 5 Девять
  2. 348 – 48 Триста
  3. - 205 · 22 Минус четыре тысячи пятьсот десять

Полученный ответ запишите словами. Сколько следует слов писать в составе этих числительных?

3) Поставьте в творительном падеже:

  1. 15 экземпляров книг Пятнадцатью экземплярами книг
  2. 60 экспонатов Шестьюдесятью экспонатами
  3. 400 тетрадей Четырьмястами тетрадями
  4. 8 котят. Восемью котятами

4) Запишите словами:

  1. z = 28 Зет равен двадцати восьми
  2. k = 237 Ка равно двумстам тридцати семи
  3. ( x + y) · 11 Произведение суммы икс и игрек и числа одиннадцать

5) Согласуйте числительные с существительными в следующих предложениях:

  1. На 34 турист(ов).. были выданы продукты.
  2. Я увидел на платформа 22 ученик(а.). нашей школы.

6) Составьте словосочетания числительных трое, три с существительными щенки, дети, врач, лакомка, моряки, балерина, старушка.

Трое щенков, детей, врачей, моряков.

Три лакомки, балерины, старушки.

7) Решите уравнения, полученный ответ запишите словами.

  1. x - 6724 = - 6642 Икс равен восьмидесяти двум.
  2. ( x – 17691) · (- 567) = 0 Икс равен семнадцати тысячам шестьсот девяносто одному.
  3. х : (- 7) = - 103 Икс равен семистам двадцати одному.
  4. 457 – x = -250 : (- 50) Икс равен четыремстам пятидесяти двум.

Можно ли определить род у полученных числительных?

8) Запишите прописью числительные и поставьте существительное в нужный падеж:

113/4 гектар.. земли; 9,5 процент..; 2,9 метр..; 0,17 литр..; к 23/4 + 16,5; от 3287 – 22,7.

Одиннадцати целым трем четвертым гектара земли, девять целых пять десятых процента, две целых девять десятых метра, ноль целых семнадцать сотых литра, к двум целым трем четвертым прибавить шестнадцать целых пять десятых, от трех тысяч двухсот восьмидесяти семи отнять двадцать две целых семь десятых.

Помните! Названия единиц измерения всегда произносят полностью.

9) Найдите подлежащее в предложении:

А через площадь, против них,
Искусными руками
Умельцев – русских крепостных –
Приподнялись два льва резных
С зеркальными зрачками. (Н. Кончаловская)

Варианты ответов:

  1. Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже.
  2. Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

Какое слово в данном отрывке имеет несколько значений, одно из которых употребляется в математике? (Площадь)

Проводится проверка теста. Последний ответ – площадь.

4. Предлагается интеллектуальная пауза.

Физик (показывает квадрат со стороной 10 см):

- Какова площадь этого квадрата?

- Как разрезать его на два равных прямоугольника?

(Ученик, вызванный к доске, объясняет и разрезает)

Учитель прикладывает полученные прямоугольники

- Какая получилась фигура?

- Чему равна длина и ширина этого прямоугольника?

- Чему равна площадь этого прямоугольника?

Учитель прикладывает полученные прямоугольники

- Какова площадь этой фигуры?

- Можно ли ответить на этот вопрос, не производя никаких измерений?

Лирик: В русском языке есть особые изобразительно – выразительные средства, основанные на использовании имени числительного. Например, создание головоломок, ребусов, шарад, особых поэтических форм. Предлагаем решить некоторые из них.

5. Задание: запишите словами предложенные ребусы:

ПИ 100 ЛЕТ, ПРО 3, 40 А, 1 ОЧКА

Решите предложенный кроссворд. Заполните клеточки словами, значение которых дано ниже. Подсказка: это могут быть различные части речи, содержащие числительное один (един).

  1. Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе.
  2. Издающий один и тот же звук.
  3. Соединить вновь.
  4. Ученик того же класса, в котором кто – то учится.
  5. Точно такой же.
  6. Место, где что – то соединено.
  7. Состоящий из одного, не двойной.
  8. Человек одних лет с кем – либо, ровесник.
  9. Морское животное с длинным бивнем в виде рога.
  10. Один раз.
  11. В одно целое.
  12. Цифра “1”.
  13. Общность, полное сходство.
  14. Тот, кто один, без других.
  15. Двухколесный экипаж.
  16. Только один, единственный.
  17. Однотомное издание.
  18. Пьеса из одного акта.
  19. Люди с одинаковой фамилией.
  20. Бой один на один.
  21. Сослуживцы одного полка.

Ответ:

1 однажды; 2 одноголосие; 3 присоединить; 4 одноклассник; 5 одинаковый;

6 соединение; 7 одинарный; 8 одногодок; 9 единорог; 10 единожды; 11 единое;

12 единица; 13 единство; 14 одиночка; 15 одноколка; 16 единичный; 17 однотомник; 18 одноактная; 19 однофамильцы; 20 единоборство; 21 однополчане.

Вывод:

  • мы закрепили навыки правильного употребления имен числительных (написания и произношения) в собственной речи, в частности на уроках математики;
  • развивали творческую, речевую и мыслительную деятельность, используя разные формы (тест, интеллектуальную разминку, кроссворд, аудирование);
  • вспомнили правописание числительных, расширив круг слов для запоминания;
  • повторили математическую терминологию.