Интеллектуальный турнир по информатике

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Задачи внеклассного мероприятия:

  • Учебные:
    • систематизировать полученные знания, умения и навыки по истории развития вычислительной техники, технологии обработки текстовой, графической и числовой информации;
    • использовать возможности локальной сети для проверки выполнения заданий участниками турнира;
    • способствовать умению студентов эффективно работать в микрогруппах, сформированных для участия в турнире;
    • привитие навыков информационной культуры.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию творческого мышления и воображения;
    • содействовать развитию самостоятельной инициативы и творческой активности;
    • способствовать расширению кругозора студентов.
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства ответственности за себя и других членов команды;
    • привитие интереса к предмету “Информатика”.

Участники турнира.

  • Состав команды “СЕРВЕР” из числа студентов I курса специальности “Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования” (по отраслям). Всего – 10 человек.
  • Состав команды “АТРИБУТЫ” из числа студентов I курса специальности “Технология машиностроения”. Всего – 10 человек.

Подготовительный этап.

Турниру предшествовала длительная подготовка. Был объявлен конкурс на лучшее приглашение на турнир, в котором приняли участие все первокурсники. Лучшие приглашения были розданы преподавателям, студентам старших курсов, которые приняли участие в качестве строгих арбитров и болельщиков.
После того как определились составы команд, участвующих в турнире, началась тщательная подготовка – надо было выбрать название команды, девиз, эмблему, подготовить визитную карточку команды в виде компьютерной презентации.
В качестве домашнего задания участники турнира составляют кроссворд по информатике, включающий не менее 15 слов. На турнире происходит обмен кроссвордами между командами, которые принимают участие в их разгадывании.
Среди студентов I и II курсов проведено анкетирование на тему: “Использование сленга ненормативной лексики в разговорной речи”. Был опрошен 121 студент I курса и 84 студента II курса. Необходимо было обработать результаты анкетирования во время турнира представителям команд и построить диаграмму.
В качестве домашнего задания участники имели возможность подготовить ответы на вопросы викторины “ЭВМ вчера, сегодня и завтра” и поделиться с соперниками своими знаниями во время турнира.

План проведения турнира:

1. Вступительное слово преподавателя

2. Раунд I “Давайте познакомимся!”

Показ компьютерных презентаций с фотографиями участников турнира, их увлечениями и интересами с помощью мультимедийного проектора. Между презентациями №1 и №2 – музыкальная пауза.

 3. Раунд II “Визитная карточка команд-участников турнира”

В визитной карточке отражено:

1. Название команды.
2. Девиз.
3. Эмблема команды, что она означает.
4. Сценка, отображающая название команды.
5. Приветствие команд.

В перерыве между представлениями команд – музыкальная пауза.

4. Раунд III “Путь к успеху”

Отгадывание кроссворда команды-соперника. Результаты демонстрируются на экран с помощью мультимедийного проектора.

5. Раунд IV “Современный студент в цифрах”

Обработка результатов анкетирования студентов I и II курсов в виде диаграмм.

6. Раунд V “Предвидеть будущее”

Конкурс художников. Сделать наброски – рисунки, отражающие правила по технике безопасности студентов колледжа в XXII веке.

7. Раунд VI “Спрашивайте – отвечаем”

Проведение викторины “ЭВМ вчера, сегодня, завтра”.

8. Подведение итогов турнира. Заполнение судейской бригадой турнирной таблицы.

ХОД ТУРНИРА

Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы проводим соревнование по информатике между двумя командами.

Представление ведущей турнира, состав судейской бригады, группы технической компьютерной поддержки турнира.

Ведущая:

Турнир по информатике
Сегодня состоится.
Сразятся не романтики,
Сразятся программисты.

Конечно, будет сложно,
Но впереди – успех.
Сегодня всё возможно,
Жаль лавры не для всех.

Болельщики вам рады,
Желают все добра,
И лучшая награда –
Хорошая игра.

Ведущая: Интеллект – (от латинского intellect’s – познание, понимание, рассудок) понимается как способность мышления, рационального познания. Турнир – военное состязание рыцарей в средние века в Западной Европе. Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.

Ведущая объявляет о проведении жеребьёвки для участия в I раунде (участники команд устанавливают очерё дность просмотра компьютерных презентаций).

Проводится I раунд “Давайте познакомимся”. Оценивается конкурс от 1 до 3 очков.

Начало каждого раунда отмечается звуком гонга.  В перерыве и после завершения каждого раунда – музыкальная пауза.

Ведущая объявляет о проведении II раунда “Визитная карточка”. Он оценивается от 1 до 3 очков.

Ведущая объявляет о проведении III раунда “Путь к успеху”. Он оценивается от 1 до 3 очков.

Участники обмениваются кроссвордами и отгадывают их. Каждый кроссворд заносится в компьютер. Результаты отгадывания все присутствующие и жюри могут видеть на экране с помощью мультимедийного проектора.

Ведущая:

Был проведён недавно тест,
И он принёс дурную весть:
Использую подростки сленг,
И понемногу растёт темп.

Сегодня – сленг, а завтра – мат,
И речь в устах идёт на скат.
Когда сленг выйдет из голов?
Ведь среди них полно умов…

И чтобы речь свою поправить,
И в русло нужное направить,
Читать всем надо, и побольше,
Так сленг из речи выгнать проще.

Проводится IV Раунд “Современный подросток”. Оценивается от 1 до 3 очков.

Ведущая: Среди студентов I и II курсов было проведено анкетирование на тему “Использование сленга и ненормативной лексики в разговорной речи”. Анкеты были анонимными и содержали 4 вопроса:

  1. Как часто вы используете сленг?
  2. Как часто вы используете мат?
  3. Ваше любимое сленговое слово, слово-паразит.
  4. Считаете ли вы использование сленга некультурным?

Участники турнира обрабатывают результаты анкетирования с помощью электронных таблиц, строят диаграммы по каждому из 4-х вопросов анкет. (Приложение 2) Результаты по сети при помощи группы технической компьютерной поддержки собирает жюри. Эти результаты сразу же показываются на экране с помощью проектора.

Одновременно ведущая выдаёт задание на V раунд “Предвидеть будущее” – конкурс художников, который оценивается от 1 до 3 очков.

Ведущая: Людей, которые предвидят будущее, называют предсказателями. Попробуйте и вы стать такими предсказателями и сделать некоторые наброски – рисунки по соблюдению правил по технике безопасности на уроках информатики в XXII веке.

Рисунки выполняют в графическом редакторе. К рисункам дается лаконичное пояснение. Затем они собираются по сети при помощи технической компьютерной поддержки и демонстрируются на экране с помощью проектора. Оценивается от 1 до 3 очков.

Ведущая: Пока участники заняты в III, IV и V Раундах, проводим VI Раунд “Спрашивай – отвечаем”, проведем викторину “ЭВМ вчера, сегодня, завтра”. За каждый правильный ответ дается 1 очко, за дополнительный ответ – 0,5 очка.

Жюри следит за правильностью ответов и подсчитывает очки.

Ведущая: Наш турнир подошёл к концу. Слово – судьям!

Зачитывают результаты турнира. (Приложение 1)

Ведущая:

Вот подошел к концу турнир,
Такого, как этот, не видел весь мир!
Обеим командам пришлось нелегко,
Но нам, к сожалению, ясно одно:
Есть проигравший, а есть победитель,
Конечно, по праву оценит их зритель.
Обе команды стремились к победе,
Надеюсь, никто не остался в обиде.
Участие – вот, что главнее всего.
И то, что сыграли – и так хорошо!

Заключительное слово преподавателя по результатам проведенного турнира.

Викторина по информатике “ЭВМ вчера, сегодня, завтра”

1. Кто сконструировал первый арифмометр в XVII веке, выполнявший четыре арифметических действия?
2. Кому принадлежит идея использования двоичной системы счисления в вычислительных устройствах?
3. Кто впервые сформулировал состав и назначение функциональных элементов автоматического вычислительного устройства?
4. Кому принадлежит идея программного управления вычислительными процессами?
5. Кто внес решающий вклад в возможность формальных преобразований логических выражений?
6. Когда и под чьим руководством была создана первая электронно-вычислительная машина ENIAC?
7. Как называлась первая отечественная ЭВМ и кто автор её разработки?
8. Охарактеризовать ЭВМ первого поколения?
9. Что характерно для ЭВМ второго поколения?
10. Что явилось элементной базой ЭВМ третьего поколения?
11. Что понимается под термином ”Современная информационная система”?
12. Что явилось причиной перевода информационных ресурсов человечества на электронные носители?
13. Что означает термин “Информатизация общества”?
14. Что включает в себя понятие ”Информационная культура”?
15. Привести примеры декларативных и процедурных знаний.
16. Какая роль в развитии ЭВМ принадлежит Джону фон Нейману?

Приветствия команд

Сервер:

Команда “Сервер” – просто класс!
Друзья, болейте же за нас!
Поддержка ваша так важна,
Победа очень нам нужна!
Кто будет первым – неизвестно,
Желаем вам победы честной!

Атрибуты:

Мы, команда, “Атрибуты”,
Скажем честно, без утех,
В знания свои обуты,
И победа – без помех.
Чародеи мы как-будто,
Встречу с нами не забудь ты!
Кто победит – решать не нам,
Успеха мы желаем вам!