Основы кинематики за 10 уроков физики

Разделы: Физика


В нашем лицее обучение начинается с девятого класса и дети учатся всего 3 года. Они приходят в 9-й класс лицея из разных школ и с разным уровнем подготовки. Как научить обучающихся решать задачи по разделу "Основы кинематики" при недельной нагрузке 2 часа в непрофильных классах? Я добиваюсь хороших результатов (это показала прошедшая аттестация) за счет: 1) четкой постановки образовательной цели урока для обучающихся на разных этапах урока; 2) интеграции курса физики и математики; 3) за счет работы с текстом и рисунками учебника и задач (учу анализировать условия задачи через рисунок).

Обучение проводится по учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика 9 класс".

I. Поурочное планирование раздела "Основы кинематики"

№ урока

п/п

Тема урока

Образовательная цель урока для обучающихся

1 Механическое движение: основные понятия. Основная задача механики Знать: 1) что такое механическое движение, материальная точка, траектория, путь, тело отсчета, система отсчета, относительность движения;

2) что положение тела определяется координатой, и что такое координата?

2 Характеристики механического движени,  перемещение Знать: что механическое движение определяется векторными физическими величинами: вектор скорости (), вектор перемещения (), вектор ускорения ()

Научиться: определять проекцию и модуль перемещения и отличать перемещение от пройденного пути.

3 Определение координаты движущегося тела. Научиться:

1) решать главную задачу механики - находить координаты тела в любой момент времени;

2) определять значение проекций вектора перемещения на координатные оси и его модуль.

4 Прямолинейное равномерное движение. 1) Понимать: физический смысл скорости.

2) Записывать формулу перемещения в векторном виде () в проекциях (Sx=Vxt), через модуль (S=Vt)

3) Решать задачи с использованием уравнения координаты X=X0+Vxt.

4) Строить графики скорости, координаты, перемещения, пути, равномерного движения.

5 Равноускоренное движение Знать:

1) что характер движения определяется по изменению скорости;

2) что такое ускорение, формулу ускорения, единицы измерения, направление вектора ускорения;

3) что такое мгновенная скорость и ее формула;

4) формулу перемещения.

6 Решение задач на тему "Равноускоренное движение" Научиться:

1) записывать формулу через проекции и через модули с учетом знаков проекций;

2) применять формулы для решения задач.

7 Графическое представление равноускоренного движения (интегрированный урок на уровне обобщения) 1. Учиться анализировать зависимости между физическими величинами;

2. Понять, что графики зависимости физических величин от времени аналогичны графикам функции y(x) в математике.

8 Решение задач графическим и аналитическим способами. 1. Знать, что функция может быть задана аналитически (в виде формулы) и графически;

2. Научиться "читать" график:

а) по обозначениям осей координат установить какая физическая величина является аргументом, какая - функцией;

в) по виду линии графика (прямая, парабола проходит через начало координат или нет) установить зависимость между величинами.

9 Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Научиться:

1) определять ускорение шарика и его мгновенную скорость при движении по наклонному желобу;

2) определять абсолютную погрешность при прямых и косвенных измерениях и записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности.

10 Решение задач, подготовка к контрольной работе. 1. Знать формулы равноускоренного движения и применять к решению задач.

2. Уметь получать из них частные случаи:

а) если V0=0 и X0=0

в) формулы равномерного движения, если а=0 и V=const.

11 Контрольная работа № 1.  

II. Интеграция курса физики и математики.

Для проведения интегрированного урока я разработала таблицу.

Перед работой с таблицей провожу актуализацию знаний по вопросам:

  • Что означает в математике выражение у(х)? (Функциональную зависимость между величинами.)
  • Как называется х? (Аргументом.)
  • Как называется у? (Функция.)
  • Какими способами можно задать функцию? (Аналитически - в виде формулы, графически, в виде таблицы.)

Работа с таблицей

При закрытой последней колонке таблицы обучаемые объясняют графики функций, известных из курса математики. Выяснив, какая физическая величина является аргументом в формулах равноускоренного движения, обучаемые получают задание: построить графики зависимости физических величин от времени.

После выполнения задания открывается последняя колонка таблицы и обучаемые проводят самопроверку выполненного задания, вносят дополнения (линии графика при Vx< 0; x0 < 0; V0< 0)

Математика

Физика

Функция

График функции

Физическая величина

Формула

График

Равномерное прямолинейное движение.

Скорость V=const

y(x)=kx

Проекция перемещения на ось "ОХ"

Sx=Vxt

y(x)=kx+b

k > 0; b > 0

координата

X=X0+Vx t

 

 

Равноускоренное прямолинейное движение. Скорость изменяется

y(x)=kx± b

Проекция скорости

Vx = V0x+ax t

Чему соответствует точка С?

y(x)= ax2

Проекция перемещения

Sx = V0xt+

если V0=0

Sx =

y(x)=ax2+bx+c

Координата

X=X0+V0x t+

Литература

  1. Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкин "Физика.9 класс". М. "Дрофа", 2002.
  2. Л.А.Кропотова. Проектирование и анализ современного урока. Учебно-методическое пособие. Новокузнецк, Институт повышения квалификации, 2002.