Урок информатики по теме: "Запросы в базах данных в электронных таблицах Microsoft Excel"

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный: обучение новому материалу и закрепление пройденного.

Цели урока:

Образовательная:

  • Освоение возможности выборки данных по определенному признаку.
  • Использование в запросе логических операторов и шаблонов
  • Подготовка к изучению темы «Базы данных»

Развивающая:

  • Способствовать развитию логического мышления при решении практических задач
  • Совершенствовать навыки, полученные на занятиях
  • Самостоятельное освоение новых приемов во время выполнения практического задания

Воспитательная:

  • Привитие интереса к решению логических задач
  • Концентрация внимания при выполнении задания

Оборудование урока:

  • Компьютеры
  • Проектор
  • Файлы-презентации и Excel-файлы для освоения нового материала
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями для выполнения практической работы

Структура занятия

№ п/п Наименование структурных элементов урока. Деятельность преподавателя Время Деятельность учащихся
1 Организационный момент 1 – 2 мин Готовятся к уроку
2 Тест по теме: «Ввод и сортировка данных в БД» 8 мин Отвечают письменно.
3 Самопроверка тестов. Подведение итогов. 2 - 3 мин Проверяют свои тесты. Выставляют оценки.
4 Опрос с целью мобилизации знаний учащихся для усвоения новой темы 5 – 7 мин Участвуют в беседе, отвечают устно на вопросы преподавателя.
5 Сообщение темы занятия. Постановка цели. Мотивация знаний учащихся. 2 мин Записывают тему занятия.
6 Объяснение нового материала по теме: «Запросы в БД»

1. Показ презентации: Определение фильтрации. Введение понятия запроса. Вызов Автофильтра.

2. Упражнение (освоение вызова Автофильтра) в готовом файле Excel.

3. Показ презентации: Содержание раскрывающегося списка в поле. Разбор каждого элемента списка с примером в готовой таблице.

4. Упражнение на отображение уникальных записей.

5. Решение практических задач в готовой таблице:

Задача 1. Выбор наибольших и наименьших элементов списка.

Задача 2. Фильтр по условию с логическим оператором И.

Задача 3. Фильтр по условию с логическим оператором ИЛИ.

Задача 4. Создание фильтра для нескольких полей.

6. Показ презентации: Отмена режима фильтрации (без уничтожения фильтров)

7. Фильтрация в текстовом поле

Задача 5. Фильтр по 2 полям с использованием шаблонов в текстовом поле.

8. Показ презентации: Отключение Автофильтра.

9. Решение задач на основе данных готового Excel-файла (с обсуждением поставленных задач и поиском решений)

20 мин Ведут записи, выполняют параллельно с преподавателем действия по фильтрации данных в таблице, участвуют в беседе (отвечают на вопросы преподавателя, обсуждают возможные варианты решения), самостоятельно выполняют задания.
7 Закрепление изученного материала:

Практическая работа:

Задание 1. Лабораторная работа по изученной теме. Применение изученного материала в сходных задачах.

Задача 2. Применение темы в новых задачах, требующих творческого подхода.

Задание 3. Творческое решение задачи с применение ранее изученных тем.

30 – 35 мин Практическая работа на компьютере, задания дифференцированные.
8 Подведение итогов:

1. Вопрос: Что нового вы узнали на занятии? Какими методами мы пользовались, чтобы этого добиться?

2. Оценка работы каждого ученика и выставление итоговых оценок за занятие.

3. Домашнее задание

5 – 10 мин Отвечают на вопросы преподавателя, рассказывают о методах, с помощью которых решались практические задачи.

Конспект урока

Тема: «Запросы в базах данных в электронных таблицах Excel»

Примерный план диалога:

  1. Что может служить объектом БД? Приведите примеры.
  2. Каковы характеристики данного объекта? Какими свойствами он обладает и как их можно описать? Вывод: большое количество информации легче сохранить на компьютере в виде БД.
  3. В каком виде хранится информация в БД? Ответ: в виде таблиц
  4. Какие элементы таблиц БД вы знаете? Вероятные ответы: столбец, строка. Правильный ответ: поле, запись
  5. Что является полем? Если ответ – столбец, то какая информация хранится в столбце? Ответ: одна характеристика объекта
  6. Совокупность полей образуют … Ответ: Запись БД
  7. Хранение информации – это еще не все возможности БД. Сохраненная информация должна быть использована. Для этого мы освоили операцию сортировки записей в таблице БД.
    Вопрос: Что такое сортировка?
    Ответ: Сортировка – упорядочивание записей в таблице по возрастанию или убыванию.
  8. Как сортировать БД по одному столбцу? Можно ли сортировать по нескольким столбцам? С помощью какой команды меню можно производить сортировку? По скольким полям? Сортировка предоставляет возможность просмотра записей в БД в определенном порядке. Она эффективна тогда, когда БД короткая. Если БД большая, а нас интересуют только некоторые записи, которые удовлетворяют определенным условиям, мы обращаемся к фильтру.
  9. Что мы называем фильтром? Ответ: Просмотр записей, отвечающих определенным условиям, в экранной форме. В экранной форме мы можем просмотреть только одну запись. Это ненаглядный способ просмотра информации.

Сегодня мы познакомимся с более наглядным способом отображения отфильтрованных записей, которые выводятся на рабочий лист Excel.

Цель нашего занятия - научиться выбирать данные по определенным условиям и выводить их на рабочий лист Excel.

Эта работа называется запросом в БД

Для этого мы должны изучить приемы построения запроса, выбор критерия отбора записей из БД

Тема: «Запросы в базах данных в электронных таблицах Excel»

Фильтрация позволяет находить и отбирать для обработки записи БД, которые содержат определенные значения или отвечают некоторым условиям.

Остальные строки таблицы при этом скрыты.

Вывод записей на рабочий лист после применения фильтра называется запросом.

Запрос – вывод выбранных по определенному условию данных на рабочий лист Excel

Для отбора данных используют Автофильтр.

Организация запроса с помощью Автофильтра

  • Установить курсор в одну из ячеек таблицы БД.
  • меню Данные – пункт Фильтрвыбор Автофильтр

***********

Упражнение (освоение вызова автофильтра)

  • Откройте папку Мои документы
  • Найдите файл Приложение 1.xls и откройте его.
  • Установить курсор в одну из ячеек таблицы (например, Е4)
  • меню Данные – пункт Фильтр – выбор Автофильтр

Вопрос: Что изменилось в таблице?

В заголовки столбцов вставляются раскрывающиеся списки, с помощью которых можно задавать критерии поиска данных.
  • Раскрыть список в поле Отдел.

*****

Раскрывающийся список в поле содержит:

1. Перечень всех уникальных значений данного поля

**********

Упражнение: выбрать записи о сотрудниках первого отдела

  • В списке поля Отдел – Выбрать значение 1 (отображаются все записи, относящиеся к первому отделу)

Вопрос: Как изменился вид маркера?

Если к полю применен фильтр, то цвет маркера раскрывающегося списка изменится на синий.
  • выбрать опцию Все раскрывающегося списка поля Отдел (фильтр отменится, выводится вся таблица БД)

***********

2. Все - вывод всей исходной таблицы
3. Первые 10 - выбор нескольких наибольших или наименьших значений.
4. Пустые - ячейки, в которых нет данных.
5. Не пустые - ячейки, в которых есть данные

*************

Задача 1. Показать записи о 4 сотрудниках, имеющих самые маленькие оклады.

На доске

1. Начислено: min (4 сотрудника)

  • Раскрыть список поля Начислено – выбрать Первые 10.
  • В окне Наложение условия по списку в первом списке установите значение 4.
  • Раскройте второй список – выберите значение Наименьших.
  • В третьем поле оставьте элементов списка (выберутся только 4 записи с самыми маленькими окладами)

Выбрать опцию Все для отображения полного списка

**********

6. Условие – окно для формирования собственного условия пользователя (можно задать до двух критериев фильтрации одного столбца, связав их логическими операторами И или ИЛИ)

И – если оба условия должны выполняться одновременно.

ИЛИ – если выполняется хотя бы одно условие

В условиях поиска для текстовых полей можно задавать символы шаблона:

* - для указания любой последовательности символов в любом месте условия

? – для указания одного любого символа в заданном месте условия

***********

Задача 2. Вывести записи о сотрудниках, табельные номера которых находятся в пределах от 17 до 36.

На доске:

2. Таб.номер: >=17 И <=36

  • Раскрыть список поля Отдел – выбрать Условие
  • В окне Пользовательский фильтр можно указать один или 2 критерия отбора, объединив их с помощью логических операторов:

Для решения поставленной задачи используем следующее условие

  • В первом раскрывающемся списке выбираем больше или равно
  • В списке значений поля выбрать 17
  • установить переключатель в положение И
  • Во втором разделе условий выбираем знак – меньше или равно, значение поля – 36 - кнопка Ok (выбраны записи о сотрудниках с указанными табельными номерами)

Возврат к полному списку – опция Все

Задача 3. Вывести записи о сотрудниках первого и второго отдела одновременно.

На доске:

Отдел: 1 ИЛИ 2

Вопрос: Почему для решения данной задачи нужно использовать оператор ИЛИ?

Ответ: Потому что должно выполняться либо условие 1 либо 2, но не одновременно.

  • Раскрыть список поля Отдел – выбрать Условие
  • В окне Пользовательский фильтр в первом раскрывающемся списке выбираем равно
  • В списке значений поля выбрать 1.
  • установить переключатель в положение ИЛИ, т.к. должно быть отражено хотя бы одно условие (либо 1, либо 2 отдел, но не одновременно)
  • Во втором разделе условий выбираем знак – равно, значение поля – 2 - кнопка Ok (выбраны записи о сотрудниках 1 и 2 отделов одновременно)

Выберите опцию Все для отображения полного списка

Задача 4. Вывести записи о сотрудниках 2 отдела, у которых сумма к выдаче находится в пределах от 2000р. до 4000р.

На доске: 4.

Отдел: 2; К выдаче: >=2000 И <=4000

Используем фильтр для нескольких полей:

  • В списке поля Отдел - выбрать 2.
  • В списке поля К выдаче - выбрать Условие – в Пользовательском фильтре введите больше или равно 2000 (значение 2000 ввести с клавиатуры).
  • установить переключатель И
  • меньше или равно – 4000 -
  • снять фильтр
Отменить режим фильтрации (без уничтожения фильтров): меню Данныепункт Фильтрвыбор Отобразить все

Задача 5. Найти все записи об инженерах 3 –го отдела, фамилии которых начинаются на букву П.

использовать фильтр по трем полям:

На доске:

5. Отдел: 3; Должность: инженер; Ф.И.О.: П*

в поле Отдел – 3, в поле Должность (критерий Инженер), в поле ФамилияУсловия – равно П*

Отключение Автофильтра выполняется с помощью меню Данные пункт Фильтр – выбор Автофильтр

Открыть файл Приложение 2.xls из папки Практика.

Задача 6. Найти фильмы производства США с годами выпуска с 1920 по 1929.

Для выполнения данного задания используем Автофильтр.

  • В поле Страна выбрать США
  • Раскройте список в поле Год.
  • Выберите опцию Условие
  • В первом списке выберите опцию – больше или равно, во втором – 1929.
  • В данной задаче используем операцию И
  • Во втором условии – меньше или равно 1929

Посмотрите результат. На экран вывелись записи о фильмах с нужными годами выпуска.

Отмените фильтр – Данные – Фильтр – Отобразить все

Задача 7. Найти все фильмы про любовь.

Вопрос: Как вы думаете, какую опцию надо использовать для решения задачи?

  • В поле Название выбрать опцию Условие.

Попробуйте ввести равно любовь и просмотрите результат. Не отобразилось ни одной записи.

Какой корень у слова любовь?

  • В первом списке выбрать равно, во втором – *люб*