Развитие устной речи младших школьников в процессе инсценирования сказок

Разделы: Внеклассная работа


Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.

Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеет внеклассная работа. Она позволяет успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.

Современная нацеленность программ на речевое развитие учащихся выдвигает задачу на поиск дальнейших методических приемов, связанных с определением места и роли уроков развития речи и внеклассных занятий по развитию речи в системе обучения русского языка. Это чрезвычайно актуально для всех звеньев школы, поскольку развитие речи как цель обучения, как средство формирования языковой личности является сквозной линией, пронизывающей программы русского языка.

Учитель начальных классов решает множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, обычно в сельской школе, практика показывает, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-русски. Правда, благодаря современной технизации села, учащиеся ежедневно сталкиваются с русской речью и вне школы. (Они смотрят телепередачи и кинофильмы, слушают радиопередачи). Но и радио, и телевизор, и кинофильмы развивают у сельского школьника навыки аудирования, но мало способствуют развитию свободной речи. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи вне урока.

Во внеклассной работе по развитию речи мы исходим из того, что важной особенностью психического развития младшего школьника является обостренная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственно- психологических норм и правил, во-вторых, готовность детей к овладению новых знаний.

Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. (3, С.4)

Положительное влияние на создание благоприятной речевой среды в школе может оказать внеклассная работа по развитию речи, где учащиеся могут совершенствовать свою речь. В процессе инсценирования сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать.

Цель занятий по данному разделу – дать возможность младшим школьникам проявить творчество, фантазию, на основе этого развивать устную речь. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

Задача курса: совершенствовать культуру речи и развивать устную речь, вовлекая в инсценирование сказок, воспитать чувство прекрасного, чувство коллективизма, дружбы, ответственности, формировать ум, воображения и речь младшего школьника.

1.План-схема занятий по инсценированию народных сказок.

1.1. Беседы о сказках.
1.2. Утренники – путешествия в страну сказок.
1.3. Работа над текстом, техника работы над ролью.
1.4. Игры, упражнения, микроэтюды, импровизации, иллюстрации
1.5. Игры по развитию речи, работа по бытовым деталям сказки.
1.6. Занятия над техникой речи, сценической культуры.
1.7. Отработка наиболее интересных этюдов и сцен, создание на их основе инсценировки.
1.8. Репетиции, прогоны, генеральные репетиции.
1.9. Выступление ребят с последующим обсуждением.

2.Организация литературных праздников.

2.1. Ознакомление с жизнью и творчеством писателей сказочников.
2.2. Посещение библиотеки.
2.3. Выставка книг, работа с библиотекарем.
2.4. Дидактические игры на литературные темы.
2.5. Работа с ведущими, развитие монологической речи.
2.6. Литературные монтажи.
2.7. Постановка инсценировок.
2.8. Первые шаги по составлению рефератов.
2.9. Защита рефератов на литературную тему.
2.10. Участие в общественных мероприятиях.

3. Работа над эко-сказками:

3.1. Работа над сказками экологического содержания.
3.2. Экскурсии на природу, игры.
3.3. Эко-беседы, викторины и т.д.
3.4. Работа с природным материалом.
3.5. Ознакомление с повадками зверей, птиц, насекомых.
3.6. Коллективное составление эко-сказок.
3.7. Эко-праздники “Зеленый день”. Показ эко-инсценировок на природе.

4. Работа с родителями:

4.1. Беседа с родителями.
4.2. Заготовка костюмов, декораций инсценировок.
4.3. Участие родителей на репетиции.
4.4. Обсуждение поставленных инсценировок (обмен мнениями).
4.5. Совместные экскурсии на природу.

Приемы работы над народными сказками.

Богатый материал для развития детского воображения и развития речи представляют русские народные сказки, элементы устного народного творчества: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалочки, потешки… В них много поэзии, красоты: простые, небольшие по объему, они отличаются построением, широким использованием языковых средств. Поэтому в процессе работы над инсценированием сказок используем элементы устного народного творчества для “обогащения речи учащихся различными языковыми средствами речевых недочетов, для овладения произносительными нормами языка, а также произносительными средствами речи” (32,С.81).

Совместно организованная игра, инсценирование потешек, стихов, ролевые игры ставят учащихся перед необходимостью использования запаса речевого материала, в них усиливается самоконтроль собственной речи, кроме того, условия большинства игр таковы, что за речью и действиями каждого играющего внимательно следит не только ведущий, но и каждый ее участник.

Обучение творчеству процесс длительный требует многократного и разнообразного повторения. Процесс развития воображения и на его основе самостоятельного творчества детей разделили на два этапа. Первый был в первом и втором классах, где проводили работу с народными сказками о животных. Эти сказки самые древние, невелики по размеру и более просты по своей композиции.

Сперва выясняем, чем сказка отличается от рассказа и почему она носит название народной, на примере сказок о животных. Для этого вместе с библиотекарем подготовили для занятия большую выставку книг из сказок о животных с хорошими яркими иллюстрациями разных художников, главным образом Е.Рычева и Ю.Васнецова. Сказки отбирались по степени их усложнения и в различных вариантах: “Теремок”, “Репка”, “Таал-Таал эмээхсин”, “Колобок”, “Заячья избушка” и.т.д.

Далее выясняем отличие сказки от рассказа и вообще что такое сказка. Элемент сравнения для этого очень удобен. Использовали рассказ Л.Толстого “Филиппок”. Сжато передается рассказ и показывается иллюстрации художника Пахомова. Затем учитель сообщает первоклассникам, что это случилось на самом деле с Львом Николаевичем.

Значит, рассказ – это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.

– А что такое сказка? Посмотрите на этот плакат. Сказка- это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.

Рассматриваем эту работу, как подготовительный этап к работе над волшебной сказкой. Уяснение жанровой особенности народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества. Психологи указывают, что фантазия воображение рождаются на основе личного опыта, а детям необходимо показать разные его пути. В итоге этой работы, направленной на то, чтобы возбудить интерес, уважение к выдумке, фантазии, развить речь, мы провели утренник “Путешествие в страну сказок”. Утренник проводится в игровой форме. Материал утренника способствует расширению кругозора, развитию мыслительных операций и речевых умений учащихся. Основой утренника являются сказки о животных, которые детям не произвольно запомнились, полюбились, вошли в их жизнь.

Далее на внеклассных занятиях предлагаем учащимся представить данные сказки в виде мини-спектакля. Так что на последующих занятиях ведется работа по инсценированию сказок.

Но это работа будет эффективной лишь в том случае, если у учащихся будет развито языковое чутье. Поэтому важнейшей задачей в сельской школе является создание языковой ситуации вне урока, в нестандартной обстановке, где ребенок раскрывается легче. В сельской школе при владении русским языком основной причиной является недостаток языкового общения. У ребят не богат лексический запас русских слов. Поэтому если у учащихся сельских школ не будет сформировано развитое чувство языка, не может быть обеспечено усвоение языка. Языковое чутье, психологический механизм, которое состоит из соотношения сознательного и бессознательного, можно воспитать через развитие разговорной русской речи, которое представляет бессознательное обобщение, многочисленных актов речи. (1.31)

С другой стороны, неразвитость языкового чутья – сложная психолого-педагогическая проблема. На нее обращаем внимание с точки зрения, обеспечения, лучшего и быстрого усвоения русской речи, русского языка, а в условиях национально-русского двуязычья. В сельской школе у детей язык общения и язык национальности совпадают. Так что общие психологические механизмы языкового чутья развиваются, прежде всего, на родном языке. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем больше возможностей воспитать в нем, языковое чутье.(1,С.36.) Так, вместе с родным языком, по словам Д.Ушинского “ребенок приобретает много глубокого философского ума, истинно поэтического чувства, изящного поразительного верного вкуса, много высоких духовных порывов”. (4.)

Исходя из этого, на внеклассных занятиях лучше начинать работу со сказкой с обучения якутских народных сказок.

Исходя из этого, на внеклассных занятиях лучше начинать работу со сказкой с обучения якутских народных сказок.

У якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: сказки о животных, волшебные или фантастические и сказки бытового содержания.

Сказки о животных – самый древний пласт фольклорных произведений. Мы детям даем подумать, что сближает сказки о животных русского и якутского народов. Учащиеся поймут, что общие человеческие понятия о добре и зле одинаковы. Ни один народ не может смириться с такими человеческими пороками, как ложь, жадность и коварство

А в итоге проведен утренник “Кинигэ – бараммат бар5а баай”. Совместно со школьным библиотекарем.

Исходя, из вышесказанного на внеклассных занятиях по литературе вели работу по такому плану:

1. Инсценирование якутских сказок:

1.1.“Таал-таал эмээхсин” (народная сказка).
1.2.“Чурумчуку”.
1.3.“Хотойдор хоту кетеллер” С. Омоллоон.

2. Инсценирование сказок писателей сказочников.

2.1. “Муха-Цокотуха” К.И.Чуковского.
2.2. “Дюймовочка” Г.К. Андерсена. Сначала на якутском языке, а затем на русском языке.

3. Инсценирование русских народных сказок.

3.1. “Теремок”.
3.2. “Колобок”.
3.3. “Репка”.
3.4. “Заячья избушка”.

4. Инсценирование сказок русских писателей на русском языке.

4.1. С.Маршак “Кошкин дом”.
4.2. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
4.3. “Волшебная лампа Аладдина” (восточная) и другие.

Работа над выбранной сказкой состоит из выразительного чтения текста и беседы. Готовя, сказку к чтению вслух, ставим перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением. Так как первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих, и, кроме того, младшие школьники стремятся подражать в чтении учителю. Выбранную сказку читаем или рассказываем с установкой на последующее чтение по ролям или обыгрывание.

На следующем занятии распределяем коллективно роли, и ребята выразительно читают сказку. При этом важно давать конкретные рекомендации учащимся: определить, сколько действующих лиц в сказке, прочитав свою роль про себя и подумать; каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.

Этюды-импровизации на события сказки (у каждого персонажа своя линия действия.)

Например: Из сказки С.Маршака “Кошкин дом” берем эпизод первой картины “Новоселье у кошки”. Говорим о линии поведения каждого персонажа:

  • Кошка приказывает выгнать бездомных племянников-котят;
  • Кот Василий выпроваживает котят (охраняя покой хозяйки);
  • Хозяйка показывает гостям новую квартиру, стараясь удивить их, похвастаться.
  • Гости (каждый по-своему) разглядывают квартиру – одни пробуют мебель “на вкус”, другие проверяют ее “добротность” и т. д.

Потом проводим разбор достоинств и недостатков; работаем над выразительностью речи. Учим детей, управлять: силой голоса, темпом речи, соответствующим персонажу; затем повторение этюда-импровизации, обыгрывание персонажей сказки.

Далее уточняем по сценарию намерения персонажей, отработка чтения каждой роли.

Задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей вживаться в свою роль; учить их интонацией, передавать настроение, чувства, характер героя.

Параллельно ведем работу над оформлением: поделка деталей, декораций, костюмов (родители).

Далее уточняем повадки животных, и ребята оттачивают свое движение на сцене, жесты, мимику, репетируем отрывки из инсценировок.

Репетиции с деталями декораций. Несколько занятий посвящаются обучению соединения действия ребенка на сцене со словами своей роли. Обычно к этому времени дети знают свою роль наизусть. Здесь важна индивидуальная работа с каждым ребенком: как вести себя в том или ином случае, как соединять жесты, мимику, другие движения со словами роли.

Несколько занятий посвящаются проигрыванию инсценировки целиком с включением готового оформления, музыки и т. п. Постоянные репетиции, совершенствование последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций. В инсценировках используем музыку из мультфильмов, кинофильмов, готовые грамзаписи. Также разучиваются песни, танцы. При такой работе стремимся развивать устную речь учащихся и воздействовать на нравственные и эстетические чувства младшего школьника. Поэтому выбираем сказки, которые дают возможность видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное. Учим, детей правильно воспринимать, сыгранную инсценировку. В зависимости от содержания сказки предлагаем детям вспоминать пословицы о дружбе, о взаимовыручке, написать отзыв используются заранее подготовленные вопросы или описание того, что больше всего понравилось. Можно предлагать нарисовать то, что понравилось, запомнилось в спектакле.

Другим видом работы по развитию устной речи является подготовка литературных праздников, посвященных юбилейным датам писателей. Так, например, проведены литературные праздники, посвященные юбилеям А.С. Пушкина, С. Михалкова, С.Маршака, С.Омоллона, К.Чуковского, Н.Носова. Содержанием праздника может быть:

  1. Вступительная часть.
  2. Литературно-музыкальный монтаж.
  3. Конкурс чтецов.
  4. Сценки, инсценировки.
  5. Сольное и групповое исполнение песен, танцев.
  6. Литературные игры.
  7. Конкурс рисунков и т.п.

На внеклассных занятиях по литературе каждый год, подведя итог работы, проводим праздники экологического направления на лоне природы, где ведутся беседы родителей о приметах природы, о традициях предков, показ инсценировок на эту тему, проводятся эко-игры.

Например, проведены такие инсценировки: “Лесная аптека”, “Дары природы”, “Тереебут туелбэбин харыстаа”, “В овощном государстве“, “Зеленый день“.

Итак, учителю всегда можно найти интереснейший материал, помогающий ему воспитывать в детях любовь к своей родине, гордость за свой край, чувство радости от соприкосновения прекрасного в природе и искусстве. И оценивать виденное, прочитанное, развивать наблюдательность, учить делать выводы. Таким образом, инсценирование сказок способствует развитию речи, самовыражению личности через речевую деятельность. На основе работы составили программу внеклассных занятий по развитию речи.

Программа внеклассных занятий по развитию устной речи учащихся младшего школьного возраста.

I. Подготовительная работа к занятиям. Работа вместе с библиотекарем школы.

II. Введение учащихся в мир сказки.

  1. Отличие сказки от рассказа.
  2. Смысл народной сказки.
  3. Сказки о животных.
  4. Значение сказок в старину и в наши дни.

III. Утренник Путешествие в страну сказок.

IV. Работа по инсценированию сказок.

  1. Сказки о животных.
  2. Инсценирование якутских сказок.
  3. Инсценирование сказок на якутском, затем на русском языках.

V. Методика работы над выбранной сказкой.

  1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
  2. Анализ произведения обстановки, образов героев и их поступков.
  3. Постановка исполнительских задач.
  • распределение ролей.
  • создание живых картинок.
  1. Выбор выразительных средств как это сделать.
  2. Пробы этюды, анализ.
  3. Отработка всего спектакля в целом.
  4. Прогон, внесение коррективов.
  5. Генеральная репетиция, анализ.
  6. Показ инсценировки.

VI. Организация литературных праздников, посвященных юбилеям писателей.

VII. Работа экологического направления на внеклассных занятиях по развитию речи, исходя из проблемной темы МО начальных классов.

В сельской школе на внеклассных занятиях решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. При этом учащиеся расширяют речевые возможности: учатся понимать и употреблять в речи новые грамматические формы и синтаксические конструкции, обогащают словарный запас, учатся монологической и диалогической речи.

В результате ознакомления со сказками якутского и русского народа и инсценирования сказок у детей расширяется кругозор, повышается языковая подготовка, развивается способность в речевой деятельности. Кроме того, инсценирование сказок воздействует на развитие мышления и мыслительной деятельности средствами языка, используемыми в речи, а главное – развивает устную, связную речь учащихся.

Использованная литература:

1. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. / В надзагл. Министерство нар.обр. Якутской Саха ССР.

2. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М., Педагогика,1974.

3 Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет.- Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Ушинский К.Д. Родное слово – Собрание сочинений.-том 6. М, Л.1948 –1952.

Приложение 1

Приложение 2