Креативный учитель – какой он?

Разделы: Химия


Быть всегда творческим-значит быть всесильным. Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемы и разрабатывать новые концепции.

Марк Фишер

В наше время люди всё в большей мере осознают, что именно творчество - одна из самых важных составляющих профессионального успеха. Однако до сих пор нет ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества. Программы курсов повышения квалификации работников образования также не включают вопросы обучения творчеству.

В США, например, существует институт по вопросам творческого решения проблем (Нью-Йоркский университет в Буффало), созданы различные компании, которые организуют семинары по вопросам творческого развития. У нас же много написано о развивающем обучении, о моделировании. А на деле преподавателям, которые заинтересованы в обучении и воспитании учащихся с высоким творческим потенциалом, приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал.

Нужно признать, что единственный истинный источник творчества - это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух.

Для того чтобы воспитать творческого ученика, нужно постоянно заботится о том, чтобы самому не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому.

Химия - один из самых сложных школьных предметов. Двух часов хватает только на изучение обязательного минимума содержания, который из-за большого объёма теоретического материала, становится максимумом. А как хочется выйти за пределы учебника, ведь химия - интереснейшая наука. Пытаюсь решить эту проблему несколькими способами.

Использую систему творческих заданий. Прошу детей найти связь между учебным материалом и явлениями, с которыми они сталкиваются в быту и в природе, т. е. стараюсь придать предмету практическую направленность. Приведу несколько примеров из таких подборок, сделанных учащимися:

1. В теме «фосфор» объяснили появление блуждающих огней.

Один из очевидцев этого явления природы описывает его следующим образом:

«Не стану описывать нашего путешествия, как мы мокли и вязли в болоте, и как, наконец, добрались до кладбища. Мы видели целую массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом в аршин, другие много меньше. Вот на выступающем бугорке вспыхнуло бледное слегка синеватое пламя, заколыхалось, а при первом дуновении ветерка быстро помчалось вперёд. Вот загорелся другой огонёк, вот бегут их десятки. Огоньки летают…»

В природе условия для образования водородных соединений встречаются там, где происходит интенсивное, без доступа воздуха, гниение органической материи, богатой фосфором: в гниющих болотах и на кладбищах.

Просачиваясь вместе с другими газообразными продуктами гниения на поверхность земли и вступая в соприкосновение с воздухом, фосфористый водород окисляется, вызывая при благоприятных условиях появление блуждающих огней.

2. В теме «углерод» объясняем причину появления накипи в чайнике, образования пещер в известковых породах, сталактитов, сталагмитов, приводим примеры смертельного отравления и в наши дни угарным газом:

Делаю и сама подборку интересного материала по текущей теме, используя его на спецкурсах, что привлекает на спецкурс даже слабых учеников.

Как зажечь интерес в ребятах, если им кажется, что всё увлекательное происходит за стенами школьных кабинетов? Можно использовать их увлечения компьютерами на уроке. Материал по химии элементов - самый благодатный для создания презентаций. Давая в этом году такие задания, была удивлена активностью, творческим подходом и увлечённостью, которую проявили ребята, не без гордости, демонстрирующие свои презентации с картинками, спецэффектами и даже опытами на компьютере в классе.

Следующим способом увлечь ребят может служить разработка домашнего химического эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся. Например, в теме: «Вода. Растворы. Основания» предлагаю серию домашних опытов, которые помогут учащимся более осознанно усваивать основы научных знаний; перегонка воды, обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в быту, изучение растворимости воздуха в воде, выращивание кристаллов. При этом даю полное описание эксперимента и вопросы для обсуждения. Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего курса, в учебную и во внеклассную работу.

А продолжить эту фразу можно так: «А хороший эксперимент может быть проведён в хорошем химическом кабинете»

Наш кабинет постепенно превращается в творческую лабораторию, пройдя этапы:

  1. приобретение химической мебели, микролабораторий для практических работ, современных таблиц

  2. оформление тематических стендов и выставок

  3. накопление коллекций различных веществ

  4. рациональное размещение оборудования и реактивов

  5. техническое оснащение кабинета

В 2004 году кабинет химии гимназии занял 1-ое место в городском смотре конкурсе среди инновационных школ.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Эффективным способом вовлечения ребят в творческую деятельность является также исследовательская деятельность учащихся.

Большинство старшеклассников, обучающихся в профильных химико-биологических классах, выбирают тематику учебных проектов, близкую их профессиональным предпочтениям.

Экспериментальную часть работ ученики выполняют в вузовских лабораториях, что обеспечивает их высокий уровень.

Научно-исследовательские работы учащихся по проблемам экологии, химии и медицины получают высокие оценки на Республиканских и Всероссийских научных конференциях школьников. Только за 2005/2006 учебный год мои ученики представили свои работы на следующих конференциях:

  1. VII Поволжской научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского, г. Казань

  2. III Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке», г. Москва (работа «Кулонометрическая оценка антиоксидантной ёмкости лекарственного растительного сырья», выполненная на базе химического факультета Казанского государственного университета, удостоена диплома лауреата фестиваля)

  3. XIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, г. Москва (работа « Исследование диуретических свойств растений рода Amaranthus L.» , выполненная на базе Ботанического сада КГУ и кафедры физиологии животных Казанской государственной академии ветеринарной медицины, отмечена грамотами в номинациях «Лучший стенд» и «Лучшее междисциплинарное исследование»)

  4. XV Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников INTEL-Авангард-2006, г. Москва (работа « Оценка биологической активности лекарственных растений», выполненная на базе химического факультета Казанского государственного университета отмечена специальным дипломом)

Уже в этом 2006/2007 учебном году ученики получили 5 дипломов победителей фестиваля «Меня оценят в XXI веке» и два нагрудных знака «Национальное достояние», г. Москва. Работы были представлены в секциях: медицина, экология.

В своей работе отдаю предпочтение занятиям не в одновозрастных группах, а в смешанных, ибо для неординарных детей большое значение имеет процесс общения друг с другом. Именно в такой атмосфере творчества, соперничества, дружеского участия рождается и укрепляется интерес и любовь к предмету.

Главное, открыть ученикам путь к творчеству, вселить в них уверенность в то, что они могут самостоятельно генерировать идеи и воплощать их в жизнь.