Интегрированный урок: МХК + история + география с использованием информационных технологий на тему: "Открытия человеческого гения"

Разделы: География, История и обществознание, МХК и ИЗО


Общая тема урока: Откртия человеческого гения

Темы по предметам:

  • Мировая художественная культура: Леонардо да Винчи – титан эпохи Возрождения.
  • История: Первая мировая война и ее последствия для человеческой цивилизации.
  • География: Великие географические открытия.

Оборудование к уроку: жетоны трёх цветов, конверты с тремя рожицами: весёлой, равнодушной, унылой, листочки с идеями эпох Средневековья и Возрождения, карточки с вопросами для работы в группах, мультипроектор и экран для показа слайдовой презентации, фильмы на DVD: “Леонардо да Винчи: Я хочу сделать чудо”, “1492: Завоевание Рая”, “Первая мировая война в цвете: танковая атака”.

Перед началом урока учащиеся разбирают жетоны трех цветов, таким образом, путём жеребьёвки они делятся на три группы: историки, географы, искусствоведы.

Учитель МХК. Тема нашего сегодняшнего занятия – открытия человеческого гения.

Текстовый слайд: “Открытия человеческого гения”.

Что несут они с собой в этот мир? Добро или зло? Прав ли пушкинский Сальери, сказавший фразу о том, что “гений и злодейство – две вещи несовместные”? Сегодня мы совершим путешествие в эпоху великих открытий. Вы разделились на три группы: историки, географы, искусствоведы, и каждая из групп будет сегодня специалистом в своей области.

Текстовый слайд: “Возрождение”.

Учитель истории. В истории человечества эпоху Возрожения называют одной из самых ярких в истории мировой науки и искусства. Она оказывается одной из самых богатых на открытия человеческого гения.
Возрождение... Какова этимология, происхождение этого понятия? Почему такое название? Что возрождалось в Европе и, в первую очередь в Италии?

Слайд: географическая карта Италии.

Учитель МХК. Назовите культурологическую причину, почему именно Италия становится родиной эпохи Возрождения?

Учитель географии. Назовите географическую причину, почему именно Италия становится родиной эпохи Возрождения?

Учитель истории. “Это несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам” – так отозвался о своем времени знаменитый итальянский философ Марсилио Фичино.

Слайд: Скульптура Мирона “Дискобол” и Микеланджело “Давид”.

Учитель МХК. В эту эпоху возрождается интерес к человеку – умному, ловкому, сильному и красивому. К человеку, каким его видели и изображали художники древней Греции.

Слайд: Рисунок Леонардо с изображением пропорций человека.

Ученик.

Есть бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в бога.

Учитель МХК. Так скажет о том времени поэт “серебряного века” Николай Гумилёв. В ту эпоху люди верили: Человек может всё! Человек по своим достоинствам равен Богу.

Учитель истории. “Возрождение наук, расцвет изящных искусств и открытие Америки и пути в Ост-Индию можно сравнить с утренней зарей, которая после долгих бурь впервые опять предвещает прекрасный день. Этот день был днем торжества всеобщности, который наконец наступает после продолжительной и ужасной ночи средних веков...” – скажет философ Георг Гегель. Почему по определению Гегеля Возрождение – это утренняя заря, предвещающая день, а Средневековье – продолжительная и ужасная ночь?

Учитель МХК. Перед вами на листочках идеи христианского Средневековья и идеи гуманистов Возрождения. Отметьте значком те идеи, которые будут связаны с эпохой Возрождения.

  • Безграничная вера в Бога, его пророков и проповедников.
  • Возвеличение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.
  • Возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы, веры и фанатизма.
  • Возвеличение страданий – земное страдание – путь к вечному (загробному) блаженству.
  • Возвеличение человека без Бога, без господина.
  • Гуманизм величия человеческого.
  • Гуманизм сострадания: милосердие, жалость к униженным и обездоленным.
  • Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека.
  • Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.
  • Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты и наслаждения телесного.
  • Осуждение страдания, смирения, покорности.
  • Отрицание бессмертия. Земная жизнь – единственное и неповторимое достояние человека.

Закончили работу, обменялись листочком с соседом, проверяем.

На экране появляются слайды с идеями эпох, после предварительного ответа учеников в нижней части слайда появляется правильный ответ: “Средневековье” или “Возрождение”.

Поставили своему соседу оценку и вернули работы друг другу. А теперь вопрос группе искусствоведов, ответ на который Вы будете готовить в своей группе.

Слайд-вопрос: Каково место человека и Бога в эпоху Возрождения и предшествовавшую ему эпоху Средневековья?

Величайшие художники эпохи воспевают в своих работах мощь, величие и красоту человеческого духа.

Слайд-шоу великих работ эпохи Возрождения.

Ученик.

Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Но Рафаэль не греет, а слепит.
В Буонаротти страшно совершенство,
И хмель Да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство.

Учитель МХК. Второй вопрос группе искусствоведов.

Слайд-вопрос: Какую роль сыграли произведения выдающихся мастеров итальянского Возрождения в развитии изобразительного искусства?

Величайший деятель эпохи Леонардо да Винчи был не только прекрасным живописцем, но и замечательным скульптором, архитектором, ученым, писателем, математиком и инженером. Леонардо разработал способ опускания человека на дно моря. Он изобретал летательные аппараты за 400 лет до того, как человек поднялся в небо.

Идет слайд-шоу рисунков-изобретений Леонардо.

Учитель МХК. Но не нужно думать, что время Ренессанса было ярким и ослепительным, а по взлётам человеческого ума и гениальным. Это была эпоха суровая, жестокая и кровавая. Леонардо создавал работы поразительной красоты, включая портрет моны Лизы – самую известную картину в мире. В то же самое время он придумывал оружие и военные приспособления для тиранов того времени, создавал ужасные военные машины, изрыгавшие смерть и разрушение.

Идет фрагмент об изобретении танка из фильма “Леонардо да Винчи: Я хочу сделать чудо”.

Учитель истории. Но первые танки обретут свою реальность и явь именно в годы Первой мировой войны.

Идет фрагмент о первом танковом сражениии в 1916 году из фильма “Первая мировая война в цвете: танковая атака”.

Ученики сообщают статистику об использовании военной техники в годы Первой мировой войны.

Идет слайд-шоу фотографий военной техники, затем текстовый слайд: “Война 1914-18 годов “подарила” человечеству боевые отравляющие вещества, авиацию, первые подлодки, танки, бронетранспортёры”.

Учитель истории. Такого технического прогресса, как во время Первой мировой войны, ещё не было. Вопрос группе историков.

Слайд-вопрос: Что принес человечеству такой прогресс?

Учитель МХК. В разгар Первой мировой войны, именно в 1916 году, когда произойдёт первое танковое сражение, русский поэт Константин Бальмонт напишет стихотворение “Леонардо”.

Слайд-стихотворение: К. Бальмонт “Леонардо да Винчи”.

Художник с гибким телом леопарда,
А в мудрости – лукавая змея.
Во всех его созданьях есть струя –
Дух белладонны, ладана и нарда...
Крылатый был он человеколев.
Ещё немного – и глазами рыси
Полёты птиц небесных подсмотрев,
Он должен был парить и ведать выси.
Среди людских, текущих в Бездне рек
Им предугадан был Сверхчеловек.

Учитель истории. Сверхчеловека, предугаданного Леонардо воплотит в своем духовном наследии философ Фридрих Ницше.

Слайд-портрет Фридриха Ницше. Текстовый слайд-цитаты: “нищих надобно бы совсем уничтожить”, “укоры совести учат кусать других”, “падающего – толкни”.

Идею “сверхчеловека” Ницше в XX веке попробуют претворить в жизнь некоторые творцы истории.

Идет слайд-шоу “сверхлюдей” в виде коллажа (возможный видеоряд: Бисмарк, Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер, Мао Цзедун, Саддам Хуссейн, Усама Бен Ладан).

Вопрос группе историков.

Слайд-вопрос: Как цицшеанская идея сверхчеловека отразилась на судьбах людей в ХХ веке?

Слайд-цитата: Леонардо да Винчи об убийстве человека: “Если вы считаете преступлением уничтожение прекрасных творений природы, то подумайте насколько хуже убийство человека...”

Учитель МХК. Вопрос группе искусствоведов.

Слайд-вопрос: Согласны ли Вы с утверждением, что Леонардо превозносил добродетель мира, но помогал развивать искусство войны?

Учитель географии. Кстати, мировоззрение Леонардо формировалось и шлифовалось в доме знаменитого математика, астронома и философа Тосканелли. Именно по его трудам учился и сверстник Леонардо – Христофор Колумб. Во времена Леонардо будет издана первая книга, а великий мореплаватель Христофор Колумб откроет Новый Свет.

Слайд: Карта путешествия Христофора Колумба.

Учитель МХК. В романе писателя и поэта начала ХХ века Дмитрия Мережковского “Воскресшие боги” Леонардо будет размышлять над открытиями Колумба: “Как мало он знал, как много сделал! А я со всеми знаниями моими -- неподвижен, точно ... разбитый параличом: всю жизнь стремлюсь к неведомым мирам и шагу к ним не сделал”.

Идет фрагмент об открытии Нового Света из фильма: “1492: Завоевание Рая”.

Учитель географии. Удивительное открытие Колумба станет возможным, лишь благодаря техническим новшествам, которые способствовали прогрессу мореплавания. Тяжелые средневековые корабли сменились легкими и быстроходными каравеллами.

Слайд: Фотографии макетов трех каравелл Колумба.

Совершенствуются навигационные приборы.

Идет слайд-шоу технических изобретений: буссоль с намагниченной иглой, астролябия для ориентации по звёздам, квадрант для определения местонахождения судна, портуланы, морские и триангуляционные карты для уточнения маршрута.

Текстовый слайд: “Без всего этого великие открытия не могли бы свершиться в свой срок”.

Создаются новые географические карты.

Идет слайд-шоу географических карт Птолемея, Тосканелли, Меркатора.

Перед Вами географические карты Птолемея, Тосканелли, Меркатора. Внимательно всмотритесь в них. Вопрос группе географов.

Слайд-вопрос: Как изменяется представление человека о мире с течением времени?

Испанцы и португальцы следом за итальянцами стремятся открывать новые земли.

Слайд: Географические карты Италии, Испании и Португалии.

Когда португалец Бартоломео Диаш обогнул южную оконечность Африки, то он назвал её “Мысом Доброй надежды”. Какие благие намерения...

Слайд: Фотографии памятника Бартоломео Диашу и Мыса Доброй надежды.

Но не только Колумб и Диаш были первооткрывателями. Вопрос группе географов.

Слайд-вопрос: Вспомните, какие географические открытия позволили расширить представление о мире?

Учитель МХК. Николай Гумилев был не только прекрасным поэтом, но и любознательным путешественником. Он написал стихотворение, которое назвал “Хокку”.

Слайд: Николай Гумилёв. “Хокку”.

Вот девушка с газельими глазами
Выходит замуж за американца,
Зачем Колумб Америку открыл?!

Идет фрагмент “Размышления Колумба о гуманном отношении к коренному населению Америки” из фильма: “1492: Завоевание Рая”.

Учитель географии. Так зачем же Колумб открыл Америку?

Текстовый слайд: “Зачем Колумб Америку открыл?!”

Идет слайд-шоу иллюстраций завоевания и покорения местного населения Кортесом.

Вопрос группе географов.

Слайд-вопрос: Что принесли европейцам и коренным жителям Америки и Африки географические открытия?

Учитель истории. Время Первой мировой войны будет похоже на эпоху Великих географических открытий.

Слайд-шоу иллюстраций и фотографий на тему “Первая мировая война”.

Вопрос группе историков.

Слайд-вопрос: Подумайте, что общего между эпохой великих географических открытий и временем Первой мировой войны?

Начинаем работу в группах. Каждая из групп получила за первую часть занятия по три вопроса. Дайте от каждой группы развёрнутый ответ на предложенные вам вопросы, пользуясь ими как планом для развёрнутого и цельного ответа. Подтвердите свои утверждения примерами и сделайте вывод на общую тему “Открытия человеческого гения: что несут они с собой в этот мир?” с точки зрения географа, историка или искусствоведа.

Ученики в группах обсуждают возможные варианты, а затем излагают выводы, к которым пришли.

Учитель МХК. Завершить наше занятие хотелось бы творчески. Николай Гумилев написал хокку, а мы с вами попробуем создать синквейн.

Текстовые слайды: инструкция по написанию синквейна.

Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или явления .
В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное).
Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия).
Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета.
Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к теме/предмету.
Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Предлагаем вам образец синквейна на тему: “Человек эпохи Возрождения”.

Текстовый слайд:

Человек.
Всемогущий, богоподобный.
Творит, восхищает, воспевает.
Венец созданья – мера всех вещей.Титан.

Ученики сочиняют и зачитывают свои синквейны.

Слайд: “Благодарность за урок”.

При выходе из кабинета учащиеся кладут свои жетоны в один из трех конвертов, отражающих их настроение.