Телекоммуникационный проект "Экосистема леса". (программа "Школа-2100"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Описание проекта.

Дидактические цели проекта.

  1. Практическая реализация имеющихся у школьников знаний об окружающем мире.
  2. Формирование экологической грамотности учащихся.
  3. Раскрытие ценности природы,установление взаимосвязи компонентов живой природы.
  4. Развитие умения работать в группе,навыков коммуникации.
  5. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  6. Обучение новым технологическим видам поиска информации.

I. Подготовительная работа.

1. Деление класса на 4 группы. Распределение тем сообщений.

Группа №1.

Береза Рябина Ландыш Мох Насекомые.

Группа №2.

Сосна Липа Черника Кислица Земноводные,пресмыкающиеся.

Группа №3.

Лиственница Осина Орешни к Грибы Птицы.

Группа №4.

Дуб Дикая яблоня Малина Лютик едкий Млекопитающие.

  • Помощь в подготовке сообщений,нахождении специальной литературы. ( см. список литературы)
  • Экскурсия в заповедник “Куршская коса” ( на “Станцию юных натуралистов”,Ботанический сад,зоопарк,краеведческий музей – экспозиция “Природа нашего края”).
  • Оформление гербариев “Растения леса”.
  • Организация выставки художественной и научно-познавательной литературы в классе.
  • Чтение книг о природе на уроке внеклассного чтения и дома.
  • Оформление классных стендов “Знаешь ли ты грибы? ”,“Животные леса”.
  • Выпуск газеты на компьютере “Вести из лесного дома” (программа Publisher)
  • Проведение внеклассного мероприятия “Наши пернатые друзья”.
  • Подготовка компьютерной презентации и оборудования к уроку по теме “Экосистема леса.

II. Урок по теме: “Экосистема леса”.

1. Оборудование.

1. Комьпютерная презентация “Экосистема леса”.

2. Плакаты с опорными словами:

  • тема урока “Экосистема леса”;
  • лес;
  • экосистема;
  • “кормильцы” – растения;
  • “едоки” - животные;
  • разрушители – жуки,черви,грибы,микробы;
  • цепи питания;
  • круговорот веществ;
  • лесные “этажи”;
  • ярусы;
  • деревья;
  • кустарники;
  • травы.

3. Иллюстрации:

  • распределение растений по ярусам (боярышник,подосиновик,бук,вороний глаз,малина,волчье лыко);
  • составление цепей питания (береза,заяц,лиса,белка,куница);
  • иллюстрирование сообщений детей (рисунки,фотографии).

4. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1. ( Авт. коллектив: А. А. Вахрушев,руководитель; О. В. Бурский,А. С. Раутиан)- М. : “Баллас”,2005. -64 с. ,илл.

5. Карточки для групповой работы:

  • распределение растений по ярусам;
  • составление цепей питания.

6. Ваулина В. Д. Наш край: Калинингр. обл. : Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. –Калининград: Янтар. сказ,1998. -152 с. : ил. ,карты (4 штуки - по 1 на группу)

7. Карта “Растительность и животный мир Калининградской области”.

8. Гербарий “Растения леса”.

9. Лист самооценки учащегося.

10. Компьютерная газета “Вести из лесного дома”.

11. Бейджики с надписями для игры “Круговорот веществ в экосистеме леса” ( ель,еж,дятел,короед,белка,подосиновик,дождевой червь,ястреб,лиса).

3. Ход урока.

1. Оргмомент.

- Дети,поздоровайтесь с гостями. Проверьте свою готовность к уроку(учебник-с. 56,карандаш,д/з - сообщение).

- Проверьте учителя. Все ли получили лист самооценки? Капитаны,имеют ли ваши команды задания №1,№2,учебник “Наш край”?

- Самое главное- это настроение. Покажите ваши личики.

2. Сообщение темы урока,выявление учебной проблемы,постановка цели урока.

- Назовите источники информации,какими вы пользовались при подготовке д/з. (книги,журналы,энциклопедии,компьютер и т. д. )

- Сегодня на уроке мы тоже воспользуемся компьютером(слайд 1).

Экосистема леса.

 

- Прочитайте тему урока (экосистема леса). Она состоит из двух слов. Давайте вспомним,что такое лес. Назовите по 1 предмету,который можно встретить,находясь в лесу? (слайд 2-деревья,птицы,камни,почва,солнце,водоемы,кустарники и т. д. )

Что такое лес?

 

  • Что такое экосистема? (учебник с. 38 – единство живой и неживой природы,в котором организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
  • Какой процесс происходит внутри экосистемы? (круговорот веществ).
  • Как вы понимаете сочетание слов “круговорот веществ”? (учебник с. 19 – цепочка превращений,которая начинается одним и тем же веществом).
  • Какие “профессии” участвуют в круговороте веществ? (“кормильцы”,“едоки”,разрушители – слайд 3).

“кормильцы”

“едоки”

разрушители

  • А у обитателей леса есть эти “профессии”? (да)
  • Значит,чтобы рассмотреть экосистему леса,мы должны узнать,какие организмы есть в лесу и как они связаны между собой.

3. Растения леса.

1) Главные “кормильцы” леса – деревья.

- Почему растения называют “кормильцами”? (они единственные живые организмы,способные запасать энергию солнца и перерабатывать неорганическое вещество в о органическое).

- Какие растения можно встретить в лесу?

- Деревья называют главными “кормильцами” леса. Как вы думаете,почему?

- Учебник с. 56 прочитаем,какими преимуществами обладают деревья перед другими растениями. Со слов “В кроне дерева кипит. . . ” ( ученик читает)

- Какие преимущества есть у дерева?(крона – большая,ветвистая; ствол – древесный,защищенный корой; мощная корневая система). Заполним рисунок к заданию № 2 с. 56. (крона,ствол,корни)

- Какие деревья произрастают в Калининградской области? Карта в пособии “Наш край” - с. 88,90 ( ель,сосна,дуб,липа,береза,ольха,ясень,граб,бук).

- Сообщения: береза, рябина,сосна, липа,лиственница,осина, дуб,дикая яблоня.

- Молодцы,хорошие подготовили сообщения.

- Посмотрите в учебник с. 58 – задание №4. Какое дерево “лишнее” (не встречается в лесах нашей области)? (кедр) На какие 2 группы эти деревья можно разделить? (хвойные и лиственные).

- Что будет,если деревья в лесу исчезнут? Учебник с. 58 задание №5 (меньше будет испаряться воды,поэтому вместо леса образуется болото)

2) Лесные “этажи”.

- Когда вы готовили сообщения,то вы,наверное,встречали выражение лесные “этажи”. Что оно обозначает? (предположения детей – слайд 4)

Что  такое лесные “этажи”?

  • Учебник с. 57 задание №3. Какие ярусы выделяют? ( Деревья. Кустарники – многолетние растения,у которых от общего стебля отходят несколько твердых стеблей. ) Какие кустарники вы знаете?
  • Сообщения: орешник,черника,малина.
  • Какой следующий ярус? (Травы – растения с мягкими зелеными стеблями. Пособие “Наш край” с. 92). Что вы можете рассказать о растениях этого яруса?
  • Сообщения: кислица,лютик едкий,мох.
  • В какой последовательности располагаются ярусы? Чем отличается ярус от этажа в доме? (слайд 4 открыть полностью)

3) Подготовка к групповой работе.

  • Давайте распределим растения,которые вы видите на доске по ярусам. Что вы знаете об этих растениях? Сообщения: боярышник,бук,грибы – подосиновик,бледная поганка,волчье лыко,волчья ягода.

Доска.

Ярусы

Деревья

Кустарники

Травы

 

Бук

Боярышник

Вороний глаз

 

Волчье лыко

Подосиновик

Бледная поганка

4) Групповая работа.

- Итак,все растения распределяются по ярусам. Капитаны,нашли задание №1. Вам и вашим командам нужно распределить растения по ярусам.

- Проверка (слайд 5) В чем были затруднения?

Береза,рябина,ландыш,мох.

Лиственница,осина,орешник,подосиновик.

Сосна,липа,черника,кислица.

Дуб,дикая яблоня,малина,лютик.

5) Подитог.

  • С какими лесными ярусами мы познакомились на уроке?

4. Физминутка.

  • Мы очутились в сосновом бору. (слайд 6) Встаньте,вытяните руки как деревья тянутся к солнышку,глубоко вдохните этот бодрящий воздух. Чье присутствие вы ощущаете?

5. Обитатели леса – животные.

1. Разнообразие животных в лесу.

  • Каких животных можно встретить в лесу? (слайд7 - последовательно раскрывать).

Разнообразие животных.

Насекомые  
Земноводные

Пресмыкающиеся

 
Птицы  
Млекопитающие  
  • Сообщения: насекомые, земноводные,пресмыкающиеся,птицы,млекопитающие.
  • Что значит растительноядные,всеядные животные,хищники? Какое животное не встретишь в Калининградской области? (медведь)

2. “Цепи питания”. Подготовка к групповой работе.

  • Как связаны между собой растения и животные? (цепями питания – слайд 8)

Цепи питания

 
  • Кто должен стоять на первом месте? Втором? Третьем? Учебник с. 59,задание №1. Составим и запишем пример цепи питания.

Доска.

Ель – белка - куница

Береза – заяц - лиса

3. Групповая работа. Проверка.

  • Капитаны,возьмите задание №2. запишите цепь питания.
  • В чем были затруднения? (слайд 8)

Кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб

Листья дерева – гусеница – муравьи – медведь

Ягоды земляники – улитка – лягушка – уж - лиса

Желуди дуба – сойка - ястреб

4. Итог.

  • Зачем растения нужны животным? (Растения являются пищей растительноядных животных)
  • Кого больше в лесу “едоков” или “кормильцев”? Почему? А зачем животные нужны растениям?
  • Учебник с. 59-60. читаем со слов “Не обращал ли ты. . . ”
  • Какую роль могут выполнять животные? (“едоки”,разрушители; помогают распространять семена растений,уничтожают больные организмы в лесу) Кто еще может выполнять роль разрушителей? (грибы)
  • Вывод: животные регулируют круговорот веществ в лесу.

6. Обобщение.

  • Теперь я проверю,насколько вы были внимательны и поняли тему нашего урока. (Дети с карточками выходят и становятся в круг)

Построение модели “Экосистема леса”.

Жук-короед

Дятел

Ястреб

Ель

Белка

Дождевой червь

Подосиновик

Еж

лиса

  • Жила-была в лесу белочка. Чем она могла питаться? (грибы и шишки) грибы и шишки растут на ели. А ель какую пользу может получить от белки? (распространяет семена и споры) Кто еще грибками не прочь полакомиться? (еж) Какую он пользу принесет лесу? Есть ли у ежа враги? (лиса) Может она “вредное” животное? (нет,лиса уничтожает слабых животных,распространяет семена растений) А тут наша елочка заболела. Проклятый жук-короед замучил. “Что же ты меня мучаешь?” Правда ли это?

(Жук-короед перерабатывает старую древесину) Но жуков-короедов много. Кто елке поможет? (дятел) Кто может питаться дятлом? (ястреб) Какую пользу приносит ястреб? Эти птицы умерли. Кто превратит их тела в неорганические вещества? (дождевой червь) Получается,что все обитатели леса взаимосвязаны друг с другом.

  • Т. о., лес – это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. Любое вмешательство в нее влечет за собой нарушение круговорота веществ и изменение экосистемы.

5. Итог. Самооценка.

  • Что нового узнали о лесе?
  • Что такое ярусы?
  • Вы хорошо работали на уроке. Мне понравилась ваша домашняя подготовка.
  • Оцените свою работу. (слайд 9)

Лист самооценки.

 
 
  • Кто поставил себе “5”,“4”,“3”,“2”?
  • Кто хочет рассказать,почему он поставил себе такую отметку?
  • Капитаны,соберите листы самооценки и выполненные задания.

6. Домашнее задание.

  • Дома прочитать учебник с. 56,60,63-64,задание №4 с. 66 выполнить.
  • Творческое задание: подготовить в группе или индивидуально газету,плакат о лесе.

(Учитель показывает пример своего буклета,раздает учащимся. )

  • Спасибо за работу. До свидания. (Слайд 9)
         
         

Список использованной литературы:

1. Буруковская Т. Г. Сад неожиданных встреч. Калининград,1985.

2. Ваулина В. Д. Наш край Калининградская область. Калининград

3. Воронина Л. А. ,Данилова Л. А. Калининградский зоопарк – Калининград,1984.

4. Запартович П. Б. ,Криворучко Э. Н. ,Соловьёва Л. И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. 2 изд. / Под редакцией И. В. Зверева – М. / Педагогика,1978.

5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.

6. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”,2004. -368 с.

7. Козлова Т. А. Третьяков П. В. Природоведение. Методика для учителя. 3 (1-3),4 (1-4). -М. , Изд. Центр,,Вентана-Граф”,1997.

8. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.

9. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.

10. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – М. ,Просвещение,1989.

11. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа. - 2004г. - №11. -с. 87-91.

12. Муковникова О. Г. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Природоведение, под редакцией И. Д. Зверева – Волгоград,2002.

13. Павлова С. А. ,Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.

14. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя,-М. Просвещение,1991.

15. Плешаков А. А. Природоведение: Учебник для 3 класса трёхлетней и 4 класса четырёхлетней начальной школы. // Под редакцией И. Д. Зверева-М. / Просвещение 2001. .

16. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. – М. ,Просвещение,1989.

17. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа. -2002г. №11. -с. 71-74.

18. Страунинг А. М. Решаем экологические рассказы – задачи. // Начальная школа. -2002г. -№2-с. 39-47

19. Энциклопедия для детей: Т. 2 Биология. Главный редактор М. Д. Аксенова. -М. : Аванта+, 2002г. -704 с. :ил.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Презентация