Интегрированное занятие для детей старшей группы по теме: "Космическая гостья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Освоение построения модели классификационных отношений между понятиями; закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений; обобщение представлений детей о космосе.
  • Развитие творческих способностей, воображение памяти, внимания, коммуникативных навыков.
  • Воспитание у детей уважения и любви к нашей планете Земля, к живой и неживой природе.

Оборудование:

  • Большой макет ракеты.
  • Бумажные макеты ракеты для игры «Космонавты».
  • Центр управления полетом (панель, телефон, магнитофон, наушники).
  • Костюм инопланетянки (парик, накидка).
  • Цветок для подарка космической гостье.
  • Подарок Анторины детям.
  • Подарок гостям (звёзды – сюрпризы).
  • Круги Эйлера (обруч, два больших бумажных круга, два маленьких).
  • Картинки с изображением живой, неживой природы.
  • Фотосъемка.

Оформление: Карта Солнечной системы, книги о космосе.

Музыкальное оформление: Космическая музыка, шумовой эффект, «Танец маленьких утят».

Ход занятия

Воспитатель: Кто не видел звезд на небе? Все видели! Ну, а что мы о них знаем? (раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, т.к. они от нас очень далеко).

Ну вот, вроде бы знаем много и в то же время мало. Мало потому, что до полета первого космонавта ещё никто их людей не бывал в космическом пространстве, а много потому, что уже тысячи лет люди изучают небо.

- Зачем это нужно – изучать небо? – спросите вы. Я отвечу:

- Очень нужно, например, как узнать, который час?

- Посмотреть на часы.

- А если часы спешат или отстают?

- Проверить по радио.

- Откуда же радио известно, который час? Не знаете? На радио сигналы точного времени передают из обсерватории, где астрономы определяют время по положению звёзд на небе. Но не только для этого нужно изучать звёзды. По ним в открытом море проверяют курс корабля. В древности по звёздам узнавали сроки посева и жатвы, а в наши дни изучением звезд занимаются астрономы и физики. И в этом им помогают космонавты.

- А вы хотите быть космическими исследователями?

Хотите побывать в космосе? Тогда зачисляю вас в отряд космонавтов. Чтобы полететь в космос, что для этого надо? (ракета, обмундирование.)

А вот и ракета, но она совершенно новая, только – только собрана конструкторами и она без названия. Попробуем придумать ей красивое, звучное имя?

Мы с вами много говорили о космосе и о космонавтах. А кто был первым космонавтом? (ответы детей)

Он успешно слетал в космос, и в этом ему помогла серьёзная физическая подготовка. А какими качествами должен обладать космонавт? (смелый, умный, дисциплинированный, внимательный.) Сейчас мы выполним с вами упражнение на внимание.

Игра «Карлики – великаны»

Космонавт должен быть организованным, делать всё быстро и хорошо. Пришло время испытать себя на ловкость и быстроту. Давайте поиграем «Кто быстрее займёт место в космическом корабле».

Игра «Космонавты»

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим – места нет!

Я вижу, что можете быстро занять место, но некоторым ребятам надо быть посмелее, тренируйтесь хорошо и у вас всё получиться.

Чтобы космическое пространство не повредило тело человека, что для этого нужно? Конечно, специальная одежда. Какая она должна быть? (теплая, удобная, герметичная, лёгкая.) Как называется одежда космонавта? (скафандр).

Голос: Внимание! Внимание! На наш космодром приземлился неизвестный корабль, неопознанный объект приближается к Центру управления полетом. Будьте осторожны! Будьте осторожны!

Шум.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетел?

(Кружась в пространстве, появляется инопланетянка).

Воспитатель: Кто вы?

Инопланетянка: Я жительница планеты Антарис. Зовут меня Антарина. У меня произошла, поломка космического корабля и мне пришлось сделать вынужденную посадку. А вы кто?

Воспитатель: Мы жители планеты Земля.

Инопланетянка: Земля?! Я так заблудилась в космическом пространстве, что сразу не могу сообразить, где я нахожусь. Земля?! Где находится эта планета?

Воспитатель: Ребята, давайте, объясним Антарине, где расположена Земля, наш космический адрес.

Дети: В Солнечной системе.

Инопланетянка: Какая по счету от Солнца ваша планета?

Дети: Третья.

Инопланетянка: Да-да-да, я теперь вспомнила. Да вот она (показывает рукой на глобус), но только почему она такая маленькая?

Дети: Это глобус, модель Земли.

Инопланетянка: Поняла. Ваша планета такая красивая, разноцветная: белая, голубая, зелено коричневая. Почему? (дети объясняют).

Инопланетянка: Всё понятно. Мне знакомы вода и снег, а что такое суша? Объясните.

Дети: Суша – это земля, почва, на которой растут леса, живут животные.

Инопланетянка: Я вижу вы такие красивые, разные, что у вас на Земле нужно для жизни?

Дети: Вода, воздух.

Инопланетянка: А скажите мне, у вас на Земле все, что есть в природе, только живое?

Дети: Нет! У нас есть и живая и неживая природа.

Воспитатель: Ребята, расскажем Антарине о живой и неживой природе? А чтобы было легче, мы разделимся на две команды. Девочки будут отбирать картинки с изображением живой природы, а мальчики – неживой. (Берёт коробку с картинками и роняет её)

Ой, беда. Я сложила картинки по порядку, а они теперь все перепутались. Поможете мне, ребята, их разобрать и расставить вот в эти домики? (Дети разбирают картинки, расставляя их в домики).

Инопланетянка: Какие интересные картинки. Значит, в этом домике картинки с изображением живой природы. А вот в этом – неживой. Живое, неживое… (недоуменно) Чем же живое от неживого отличается?

Дети: Живое – питается, дышит, размножается, растёт, развивается.

Воспитатель: Ты всё поняла, Антарина? Предлагаю поиграть. Я загадываю объекты живой и неживой природы. Если живое – вы прыгаете, если неживое - стоите на месте. Условия понятны? Антарина, присоединяйся к нам.

Игра «Живое, неживое»

Инопланетянка: Я всё поняла. А это кто? (показывает на картинку с животным?

Дети: Животное.

Инопланетянка: О, я бы поподробнее узнала о животных. Где они живут? Чем питаются?

Воспитатель: Это очень просто, Антарина. Объясним сейчас. Все животные живут в одном доме, который называется Земля (кладёт круг) Но в этом доме есть комнаты. Какие бывают животные?

Дети: Дикие и домашние.

Воспитатель: Вот мы ставим круги – дикие, домашние. Но и дикие животные бывают разные. Можем мы в одной комнате поселить волка и зайца? Чем питается волк? – мясом, значит он плотоядный. А зайка чем питается? – листьями, корой, травой, значит он – травоядный. Значит, кладем в комнате животных ещё два кружка – плотоядные, травоядные. Теперь тебе понятно, Антарина, какие животные есть у нас на планете?!

Инопланетянка: О! Конечно!

Воспитатель: Знаешь, Антарина, а мы на Земле очень любим танцевать.

Инопланетянка: Что такое танцевать?

Воспитатель: Это двигаться под музыку. Хочешь, мы тебя научим танцевать?

Инопланетянка: Конечно, хочу научиться танцевать.

Воспитатель: Ребята, научим нашу гостью танцевать?

Танец «Маленьких утят»

Инопланетянка: Мне очень понравилось танцевать, спасибо!

Воспитатель: Антарина, вы ещё что–нибудь хотите узнать о нашей планете Земля?

Инопланетянка: Да, мне очень хочется побольше узнать о вашей прекрасной планете, но, к сожалению, у меня нет времени, пора улетать.

Воспитатель: Прими от нас – землян подарок. Вот этот цветок. И запомни: что у нас на Земле живые объекты отдельно от неживой природы существовать не могут. Вместе они образуют природные системы: лес, луг, степь, водоем, планета Земля. Наша природа очень многообразна. И нам очень важно ее сохранить. Гибель природы означает и гибель человека. Человек – часть природы, поэтому он не может существовать без нее.

Инопланетянка: Спасибо. И от меня примите подарок. (подает кулек с конфетами). Мне очень грустно с вами расставаться. А, может, вы со мной полетите? Вы ведь готовы к полету? Тогда надевайте свои скафандры и в путь. (Дети надевают шлемы).

Ребёнок: Мы улетаем, но чтобы вы нас не забыли, оставляем эти звездочки. Пусть лучезарная звезда вам всем сопутствует всегда. До свидания!

Дети вручают воспитателю и гостям звёздочки.

Строятся в линейку и маршируют, уходя со словами:

Отправляяся в полёт
Мы садимся в звездолет
Пристегнулись, ловко, дружно
Запускаем наш мотор
Теле-теле-теле-теле
Завертелся наш пропеллер
Чудеса-чудеса, мы взлетаем в небеса!

Воспитатель: До встречи, ребята!