Разработка урока математики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова на тему: "Верные и неверные равенства и неравенства"

Разделы: Начальная школа


Тема: “Верные и неверные равенства и неравенства”.

Цели: 1. Дать понятия “верное” и “неверное” равенство и неравенство.

2. Обобщать и систематизировать знания о равенствах и неравенствах.

3. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.

Оборудование: учебник “Математика” 1-й класс, 4 часть, авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина; магнитное наборное полотно.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель: Чему мы учимся на уроках математики?

Дети: Считать, решать математические задачи. Развивать внимание, логическое мышление.

Учитель: Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно. Скажите, какое сегодня число?

Дети: 30 марта.

Учитель: Расскажите всё, что вы знаете о числе 30.

Дети: – Это число двузначное, т.к. при записи этого числа используется две цифры.

– Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на тридцатом месте.

– Оно чётное, т.к. его можно разделить на две равные части.

– Круглое, т. к. число оканчивается 0.

– Соседи числа 30 – это числа 29 и 31.

Учитель: Какой сегодня день?

Дети: Тридцатый – это число порядковое. Весенний, солнечный и т.д.

Учитель: Сколько в числе 30 десятков и единиц?

Дети: 3 десятка и 0 единиц.

Учитель: Запишите в рабочем листе (см. Приложение № 1) столько раз число 30, сколько в нём десятков. Сколько раз вы записали?

Дети: Три раза.

Учитель: Из каких цифр состоит число 30?

Дети: Из чисел 3 и 0.

Учитель: Сравните числа 3 и 0. Что вы можете о них сказать?

Дети: 3 > 0, 0 < 3.

Учитель: Что это?

Дети: Это неравенства, т.к. между числами стоит знак сравнения.

Учитель: Превратите эти неравенства в равенства.

Дети: 3-3=0, 3=3+0, 3=3, 0=0

На магнитном наборном полотне:

3>0 0=0 3=0+3 3<0
3=0 3=3 0<3 3-3=0

Учитель: Посмотрите на доску: я тоже записала выражения. На какие группы их можно разделить?

Дети: Равенства и неравенства.

Учитель: Запишем на рабочих листах эти группы.

(Дети записывают, по ходу записи видят неверные неравенства и равенства, учитель отставляет их в сторону.)

– Назовём ещё раз группы, которые мы выписали.

Дети: Равенства и неравенства.

Учитель: А как же тогда назвать отставленные выражения?

Дети: Неверные неравенства и неверные равенства.

Учитель: Скажите, какие бывают равенства и неравенства?

Дети: Верные и неверные.

Учитель: Верно, ребята! Это и есть наша новая тема урока.

Физминутка.

III. Новый материал.

1. Работа с учебником (стр. 6, № 7).

2. Работа с наборным полотном.

– Составьте верные равенства, верные неравенства, неверные равенства и неверные неравенства. ( Дети по двое работают у доски, составляя попарно равенства и неравенства, а остальные делают такую же работу на местах)

Физминутка.

IV. Закрепление материала.

1. Работа в рабочих листах. (Задание № 1: раскрасить рисунок, согласно истинности и ложности высказываний)

Работа проверяется и такая же картинка вывешивается на доске (см. Приложение № 2).

2. Работа в рабочих листах. (Задание № 2: подчеркнуть выражения различными цветами, согласно истинности и ложности высказываний.)

V. Итог урока.

Учитель: Чему научились на уроке?

Дети: Отличать верные равенства от неверных равенств и верные неравенства от неверных неравенств.

Учитель: Какие бывают равенства и неравенства?

Дети: Верные и неверные.

Учитель: А теперь я ещё раз хочу посмотреть, все ли дети научились разбираться в этих понятиях. На уроке труда мы с вами обводили на цветной бумаге, а затем вырезали свои ладошки. У вас на столах лежат эти бумажные ладошки. Поднимите ладошку те, у кого написаны верные равенства (коричневый цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – земля)

Теперь те, у кого верные неравенства (зелёный цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – листья)

Затем те, у кого неверные равенства (красный цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – цветы)

А теперь те, у кого неверные неравенства (жёлтый цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – солнышко)

Учитель: Ребята, посмотрите, какой мир мы сотворили своими руками!

(На доске получилась картина из ладошек: земля, на ней растут цветы и ярко светит солнце)

VI. Организация на перемену.