Тема урока: "Разнообразие растительного мира Краснодарского края"

Разделы: Начальная школа


Нестандартный урок

Цели урока:

  • расширить знания детей о цветах, растущих в Краснодарском крае;
  • развивать познавательный интерес учеников;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание украшать нашу
  • землю.

Оборудование: микрофоны, макеты телекамер, слайды с изображением цветов, диадемы цветов на голове учеников. Картина центральной площади сочинского ботанического сада во всю доску.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Учитель. Дорогие ребята мы сегодня совершим удивительное путешествие в природу и познакомимся с разнообразием цветочного мира. И так мы путешественники. Наш девиз (хором): “Любить и охранять родную природу”.

II. Изучение новой темы

Ученик 1: Внимание! Внимание! Наши микрофоны и телекамеры установлены на центральной площади сочинского ботанического сада.

Ученик 2: Сегодня здесь пройдет Праздник цветов. Почти все цветы мира собрались сюда. Раздается звон фанфар, и начинается парад участников.

Ученик 1: То, что происходит здесь невозможно описать словами.

Ученик 2: Одна за другой выходят колонны цветов всех континентов мира.

Ученик 1: Астры, лилии, тюльпаны, орхидеи – море красок заполнило площадь. Тихо колышутся на ветвях яркие лепестки.

Ученик 2: Над площадью поднимается нежный аромат цветов. Вновь звучат фанфары и на центральной арене появляется Астра.

Рассказ легенд и чтение стихов о цветах сопровождаются одновременной демонстрацией слайдов с их изображениями. (Стихи читают дети).

Входит ученик в костюме Астры.

Астра: Я – последняя улыбка осени.
За прошлые воспоминанья,
За мимолетность красоты,
За жаркий пепел увяданья
Люблю осенние цветы.
Седые астры пахнут осенью
Промокшим пологом льняным.
Седые астры пахнут озимью,
Прогорклым инеем лесным.

Учитель. Астры люди любили с древности. Астры у древних греков считались амулетом. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – так астры общаются со своими сестрами – звездами. И неудивительно – по легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.

Входит ученик в костюме Василька.

Василек: А я – василек,
Васильки, васильки средь
Рядов пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как
безоблачный полдень ясны,
Видно, это на землю упали
Осколочки неба,
Заставляя нас вспомнить забытые
Песни весны.

Учитель. Существует такая легенда: Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности “Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посвящают мне пение, цветы- благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья”. “Я тебе благодарна - отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви”. “Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе”. Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом.

Входит ученик в костюме Душистого горошка.

Душистый горошек: А я – душистый горошек.
В июне-июле вдоль пыльных дорожек
В лучах восходящей зари
Порхает по ветру душистый горошек,
Легко и воздушно парит.
На лодочку с парусом очень похож он,
Чуть – чуть только ветер дохнет,
Поднимет свой парус душистый горошек
И к синему небу плывет.

Учитель. Легенды говорят, что душистый горошек приплыл к нам из Индии. Небольшие букетики душистого горошка с тончайшими оттенками разноцветных лепестков по- прежнему доставляют нам радость.

Входит ученик в костюме Иван -чая.

Иван-чай: Я - Иван-чай.
Он на лугу зарею пламенел,
Призатемняя всходы молочая,
И в небо направлял султаны стрел
Куст Иван-чая.

Учитель. Почему цветок назвали Иван-чай? А это было так. Жил в одной из сельских местностей паренек Иван. Любил он щеголять в красной рубахе, и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени красный цвет, поговаривали: “Да это Иван, чай, ходит”.

Входит ученик в костюме Одуванчика.

Одуванчик: Я – одуванчик.
Разливает летний сад
Знойный душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах,
Тихо клонятся к ногам.
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.

Учитель. Это удивительный цветок. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики и под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку, и пролежат там до весны.

Входит ученик в костюме Подснежника.

Подснежник: А я подснежник.
На поля дохнуло ветром весенним,
Ивы распустились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся, синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклонятся к нему.

Учитель. Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилось надежда на то, что ее ожидает радость и счастье. Так подснежник и стал символом надежды.

Входит ученик в костюме Ромашки.

Ромашка: Я – ромашка.
Посреди лугов увядших,
Опаленным жарким зноем,
Белокурые ромашки
Поднимаются прибоем,
Белокурые ромашки
Травы красят белой кистью.
И звенит, звенит протяжно
Жаворонок в синей выси.

Учитель. Ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые откровенные тайны.

Входит ученик в костюме Кувшинки.

Кувшинка: А я – кувшинка.
Ночь рассыпала росы жгучие,
Затуманило восток,
А затем из лунных лучиков
Белый выткала цветок.
Белый, с желтой сердцевинкою,
Как похож он на сосуд.
А зовут цветок кувшинкою,
Очень правильно зовут.

Учитель. Много очень легенд сложено о кувшинке белой. И как только ее не называют. И одолень - трава, и русалочьим цветком. А почему ее так называют? Да потому, что существовала легенда, что ночью белые кувшинки превращаются в прекрасных русалок.

А одолень – травой называли потому, что существовала легенда, если взять лепесток кувшинки с собой в дорогу, он принесет счастье, одолеет все плохое на пути. Его носили, как амулет, вкладывали в ладанку.

Входит ученик в костюме Розы.

Роза: А я роза.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор пленил мой!
Как я молил осенние морозы
Не трогать их холодною рукой.

Учитель. В сочинском богатейшем розарии собраны почти все виды роз, существующих в мире: тут и вьющиеся розы, имеющие на одном кусте до 200 цветов, и чайные китайские, цветущие по 2 раза за лето. Имеется роза под названием Золотой сон и роза Радостное пробуждение, а один из сортов назван Тысяча красот, потому что число различных его колеров и оттенков доходят до тысячи.

III. Физминутка. Давай пройдемся медленно по кругу.

(Дети шагают на месте)

“Здравствуй” скажем, каждому цветку.

(Наклон вперед)

Я должен, над цветами наклониться

(Туловище вправо, влево)

Не для того, чтобы рвать или срезать.

(Имитация движений)

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

(Дети кружатся и улыбаются)

IV. Закрепление изученного. Викторина.

Учитель. А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете цветы. Проведем викторину.

1. Какой цветок расцветает первым? (Примула)

2. Какие цветы росли в поле, на котором заснул лев в сказке “Волшебник Изумрудного города”? (Маки)

3. Какой цветок носит имя звезд? (Астра)

4. Какой цветок японцы называют “солнышком”? (Хризантему)

5. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (Незабудка)

6. Какой цветок символизирует болтливость? (Колокольчик)

7. Что символизирует красная роза? (Любовь)

8. Какой цветок символизирует гордость? (Тюльпан)

9. Какой синенький цветок римляне называли “царским”? (Василек)

10. Какой цветок всегда следует за солнцем? (Подсолнух)

11. В честь какого цветка назван цвет? (Сиреневый в честь сирени)

V. Итог урока.

Ученик 1: Вот мы и закончили свое знакомство с цветами.

Ученик 2: Подходит к концу наш репортаж с Праздника цветов.

Ученик 1: Если вы хотите продолжить знакомство с зелеными друзьями, отправляйтесь в лес, на луг, в поле, в сад, любуйтесь ими.

Ученик 2: Всюду они будут радовать вас своей красотой.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Разводите, сажайте цветы на клумбах и в саду, пусть они украшают наш город, нашу Кубань, нашу землю.

Приложение 1

Приложение 2