План-конспект урока в 7-м классе по теме: "Причастие"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. Дидактическая – способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.
  2. Психологическая – сформировать приемы мышления по определению причастий.
  3. Воспитательная – привить интерес к данной части речи; воспитание патриотических чувств на примере Мусы Джалиля.

ПЛАН.

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Решение учебной задачи по определению понятия “Причастие”.
  3. Моделирование приемов определения причастия.
  4. Моделирование содержания понятия “Причастие”.
  5. Рефлексивно-оценочный этап.
  6. Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ: мультимедийный экран, логико-структурные модели “Глагол”, “Прилагательное”, “Причастие”, карточки для индивидуальной работы, таблицы о разных частях речи, магнитная доска, портреты М. В. Ломоносова, В. В. Даля; высказывания великих людей о причастии:

  1. “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. В. И. Даль.
  2. “Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”. М. В. Ломоносов.
  3. Вот свойство мое обязательное:
    Склоняюсь я, как прилагательное.
    На все вопросы его отвечаю,
    Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

ТИП УРОКА: ОНЗ.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные (наблюдения, компьютерные), практические (разнообразные упражнения).

ТЕХНОЛОГИИ: компьютерная, развивающая (по Рахимову).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Митрофан (подаёт книгу Правдину). Вот, грамматике…

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что же вы о ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Учитель. Какие ошибки допустил Митрофан? Почему?

Учащиеся. Он неправильно определил части речи, потому что он их не знал.

Учитель. Сам того не зная, Митрофан употребил особую форму глагола (на доску прикрепляются карточки со словами: навешана, приложена).

Чтобы не остаться в его положении, мы должны изучить эту тему. Итак, какую учебную задачу мы ставим перед собой?

Учащиеся. Изучить особую форму глагола.

Учитель. Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?

Уч-ся. Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием.

Уч-ль. Хорошо. А изучение новой темы “Причастие” (именно так называется особая форма глагола) начнем мы с повторения прилагательного и глагола. Хочу напомнить, что на каждом этапе урока вы должны поставить себе оценку. По этим оценкам я поставлю итоговую отметку. Если вы не согласны со мной, можете аргументировано оспаривать её.

(Учащимся дается лист самооценки)

Этапы урока, виды работы Оценка примечание
1 Повторение    
2 ОНЗ    
3 Закрепление    
4 Тест    
5 Буквенно-цифровой диктант   2ош. -“4”

4ош. -“3”

Более-“2”

6 Работа в группах    

II. Оперативно-исполнительский этап.

Уч-ль. Итак, назовите признаки прилагательного.

Уч-ся по очереди называют признаки прилагательного, уч-ль прикрепляет на доске карточки с этими признаками. А затем выясняют признаки глагола.

Признаки прилагательного Признаки глагола
Признак
Род
Число
Падеж
Определение
Может иметь опр. слово
действие
вид
время
переходность\непереходность
возвратность
М. иметь зависимое слово

Уч-ль. Как вы думаете, зачем мы повторили прилагательное и глагол?

Уч-ся. Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным.

Уч-ль. Давайте, разберем пример и выясним, правильно ли ваше рассуждение. (На мультимедийном экране проецируются слова желтый (лист), желтеет (лист), желтеющий (лист). Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов?

Уч-ся. По лексическому значению – значение цвета; по грамматическому желтый – признак предмета, желтеет – действие предмета, желтеющий – признак предмета.

Уч-ль. Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?

Уч-ся. Желтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак; желтеющий лист – тот, который сейчас желтеет, т. е. это признак непостоянный.

Уч-ль. Итак, давайте, попытаемся сделать первый вывод.

Уч-ся. Причастие обозначает признак предмета по действию.

Уч-ль. Как вы думаете, почему эта часть речи называется причастием?

Уч-ся. Потому что она причастна глаголу и прилагательному.

Уч-ль. Интересная мысль. Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, автор знаменитого словаря: “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного”. Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М. В. Ломоносов: “Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. ” Возможно, “ причастие” является старославянизмом, калькирующим греч. m e t o c h e (буквально “сопричастность”). В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам “сопричастно” как имени, так и глаголу.

На экране появляются предложения, где причастия выделены жирным шрифтом.

Не стану жалеть о промчавшемся лете,
Гоняться за теми ушедшими днями.
Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье
Есть завязь, и стать ей дано семенами. (М. Джалиль. “Письмоносец”)

Я жить хочу, чтоб родине отдать
Последний сердца движущий толчок. (М. Джалиль. “Неотвязные мысли”)

3. Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много.

Словарная работа.

Завязь – нижняя часть пестика в цветке, образующая по опылении плод.

Поблекший – лишенный свежести.

Соцветье – верхняя часть стебля с более или менее сближенными цветками. )

Уч-ль Что вы можете сказать о данных причастиях?

Уч-ся. Промчавшемся – от глагола промчаться, который промчался, признак непостоянный, вопрос каком? изменяется по родам, числам, падежам.

(другие причастия разбираются в таком же порядке).

Уч-ль. Какие выводы можете сделать теперь?

Уч-ся. Причастия изменяются по родам, числам, падежам, отвечает на вопрос к а к о й ?

Уч-ль. Чем отличаются данные причастия?

Уч-ся. Промчавшемся – сов. вид, прош. время, движущий –несов. вид, наст. вр.

Уч-ль. О каких глагольных признаках причастия вы узнали?

Уч-ся. Причастия имеют вид, время, могут иметь при себе зависимое слово.

Уч-ль. Определите, каким членом предложения является причастие в каждом предложении и сделайте вывод.

Уч-ся. Причастия обычно бывают определениями.

Уч-ль. Как образуются причастия от глаголов?

Уч-ся. При помощи суффиксов –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -енн-.

Уч-ль. Сюда ещё входят суффиксы -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -н-, -т-.

(таблица прикрепляется к магнитной доске)

Физкультминутка.

Уч-ль. Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите глагол – наклон направо, прилагательное – налево, причастие – вперед, если затрудняетесь определить – круговые движения головой.

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, забытый, прячет, мрачный, смеющийся, величайший, бушующий, люблю.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Задание 1.

Тест (спроецирован):

1. Укажите причастие.

Синий

Синеет

Синеющий

Синеватый

Синея

2. Укажите словосочетание “прил. + сущ. ”, где существительное- главное слово.

Зимняя дорога

Зимующие птицы

Замерзшая река

Раскрытая книга

3. Укажите словосочетание “прич. + сущ. ”, где существительное- главное слово.

Бушующее море

Сидящие на дереве

Зеркальная поверхность

Выполнивший задание.

Задание 2.

Работа с текстом (текст проецируется на мультимедийный экран).

В воспоминаниях друзья, знавшие Мусу по Москве, рисуют его живым, увлекающимся, жизнерадостным, любящим смех и шутки, изобретающим на вечерах занятные и веселые игры, умеющим импровизировать остроумные стихи и едкие эпиграммы. Чувство юмора никогда не изменяло ему; шутил он непринужденно, не стараясь смешить кого-то. Юмор был естественной потребностью Мусы, сопровождая его на всем жизненном пути, помогая работать и преодолевать невзгоды. Муса любил смешить, но и сам любил посмеяться. А если было что-то очень смешное, хохотал без удержу до слез, по-детски вытирая глаза кулаками. Однажды сестра Хадича рассказала об одном озорнике, который, не дотянувшись рукой до чужого звонка в двери, попросил прохожего нажать кнопку:

- А теперь, дядя, бежим отсюда, не то нам с тобой достанется!

Муса хохотал, заставляя пересказывать снова и снова. А через двенадцать лет он вспомнит эту историю в фашистских застенках…

(Гази Кашшаф. “По завещанию Мусы Джалиля”)

Уч-ль. О чем этот текст? О каких качествах писателя вы узнали? Какому типу относится этот текст? Найдите причастия, определите время, вид, род, число, падеж (письменно).

Задание 3.

Выполним буквенно- цифровой диктант. Запишем в тетради следующий числовой ряд.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нужно указать под цифрами буквами п, г, о, какое прозвучало слово.

п – прилагательное, г – глагол, о – особая форма глагола.

Маленький мяч, летящий шар, крупный лист, крутящийся глобус, мальчик поет, певчая птица, самолет приземлился, читательский дневник, проводятся соревнования, обмороженный палец.

Правильный ответ: п о п о г п г п г о

Задание 4.

Работа в группах.

I группа – вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями.

II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите.

I – 1) Пропущенный час годом не воротишь.

2) Обдуманное слово дороже жемчуга.

3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова.

4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др.

II – “Унесенные ветром”, “Униженные и оскорбленные”, “Рожденные бурей”, “Разрушенный бастион”, “Улицы разбитых фонарей” и др.

Уч-ль. Какую учебную цель мы поставили в начале урока? Решили ли мы эту задачу?

Уч-ся. Изучить особую форму глагола - причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время.

Учитель. Сформулируйте приемы определения причастия.

Учащиеся.

1. Выделить слово.

2. Определить, обозначает ли оно признак по действию.

3. Изменяется ли по родам, числам, падежам.

Учитель. Мы ещё не говорили о роли причастий. И не уточнили, когда какие суффиксы пишутся. Значит, какую учебную задачу возьмем на следующий урок?

Учащиеся. Уточнить правописание суффиксов у причастий и условий их выбора, а также выяснить роль причастий.

IV. Самооценка.

V. Домашнее задание.

1. Упр. 240 (письменно) – обязательное для всех.

2. Придумать и написать 5 предложений с причастиями (II группа).

3. Написать сочинение – миниатюру (7-8 предложений с причастиями) на тему “Зима” (I гр. )

Урок №2. Фрагменты плана.

(продолжение темы)

В повседневной школьной практике нужно систематически использовать задания, требующие установления связи между грамматикой и орфографией: найти все трудные для написания места, определить, в какой они части слова и какой частью речи это слово является; выписать из текста глаголы в личной форме и указать признак, от которого зависит правописание окончания; доказать правильность написания суффиксов в данных причастиях, например: дышащий, реющий (ученик должен привести глагол, от которого образовано каждое из причастий, определить спряжение глагола и затем воспроизвести соответствующий пункт орфографического правила. )

Эти знания пригодятся и на ЕГЭ, так как в заданиях есть вопросы и по орфографии, и по морфемике.

Цели:

Обеспечить умение употребления причастий в речи; формирование приема мышления по написанию в причастиях того или иного суффикса в зависимости от спряжения глагола; привитие чувства бережного отношения друг к другу и к близким людям.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Учащиеся пишут под диктовку слова с орфограммами.

Проверенный, заклеенный, выкачанный, застреленный , распиленный, слышавший, растаявший, запряженный, развеянный, смотрящий,

зовущий, звонящий, ведомый.

Учитель. Ребята, к какой части речи относятся эти слова? Почему? Какого вида?

Учащиеся. Эти слова относятся к причастиям, потому что обозначают признак по действию. Слышавший, смотрящий, зовущий, звонящий, ведомый – причастия несовершенного вида, остальные –совершенного.

Учитель. Все без затруднения написали эти причастия?

Учащиеся. В правописании некоторых слов были сомнения.

Учитель. Значит, о чем мы сегодня должны говорить?

Учащиеся. О правописании суффиксов в причастиях.

II. Операционально-исполнительский этап.

1. Учитель. Давайте, выясним, к какому спряжению относятся глаголы, от которых образованы эти причастия. Работайте в группах.

Учащиеся. Проверенный – проверить - 2 , заклеенный – заклеить - 2, выкачанный – выкачать - 2, застреленный – застрелить - 2, распиленный – распилить - 2, слышавший – слышать - 2, растаявший – растаять - 1, запряженный – запрягать - 1, развеянный – развеять - 1, смотрящий – смотреть - 2, зовущий – звать - 1, звонящий – звонить - 2, ведомый – вести - 1.

Учитель. Попробуйте сделать вывод. В своих группах еще раз просмотрите все слова, нет ли здесь какой-нибудь закономерности?

Учащиеся. 1. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс –ущ- или –ющ-.

Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс –ащ- или –ящ-.

Учитель. Из этого правила есть исключение: брезжить (2) – брезжущий.

Учащиеся. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то пишется суффикс –ем- или –ом-.

Если же страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то пишется суффикс –им-.

Учитель. Из этого правила тоже есть исключение: движимый.

Учащиеся. Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на –ать-ять, то пишутся суффиксы –анн-, -янн-.

Если страдательное причастие прошедшего времени образовано от глагола на –еть-, -ить-, -ти-, -чь-, то пишутся суффиксы –енн-, -ённ-.

Учитель. Хорошо поработали в группах, поставьте оценки на листочках. А эти правила запишем в тетради. Проговорите шепотом эти выводы.

А теперь сформулируйте алгоритм анализа правописания суффиксов в причастиях.

Учащиеся.

1) с помощью вопроса и суффиксов найти в предложении слово, обозначающий признак по действию.

2) выяснить, от какого глагола образовано это причастие.

3) определить спряжение глагола, от которого образовано причастие.

4) выяснить, какое это причастие: действительное или страдательное.

2. Выполнение упражнений по учебнику.

3. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать с определяемыми словами.

Около костра было тепло, светло и уютно. Но там, дальше, куда не достигал освещенный колеблющийся круг, там ночь стала непроницаемо черной, и временами до нас доносилось её холодное, сырое дыхание. Обступившие нас вокруг деревья слились в одну сплошную, темную – темнее ночи – живую толпу, точно со всего света сбежались ночные тени и с любопытством глядели сверху, покачиваясь и перешептываясь. Иногда на мгновенье выделялся из этого заколдованного круга голый прямой ствол сосны, внезапно облитый красноватым светом, но тотчас же пугливо прятался в густую толпу ночных призраков.

(А. Куприн. )

4. Самооценка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Какая была цель урока?

2. Отчего зависит правописание суффиксов в причастиях?

3. Какой алгоритм вы составили?

4. Оцените свой уровень усвоения темы.

IV. Домашнее задание.

Подготовка к тесту; подобрать текст из художественного текста с причастиями. Объяснить правописание суффиксов.