Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.

В течение последних десяти лет общее количество школ в Норильском промышленном районе сократилось на 13%, многие образовательные учреждения имеют численность меньше 400 человек.

Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. И только в образовательной сфере – собрания, конференции, а ученики обучаются, только сидя в классе. Разумеется, такие формы образовательного общения нужны, но сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.

Также основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием; постепенный переход от формальных установок на управление образованием к программно-целевым методам управления; изменение состава участников процессов управления и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.

В связи с этим, целью эксперимента на территории Норильск Красноярского края стала отработка моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений как условие их успешного развития.

Определены задачи организации сетевого взаимодействия:

  1. Создать единую образовательную среду путём объединения усилий педагогов школ.
  2. Повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.
  3. Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.

Возникает возможность использования образовательных ресурсов учреждений дополнительного образования, что значительно расширяет выбор школьниками путей своего становления.

Кооперация школ, основанная на добровольном объединении их ресурсов, является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования. Кооперация школ не только сохраняет полноценные школы, но и обеспечивает их развитие вследствие педагогического взаимовлияния. Кооперация школ и развитие системы договорных отношений служит и становлению цивилизованной правовой культуры, что особенно важно в период рыночных преобразований. Это и важный шаг к укреплению гражданского общества и демократии.

Реализация профильного обучения требует сетевой организации процесса обучения, в который вовлекаются несколько образовательных учреждений. Кооперация близлежащих общеобразовательных учреждений в реализации профильного обучения без выделения лидера - ресурсного центра (распределённый профиль) позволит дать импульс к развитию всех учреждений, объединившихся для этой цели. При этом возможно обучение по тем или иным элективным курсам, конкретным предметам, в различных школах, в зависимости от кадровых и ресурсных возможностей. Эта модель позволяет реализовать многопрофильное обучение в рамках скооперировавшихся школ.

С уверенностью можно сказать, что основа профильного обучения в настоящее время заложена в сети образовательных учреждений, таких как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов.

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №48» – первое инновационное образовательное учреждение в г. Норильске, р-н Талнах Красноярского края, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

Необходимым условием создания в гимназии образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является введение предпрофильной подготовки через предметно-ориентированные и межпредметные курсы, профориентационную и информационную работу. Распределение часов предпрофильной подготовки в 9 классах соответствует концепции предпрофильного обучения, включает максимально полный набор элективных курсов, имеет необходимое ресурсное обеспечение. Предложенные курсы предоставляют учащимся возможность выбора, отличаются побудительной возможность самоопределения, а также позволяет сформировать их личную ответственность за сделанный выбор. В рамках организации сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования гимназия передает муниципальному образовательному учреждению «Центр образования № 2» часы межпредметных (ориентационных) курсов с учетом социального запроса девятиклассников с целью подготовки учащихся к выбору дальнейшей профессии.

Компонентом предпрофильной подготовки гимназии является также информационная работа и профильная ориентация учащихся через предварительную диагностику их образовательного запроса с учетом мнения родителей, организацию процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики.

В условиях реализации образовательной программы, коллектив МОУ «Гимназия № 48» активно решает задачи по введению сети предпрофильной подготовки и профильного обучения, а именно обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов, создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.

Переход к профильному обучению в инновационном образовательном учреждении преследует следующие основные цели:

- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

С целью реализации образовательных потребностей обучающихся в МОУ «Гимназия № 48» разработана собственная сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников, которая осуществляется через следующие направления деятельности:

1. Организация элективных профильных курсов, непосредственно направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз и успешному там обучению: («Проекционное черчение», «Методы построения графиков функций», «Политическая карта мира», «Headway-видео», «Организм как биосистема, его исследования», «Основы менеджмента», «Британия вчера, сегодня, завтра», «Основы правовых знаний», «Культура устной и письменной речи делового человека», «Алгоритмизация и программирование», «Фундаментальные законы физики», «Химия и окружающая среда», «Компьютерная графика с элементами AutoCAD»).

2. Внедрение программ «школа – вуз» (заключены договоры с Норильским индустриальным институтом, Московским государственным университетом инженерной экологии, Красноярским государственным техническим университетом, Санкт-Петербургским госуниверситетом, Санкт-Петербургским институтом точной механики и оптики) для решения проблемы оптимизации сегодняшней системы профессионального образования и довузовской подготовки:

класс

Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие

Направления взаимодействия

Планируемые результаты взаимодействия

 

9В, 10Б, 11В

 

10-11-е кл.

 

10Б, 11Б

10Б