Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.

В течение последних десяти лет общее количество школ в Норильском промышленном районе сократилось на 13%, многие образовательные учреждения имеют численность меньше 400 человек.

Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. И только в образовательной сфере – собрания, конференции, а ученики обучаются, только сидя в классе. Разумеется, такие формы образовательного общения нужны, но сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.

Также основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием; постепенный переход от формальных установок на управление образованием к программно-целевым методам управления; изменение состава участников процессов управления и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.

В связи с этим, целью эксперимента на территории Норильск Красноярского края стала отработка моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений как условие их успешного развития.

Определены задачи организации сетевого взаимодействия:

  1. Создать единую образовательную среду путём объединения усилий педагогов школ.
  2. Повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.
  3. Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.

Возникает возможность использования образовательных ресурсов учреждений дополнительного образования, что значительно расширяет выбор школьниками путей своего становления.

Кооперация школ, основанная на добровольном объединении их ресурсов, является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования. Кооперация школ не только сохраняет полноценные школы, но и обеспечивает их развитие вследствие педагогического взаимовлияния. Кооперация школ и развитие системы договорных отношений служит и становлению цивилизованной правовой культуры, что особенно важно в период рыночных преобразований. Это и важный шаг к укреплению гражданского общества и демократии.

Реализация профильного обучения требует сетевой организации процесса обучения, в который вовлекаются несколько образовательных учреждений. Кооперация близлежащих общеобразовательных учреждений в реализации профильного обучения без выделения лидера - ресурсного центра (распределённый профиль) позволит дать импульс к развитию всех учреждений, объединившихся для этой цели. При этом возможно обучение по тем или иным элективным курсам, конкретным предметам, в различных школах, в зависимости от кадровых и ресурсных возможностей. Эта модель позволяет реализовать многопрофильное обучение в рамках скооперировавшихся школ.

С уверенностью можно сказать, что основа профильного обучения в настоящее время заложена в сети образовательных учреждений, таких как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов.

Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №48» – первое инновационное образовательное учреждение в г. Норильске, р-н Талнах Красноярского края, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

Необходимым условием создания в гимназии образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся, является введение предпрофильной подготовки через предметно-ориентированные и межпредметные курсы, профориентационную и информационную работу. Распределение часов предпрофильной подготовки в 9 классах соответствует концепции предпрофильного обучения, включает максимально полный набор элективных курсов, имеет необходимое ресурсное обеспечение. Предложенные курсы предоставляют учащимся возможность выбора, отличаются побудительной возможность самоопределения, а также позволяет сформировать их личную ответственность за сделанный выбор. В рамках организации сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования гимназия передает муниципальному образовательному учреждению «Центр образования № 2» часы межпредметных (ориентационных) курсов с учетом социального запроса девятиклассников с целью подготовки учащихся к выбору дальнейшей профессии.

Компонентом предпрофильной подготовки гимназии является также информационная работа и профильная ориентация учащихся через предварительную диагностику их образовательного запроса с учетом мнения родителей, организацию процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики.

В условиях реализации образовательной программы, коллектив МОУ «Гимназия № 48» активно решает задачи по введению сети предпрофильной подготовки и профильного обучения, а именно обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов, создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.

Переход к профильному обучению в инновационном образовательном учреждении преследует следующие основные цели:

- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

С целью реализации образовательных потребностей обучающихся в МОУ «Гимназия № 48» разработана собственная сетевая модель организации профильного обучения старшеклассников, которая осуществляется через следующие направления деятельности:

1. Организация элективных профильных курсов, непосредственно направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз и успешному там обучению: («Проекционное черчение», «Методы построения графиков функций», «Политическая карта мира», «Headway-видео», «Организм как биосистема, его исследования», «Основы менеджмента», «Британия вчера, сегодня, завтра», «Основы правовых знаний», «Культура устной и письменной речи делового человека», «Алгоритмизация и программирование», «Фундаментальные законы физики», «Химия и окружающая среда», «Компьютерная графика с элементами AutoCAD»).

2. Внедрение программ «школа – вуз» (заключены договоры с Норильским индустриальным институтом, Московским государственным университетом инженерной экологии, Красноярским государственным техническим университетом, Санкт-Петербургским госуниверситетом, Санкт-Петербургским институтом точной механики и оптики) для решения проблемы оптимизации сегодняшней системы профессионального образования и довузовской подготовки:

класс

Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие

Направления взаимодействия

Планируемые результаты взаимодействия

 

9В, 10Б, 11В

 

10-11-е кл.

 

10Б, 11Б

10Б

10- 11-е кл.

Красноярский государственный технический университет

Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики (технический университет)

Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет

Красноярский государственный технический университет

Норильский индустриальный институт

Московский инженерно-экологический университет

Централизованное тестирование. Обеспечение учащихся и их родителей информацией об образовательных программах ВУЗа и условиях поступления, методическая помощь при организации курсов предпроф. подготовки. Методическая помощь при организации базовых классов и курсов.

Реализация довузовского образования преподавателями ВУЗа по дисциплинам физико-математического цикла (в рамках реализации научно-методического комплекса «школа-ВУЗ»)

Подготовка учащихся к профильному обучению, помощь в самоопределении гимназистов. Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ. Интеграция и создание качественно новых образовательных структур типа научно-методических комплексов «школа-ВУЗ», объединяющих различные звенья образовательного пространства, - одна из гибких форм решения проблемы оптимизации системы профессионального образования и довузовской подготовки

3. Работа консультационных пунктов для гимназистов и адаптационных курсов для учащихся образовательных учреждений города.

4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Планирование образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) включает в себя: формирование перечня учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимися; составление индивидуальных учебных планов; составление учебного плана общеобразовательного учреждения на основе ИУП; формирование классов и межклассных групп; составление расписания учителей и каждого обучающегося.

Недостаток собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг общеобразовательное учреждение компенсирует за счет возможностей образовательной сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

При составлении ИУП учитывается и фиксируется образовательная деятельность обучающегося вне класса (заочные и очные школы, занятия на курсах, в образовательных центрах, учреждениях дополнительного образования, музыкальных, спортивных школах, школах искусства, дистанционное обучение и т.д.). Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП, создает условия для социальной практики обучающихся, проб в выбранном профиле и профессии, проектной и исследовательской деятельности.

С целью соблюдения обязательств во время обучения, между заинтересованными сторонами заключается Соглашение о предоставлении образовательных услуг по ИУП, определяющее права и обязанности ученика, родителей (лиц их заменяющих), администрации и педагогического коллектива школы.

5. Опытно-экспериментальная деятельность. В гимназии наряду с традиционными факультативными курсами организуются курсы по выбору для 9-классников и элективные курсы для учащихся 10-11-х классов. Вполне закономерно введение интегрированных курсов, способствующих повышению интереса учащихся к разным предметам, стимулирующих познавательную деятельность гимназистов, усиливающих практическую ориентацию образовательного процесса. Межпредметная интеграция направлена не только на формирование общих знаний учащихся об окружающем мире и деятельности человека, но и на эффективное создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации учащихся с высоким уровнем обученности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками, ориентированных на дальнейшее самостоятельное повышение образовательного уровня.

В гимназии было апробировано несколько интегрированных элективных курсов.

Интегрированный курс «Моделирование биохимических процессов» (биология – химия) был внедрен в выпускных классах естественнонаучного профиля. Используемая блочно-модульная технология, оптимальное сочетание теоретического материала с практическим его применением и системой проверки усвоенных знаний позволяют подготовить старшеклассников к успешной сдаче выпускных экзаменов по биологии и химии и поступлению в вузы естественнонаучного направления.

Исходя из того, что построение учеником индивидуального учебного плана, связанное с выбором предметов, обеспечивает значительно больший образовательный эффект, был проведен опрос среди будущих десятиклассников, какие элективные курсы они желали бы изучать. Оказалось, что учащиеся хотели бы иметь больше практики литературного перевода с английского языка, моделировать и решать математические задачи и задачи с производственным содержанием на компьютере, изучать издательское дело и вузовский курс физической химии. Именно поэтому, согласно социальным запросам старшеклассников, возникла необходимость разработать интегрированные элективные курсы:

- «Издательское дело» (русский язык – информатика),
- «Практика литературного перевода» (английский язык – русский язык – литература),
- «Физическая химия» (физика – химия),
- «Моделирование математических задач на компьютере», «Численные методы решения задач на компьютере» (математика – информатика),
- «Решение задач с производственным содержанием на компьютере» (экономика – информатика).

Нужно заметить, что эта интеграция предметных областей смогла возникнуть в условиях инновационного образовательного учреждения, поскольку процент одаренных и мотивированных к учению гимназистов достаточно высок, а введение элективных курсов способствует удовлетворению запросов учащихся, способных к активному интеллектуальному труду, формированию широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

Интеграция предметных областей в условиях инновационного образовательного учреждения позволит повысить уровень профильного обучения старшеклассников, адаптироваться к успешному обучению в вузах. В результате на базе гимназии открыта опытно-экспериментальная площадка: «Элективные интегрированные курсы в инновационном образовательном учреждении как условие эффективного профильного обучения старшеклассников», позволяющая организовать взаимодействие различных предметных областей в рамках вариантного компонента базисного учебного плана.

Чтобы полностью удовлетворить свои познавательные потребности, учащиеся должны иметь возможность изучать интересующие их предметы из других профилей, поэтому МОУ «Гимназия № 48» активно участвует в городском сетевом взаимодействии. Так как модель сетевого взаимодействия предполагает оказание образовательной услуги для ученика более чем одно ОУ профильное обучение учащихся гимназии организовано также за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов других школ, а именно, МОУ «СОШ № 20, 33, 43» соответственно по предметам русский язык, история, биология.

Разумеется, большое внимание уделяется и информатизации системы образования как инструменту сетевого взаимодействия образовательных учреждений, который является важным условием перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий.

Информационно-образовательный центр гимназии включает пресс-центр, центр самообразования гимназистов и педагогов (на базе Интернет-площадки), дистанционное образование школьников по выбранным ими предметам, информационно-библиотечный центр, Интернет-площадку.

Кроме этого гимназисты принимают активное участие в работе редакции школьной газеты, студий (музыкальной, анимационной, компьютерной графики, детского компьютерного творчества); в проектной деятельности; участвуют в сетевых образовательных и телекоммуникационных проектах; получают дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация элективных курсов, социальной практики для предпрофильной подготовки учащихся).

Для организации сетевого взаимодействия в рамках программы по информатизации системы образования в гимназии создан комплекс информационных технологий, включающий учебный компьютерный комплекс для решения задач, связанных с изучением информационных технологий и внедрением в учебный процесс современных компьютерных средств обучения; информационный аналитический центр, внедряющий информационные технологии в систему управления образовательным процессом, отрабатывающий новые модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и их связей с внешней социокультурной средой и центр сетевых технологий, включающий информационный отдел, управляющий информационными потоками, пресс-центр, аналитический отдел, издательский отдел, детское информационное агентство – детская газета, школа журналистики, видео-студия, телевидение, Интернет-клуб.

Также гимназия оснащена новыми компьютерными классами за счет средств национального проекта «Образование» (гимназия является одним из победителей данного проекта, выигран 1 млн. рублей).

В настоящее время творческая группа и администрация гимназии работают над созданием совместного авторского сетевого проекта, так как наш опыт показывает, что наиболее адекватным способом позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, развитие сетевого образования и образовательных сетей.

Таким образом, в условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями гимназия успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.