Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ

Разделы: Информатика


Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его
(воспитанника)…и, как бы судьба не перемещала его с
места на место, он всегда будет на своём месте.
Ж. Ж. Руссо.

Два года наше образовательное учреждение работает согласно новой программе развития адаптивной личностно-ориентированной школы акмеологического типа. Поясню некоторые понятия:

Адаптивная школа - школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, и даже дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Личностно-ориентированное образование - образование, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной активной личностью (при этом воспитание личности является сверхзадачей, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования).

Акмеологическая школа - это такое образовательное учреждение, энергетическое пространство которого создает установку на успех, на достижение высоких результатов, на творческие поиски, учреждение, в котором престижно ученикам – хорошо учиться, а педагогам – хорошо работать.

Целью своей деятельности в такой школе я считаю формирование личности, способной к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом ее собственных потребностей и меняющихся условий жизни. Главная моя задача - всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности.

Работая несколько недель со дня введения новой программы развития школы по-старинке, я поняла, что в условиях адаптивной личностно-ориентированной школы акмеологического типа недостаточно использовать имеющиеся педагогические технологии, нужно выходить за рамки нормативной деятельности, раскрывать творческий потенциал учащихся, способствовать развитию рефлексивных навыков их учебной работы.

С точки зрения ученых-педагогов М.В. Кларина, В.В. Гузеева, Е.Н. Ильина, среди различных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным целям личностно-ориентированного обучения является метод проектов.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Метод проектов помог мне не только построить личностно-ориентированный урок, но и определить новые направления в моей педагогической практике по достижению основной цели преподавания информатики в школе, т.е. по формированию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.

Хочу продемонстрировать применение метода проектов на примере изучения курса «Информатика и ИКТ» в старшем звене.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный – формулируются тема и цели проекта.
  2. Планирование – определяются источники и способы сбора, анализа и представления информации, устанавливаются критерии оценки результатов, распределяются обязанности.
  3. Исследовательский – осуществляется сбор и анализ информации, оформление результатов.
  4. Отчет-представление результатов исследования. Возможны различные формы отчета: устный, письменный, с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий.
  5. Оценка результатов.

В конце первого урока по изучению новой темы 10 минут я уделяю на выбор проблемной области, формирование состава проектной группы – это подготовительный этап. Здесь учащиеся самостоятельно выбирают делового партнера по проектной работе, задачу из предложенных. Это позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

В конце следующего урока 15 минут отвожу на этап планирования, где учащиеся определяют конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, распределяют обязанности и выбирают способы поиска информации.

На последующих уроках по освоению практических навыков работы на компьютере первая часть урока посвящается выполнению лабораторной работы (20-30 мин.), во второй половине урока (10-20 мин.) учащиеся работают над проектом.

Таким образом я могу реализовать сначала исследовательский этап –осуществление сбора и анализа информации - и следующий этап - отчет-представление результатов исследования.

На исследовательском этапе учащиеся работают самостоятельно, моя задача лишь организовать их деятельность, указав некоторые источники и способы сбора информации.

Представление результатов исследования - это самый длительный этап, связан с использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий, т.е. с работой в различных редакторах. Развитие ученика на данном этапе идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение путем использования всего того, что накоплено учеником в его собственной жизнедеятельности. В деятельности учащихся снова доминирует самостоятельная работа, я лишь являюсь консультантом, в чем мне помогают наиболее подготовленные учащиеся.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, поэтому в конце изучения темы один урок я отвожу защите проектов. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Оценка результатов – последний этап работы над проектом. При оценивании результатов проектной деятельности я использую рейтинговые виды оценки на основе мониторинга, предусматривающие, в том числе, и элементы самооценивания: что делали; что понравилось, не понравилось; почему? кто был лучшим? Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменятся впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы, и в конце такого урока я благодарю всех учащихся за проделанную работу.

Хочу отметить, что прежде чем организовывать работу с учащимися по методу проектов, я тщательно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, что помогает мне полнее учесть его интересы, ближе подойти к волнующим его проблемам, подобрать посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности.

Старшеклассникам предлагаю выполнять проекты по таким темам как:

– «Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии»;
– «Создание и редактирование документов»;
– «Электронные таблицы»;
– «Создание базы данных»;
«Построение и исследование модели»;
«Разработка Web-сайтов».

При изучении программы PowerPoint перед учащимися ставлю задачу: Создать фильм – презентацию на произвольную тему в программе PowerPoint. Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 2–3 человека, продумывают тему и распределяют обязанности. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её с помощью сканера, или с Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся самостоятельно обучают друг друга, помогают. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта.

При изучении программы Access каждой группе учащихся предлагается индивидуальная задача - разработка собственной базы данных. Некоторые темы индивидуальных проектов:

  • Создать БД «Товары», включающую связанные БД
    1) Товары (поля: код товара, название, описание, цена, код поставщика);
    2)Поставщики (поля: код поставщика, название фирмы, телефон, адрес);
  • Создать информационную БД «Фильмы недели», включающую связанные БД
    1) Фильм (поля: название, тип);
    2) Телекомпании (поля: канал, день недели, дата, время);
    3) Описание (поля: название, режиссер, артисты, содержание);
  • Создать информационную модель «Компьютерные игры», включающую связанные БД
    1) Игра (поля: название, фирма, адрес магазина, цена);
    2) Описание (поля: тип, цель игры, примечания);
    3) Технические характеристики (поля: требования к ОЗУ, быстродействие, требование к видеопамяти);
  • Создать информационную модель «Программное обеспечение школы», включающую Связанные БД
    1) Программное обеспечение (поля: название ПО, тип, место использования);
    2) Вспомогательная (поля: название, технические требования, возможности, примечания);
    3) Технические характеристики (поля: название, загрузочный файл, объем, требование к ОС);
  • Создать информационную модель «Туризм», включающую связанные БД
    1) Тур поездка (поля: фирма, страна, примечания);
    2) Описание (поля: название, количество дней, стоимость, тип питания, дата заезда);
    3) Адрес (поля: название, адрес, телефон).

Такой способ позволяет актуализировать полученные знания в реализации конкретной прикладной задачи, дает возможность учащимся самим пройти все этапы от проектирования и ведения БД до создания законченного приложения, а также способствует развитию их индивидуальных качеств. Все индивидуальные задачи (и задания к ним) подбираются таким образом, чтобы работа с ними охватывала все основные понятия баз данных и позволяла бы максимально использовать возможности СУБД для создания собственного приложения.
Специфические особенности приобретает организация контроля знаний учащихся. По окончании изучения темы проводится итоговое тестирование для проверки уровня усвоения учащимися теоретических основ курса СУБД. Проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты проектов.

Метод проектов – один из способов построения личностно-ориентированной системы развития компетенций обучающихся на уроках информатики, позволяющий развивать у учащихся способность самостоятельно решать проблемы на основе использования собственного и социального опыта. Поэтому я стала использовать его на уроках «ИКТ» и в среднем звене.

Например, при изучении темы «Электронные таблицы» в 8 классе предлагаю учащимся самостоятельно оформить накладную. Ученики самостоятельно подбирают информацию по интересующей их продукции. Замечательно в подобных заданиях ещё и то, что учащимся оказывают помощь родители. Есть преемственность поколений:

  • У меня брат - частный предприниматель. Продаёт печенье. Он мне всё, что надо, расскажет.
  • А у меня родители строят мосты. Информацию о стоимости материалов и работ я получу у них.
  • А я узнаю цены на все музыкальные инструменты.

Также в 8-ом классе при изучении темы «Обработка текстовой информации» большой интерес вызывает у учащихся проект «Наша классная газета», выполняемый в программе Word.

В 5-ом классе метод проектов я использую при прохождении темы «Компьютерная графика». В ходе изучения данной темы учащимся предлагается выполнить проект: «Поздравительная открытка». Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка открытки на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.

Выполнение проектов дает возможность реализовать творческие силы учащегося, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую работу, которая не только привлекает новизной и необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Большинству учащихся проектная деятельность на уроках информатики и ИКТ очень нравится, это повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. В процессе реализации проекта у школьников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

При организации обучения учащихся информатике и ИКТ по методу проектов происходит привитие навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной, а затем и профессиональной деятельности, стимулирование у школьников интереса к предмету, формирование правильных представлений о месте информатики в жизни современного человека.

Таким образом, метод проектов как одна из технологий личностно-ориентированного образования позволяет достичь основных целей в моей педагогической деятельности: сформировать у личности информационно-коммуникационную компетентность, а также способность к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом собственных потребностей и меняющихся условий жизни, что в свою очередь содействует становлению и развитию человеческой индивидуальности.

Литература:

  1. А Хуторской «Ключевые компетенции. Технология конструирования» - народное образование, №5, 2003 г.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование.- 2000.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: ACADEMIA, 2000.
  4. Кларин М.В. инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука.-1997.-223с.
  5. Ильин Е.Н. Мертенс С.В. Давайте соберемся…..: Новые возможности урока общения. М.: Школа-Пресс.-1994.-228с.