Тема урока: "Формулы сокращенного умножения" с применением ИТ. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Урок-ролевая игра.

Роли: (Ученикам выдаются таблички с названием их роли.)

  • адвокат
  • психолог
  • связник
  • подводящий итоги
  • почемучка
  • спонсоры знаний
  • первооткрыватель

Цели и задачи урока:

  • стремиться к осознанному освоению учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности: коллективной, групповой, парной, индивидуальной;
  • регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи;
  • максимальное использование возможностей, знаний, интересов самих учащихся с целью повышения результативности процесса образования;
  • введение дидактических и организационных ролей для включения как можно большего количества учеников в управление обучением, развития умений решения конфликтных ситуаций, поиска компромиссов.

Ход урока

Обращение учителя к адвокатам: “Есть ли вопросы по домашнему заданию?”

(в любом случае предлагается для проверки и комментирования №416 из Д.З.) ПРИЛОЖЕНИЕ1(слайды №1,2,3)

К компьютеру приглашаются СПОНСОРЫ ЗНАНИЙ, которые проводят разбор домашнего задания, проговаривая формулы, поясняя свои рассуждения.

( Предварительно учителем готовятся слайды к уроку в программе PowerPoint).

ПОДВОДЯЩИЕ ИТОГИ: для выполнения Д.З. необходимо было применять формулу разности квадратов.

На доске записана тема урока: “Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и разности”.

Учитель: “Обратимся к записи на доске и попытаемся аргументировано обозначить, что мы должны узнать сегодня на уроке”.

Размышления учащихся должны опираться на слова ФОРМУЛА, СОКРАЩЕННОГО (быстрого), КВАДРАТ СУММЫ, КВАДРАТ РАЗНОСТИ.

В размышлениях участвуют все ученики, но опора на СВЯЗНИКОВ- установить связь с имеющимися знаниями, ПОЧЕМУЧЕК- одну формулу мы уже знаем, что, есть еще?

На доске записаны алгебраические выражения:

- Назовите те выражения, для которых мы уже можем применять формулу сокращенного умножения. Примените к ним формулу разности квадратов.

Как же поступить с остальными формулами? СВЯЗНИКИ - можно умножить многочлены, мы же это умеем делать.

Внимание! Организуем работу в исследовательских лабораториях-парах для решения возникшей проблемы: необходимо найти формулу для быстрого, сокращенного умножения двух одинаковых многочленов.

В тетрадях запись числа, темы урока. 5 минут на исследовательскую работу.

К доске приглашаются пары исследователей для предложения и защиты своих версий. Что происходит при изменении знаков в многочленах?

Обращение к учащимся: “Кто вам показался наиболее убедительным? Кто доказательно и аргументировано представил свои исследования?”

Выслушиваются мнения детей, победителям вручается титул ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ и они приглашаются для презентации своего открытия.

(Компьютерные слайды и словесное озвучивание формулы). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (слайд№4)

Запись в тетради формул в общем виде.

- Обратимся к учебнику стр. 90 и убедимся в правильности полученных результатов.

Где будут необходимы эти формулы? СВЯЗНИКИ, СПОНСОРЫ.

  • В разложении на множители №379
  • В быстрых вычислениях №374
  • В представлении квадрата двучлена в виде многочлена №370
  • В решении уравнений №384(1)

К доске приглашаются те, кто не участвовал в защите своих исследований.

Проверка, слово ПОДВОДЯЩИМ ИТОГИ.

- А нельзя ли установить связь формул с геометрией?

Обратимся к компьютеру (геометрический смысл формул комментируют СПОНСОРЫ ЗНАНИЙ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (слайды № 5,6)

Как обычно в конце урока я обращаюсь к ПСИХОЛОГУ, АДВОКАТУ с просьбой подвести итоги нашего общения:

- Кто чувствовал себя не комфортно? Чьи действия мешали нашей работе? Где мне не удалось увидеть и услышать учеников, желающих высказаться? Кого по вашему мнению необходимо оценить отметкой? Каков должен быть объем Д.З.?

Итак, на следующий урок записываем в дневник Д.З. Формулы, п.22, №371,№379.