Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Методическая разработка урока математики в 3-м классе по теме: "Решение задач по сумме и разности"

Разделы: Преподавание математики, Преподавание в начальной школе


Основные цели:

  1. сформировать способность к решению задач по сумме и разности;
  2. актуализировать способность к решению составных задач через решение простых задач на деление целого на равные части, на нахождение большего или меньшего чисел, как их составляющей; умение составлять задачи обратные данной;
  3. тренировать способность к умножению многозначных чисел на однозначное;
  4. развивать мыслительные операции: классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение; способность адекватного оценивания.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Готовясь к встрече с вами и сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такие стихи:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…

- Конечно же, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

- А вы любите решать задачи?

- Что нужно для того, чтобы уметь и любить решать задачи? (…)

- Пусть девизом нашего урока будут слова:

«Была бы охота – будет ладиться работа!»

Открыть на доске.

- Вы сказали, что любите решать задачи, давайте порешаем.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Решите задачу, выбрав для нее нужную схему: В двух одинаковых книгах 82 страницы. Сколько страниц в каждой из них?

Открыть схемы задач на доске

Учащиеся в тетради записывают решения задачи: 82:2=41 (стр)

- Решите задачу: Коля прочитал за день 28 страниц книги, а Антон на 12 страниц больше. Сколько страниц прочитал Антон?

- Какая из схем поможет решить эту задачу?

- Что такое в задаче 28 страниц? (Меньшее число).

- А 12 страниц? ( Это разница).

- Что необходимо найти? (Большее число)

Учитель ставит в схему буквы: М,Б,Р

- Как найти большее число? (Чтобы найти большее число надо к меньшему прибавить разницу)

- Запишите решение задачи в тетрадь.

В тетради у учащихся появляется запись: (28+12=40(стр.)

- Используя полученные данные, составьте к этой задаче обратную, чтобы в ней необходимо было найти меньшее число.

Антон прочитал 40 страниц, а Коля на 12 страниц меньше. Сколько страниц книги прочитал Коля?

- Запишите решение задачи.

Запись в тетради у учащихся: 40-12=28(стр.)

Что необходимо было найти в этой задаче? (Меньшее число)

- Как найти меньшее число? (Чтобы найти меньшее число, надо из большего числа вычесть разницу.)

- Какие задачи вы сейчас решали? (простые)

- Какой вопрос нужно поставить, чтобы вторая наша задача стала составной? (Сколько всего страниц книги прочитали оба мальчика?)

- Тогда, что необходимо будет найти ? (Сумму)

Учитель дополняет схему задачи фигурной скобкой и ставит букву С.

- Запишите решение этой задачи выражением.

У учащихся появляется запись: 40+ (40-12)=68(стр.)

- Вы хорошо составляли и решали задачи, а сейчас решите такую задачу.

Учитель выдает детям карточки с текстом задачи.

В двух классах 56 человек, причем в одном классе на 2 человека больше, чем в другом. Сколько человек в каждом классе?

- Проверим, какой ответ вы получили?

Записать варианты ответов детей на доске.

- Что же мы видим?(Получили разные ответы, кто-то не приступил к решению, мнения разделились)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

- Почему получились разные ответы? (Это новый тип задач, не знаем способа решения такого типа задач)

- Давайте будем разбираться почему возникло затруднение; выясним, что известно и неизвестно в задаче.

- Изобразим схематично с помощью полосок нашу задачу.

(Полоски разной длины на партах у учащихся и демонстрационные у учителя)

- Что будет изображать длинная полоска? (Большее число или количество детей в одном из классов).

- А короткая полоска? ( Меньшее число или количество детей в другом классе)

- Известны ли эти величины в задаче? (Нет.)

- А что известно? (Сумма и разность)

Учитель дополняет схему, ставит данные 56чел. и 2 ч

- Итак, какова же цель нашего урока? (Научиться решать такие задачи )

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Давайте разберемся с решением этой задачи, глядя на нашу схему и ваши полоски на партах, составим алгоритм решения таких задач.

- Посмотрите на полоски и скажите, что можно сделать, чтобы полоски стали равными?

(Совместить полоски, отрезать лишнее у длинной)

- Покажите.

Учитель производит с демонстрационными
полосками те же операции, что и дети.
Далее рассуждения идут с опорой на
демонстрационные полоски на доске.

- Посмотрите на схему. Что вы сейчас убрали? (Разность.)

- Изменилась ли сумма, когда убрали разность? На сколько? (Изменилась, она стала меньше на разность.)

- Итак, какой первый шаг сделали? (Из суммы вычли разность.)

Повесить карточку алгоритма на доску.

(1) С – Р

- Посмотрите, чему равен каждый из получившихся отрезков? ( Меньшему числу.)

- И таких отрезков у нас два, т.е. у нас получилось удвоенное меньшее число.

Повесить карточку на доску.

(1) С – Р = удвоенное меньшее число

- Что можно найти, зная сумму одинаковых отрезков? (Длину одного отрезка.)

- А как? (Удвоенное меньшее число разделить на два.)

- Длину какого отрезка схемы мы получим? (Длину меньшего отрезка.)

- Молодцы, выполнили второй шаг нашего алгоритма.

Повесить карточку на доску.

(1) : 2 = М

- Как теперь нам найти длину большего отрезка? (Надо к меньшему числу прибавить разницу.)

-Итак, вы проговорили 3 шаг алгоритма.

Повесить карточку на доску.

(3) М + Р = Б

- На доске и в тетрадях у учащихся появляется запись решения данной задачи параллельно с ее алгоритмом:

  1. 56 – 2 = 54(ч.) – удвоенное число учеников в классе
  2. 54 : 2 = 27(ч.) – во 2 классе
  3. 27 + 2 = 29(ч.)

- Какой же алгоритм мы сейчас составили? (Алгоритм решения задач нового типа. )

- Сколько действий в решении таких задач? ( Три действия)

- Что было известно в условии задачи? ( Сумма и разность )

- Как же можно назвать такие задачи? (…)

- Сформулируйте тему нашего урока.

Открыть тему на доске.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

-У нас уже есть алгоритм решения задач по сумме и разности, что же мы можем делать теперь? (Решать задачи.)

- Давайте вернемся к нашей задаче, которую решали в начале урока.

- Составьте составную задачу, обратную данной, чтобы в ней надо было найти величины по известным сумме и разности.

Предварительно учитель читает текст задачи,
которую дети составили в начале урока. Дети
составляют обратную задачу.

Коля и Антон вмест