Интегрированный урок: химия + физика по теме: "Физические и химические явления"

Разделы: Химия


 

  Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать знания учащихся о физических и химических явлениях.

Задачи урока:

1. сформировать представление о единой картине мира через единство предметов естественнонаучного цикла;
2. обратить внимание учащихся на разнообразный характер явлений окружающего мира;
3. расширить понятие «химические реакции»;
4. дать представление о признаках и условиях протекания химических реакций;
5. совершенствовать умение учащихся обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдая ТБ;
6. развивать общеучебные умения и навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать вывод;
7. воспитывать умение работать в группах, толерантность.

Оборудование: магнитные модели атомов, реактивы: растворы CuSO4, NaOH, CaCl2, FеCl3, Na2CO3, HCl, спиртовка, пробиркодержатель, спички, NH4Cl, известковая вода, мел, карточки.

Ход урока

Учитель физики Изучение нового материала

Мы живем в удивительном мире природы. Природа – это весь мир, который нас окружает, все, что мы видим и слышим.

Человечество накопило большой объем знаний о природе, поэтому возникла необходимость ученым изучать узкий круг явлений. Так возникли науки о природе – естественные науки.

Приложение 1

Работа с «древом науки» К предметам естественнонаучного цикла относятся:

-1 биология, которая изучает мир

  • животных,
  • растений,
  • человека;

-2 география, которая изучает

  • моря,
  • горы,
  • страны,
  • пустыни;

-3 астрономия, которая изучает

  • галактики,
  • звезды,
  • Солнце,
  • планеты.

- ФИЗИКА

- ХИМИЯ

Ведущую роль в естествознании мы отводим двум наукам: физике и химии.

Учитель химии Сегодня у нас не традиционный, а интегрированный урок, посвященный изучению физических и химических явлений.

Цели урока: сформировать знания о физических и химических явлениях, раскрыть сущность химических реакций с помощью лабораторных опытов.

Учитель физики

 

 

Работа с «древом науки»

 

 

Задания для учащихся:

Всевозможные изменения, которые происходят в окружающем нас мире, называются явлениями природы.

В школьном курсе физики вы изучаете физические тела и изменения, которые с ними происходят, т.е. физические явления, а в курсе химии – химические явления.

Обратите внимание на то, что веточки у наук физика и химия не отражают те явления и процессы, которые они изучают.

Для того чтобы заполнить ветви науки физики вы выполните следующее задание: вам необходимо в течение одной минуты определить это явление и заполнить одну ветвь

(Каждой группе предложены карточки с примерами всех физических явлений, но одному явлению соответствует большее количество карточек).

Выполнив это задание, каждая группа приводит примеры явлений.

Учитель химии А теперь, ребята, давайте заполним ветви науки химии. Если физику, как науку, интересует само тело и изменения, которые происходят с ним, (то есть физические явления), то наука химия рассматривает те изменения, которые происходят с веществом данного тела.

Определиться с тем, что изучает химия, можно вспомнив определение химии как науки. (Химия – наука о веществах и превращении одних веществ в другие.)

Итак, мы видим, что химические явления касаются изменений строения вещества и создания новых материалов или веществ.

- Что называется химической реакцией?

- В чем сущность любой химической реакции, т.е. явления?

Проведение опытов (работа в группах) Познакомиться с признаками химических реакций мы можем, проведя опыты. У вас на столах имеются инструктивные карточки. Согласно инструкции, соблюдая правила Т.Б., проделайте предложенные опыты.

После проведения опытов делается обобщение по признакам химических реакций.

Приложение 2

Учитель физики Закрепление

А сейчас вы поработаете с сигнальными карточками.

Я буду читать утверждение, а вы, если считаете, что речь идет о физическом явлении, поднимайте зеленую карточку, а если речь идет о химическом явлении, то красную:

Утверждения:

1. Я думаю, что процесс выпаривания воды из раствора соли является ____?
2. Я считаю, что прокисание молока относится к ____?
3. Мне кажется, что испарение спирта представляет собой ___?
4. Я думаю, что распространение запаха духов явление ______?
5. Я считаю, что горение дров относится к ________________?
6. Мне кажется, что гниение листьев происходит при_______?
7. Я думаю, что засахаривание варенья – это _______________?
8. Я считаю, что размельчение мела относится к ___________?
9. Мне кажется, что гашение соды уксусом – это ___________?
10. Я думаю, что ржавление железа есть ___________________?
11. Я считаю, что выпадение осадка во время грозы относится к __?
12. Мне кажется, что почернение серебряной ложечки будет ______?
13. Я думаю, что образование зеленого налета на медных памятниках относится к ____?
14. Я считаю, что свечение лампочки есть ______?
15. Мне кажется, что образование тумана будет _____?

Работа с «древом науки» Делаем обобщение: что же характерно для физических и химических явлений?

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §26,27; после §27 вопрос 1.