Тема урока: "Соли азотной кислоты". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Учебник: Химия 9, Л.С. Гузей, Дрофа, Москва, 2004

Программа двухуровневого курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, Л.С. Гузей, Р.П. Суровцева

Это седьмой урок по азоту в теме “Химия элементов-неметаллов”. При всей кажущейся несложности этой темы она требует тщательной проработки. Вопросы разложения солей азотной кислоты обычно включаются в централизированное тестирование по химии и являются вопросами единого экзамена по химии.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока

  • Образовательные: изучить номенклатуру, способы получения, физические, химические свойства и применение солей азотной кислоты.
  • Развивающие: развивают умения приобретать знания, используя различные источники информации; учатся анализировать экспериментальные данные; развивают умения анализировать и оценивать ответы своих одноклассников.
  • Воспитательные: продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной работы; убеждаются в необходимости нитратов в жизни людей.

В процессе урока я старалась использовать разные формулы организации занятий: беседу, самостоятельную работу, лабораторные и демонстрационные опыты. Важнейшая задача учителя не только руководить, а поддерживать и направлять учащихся, учить их добывать знания. Исходя их этого, использовала при выборе методов и средств обучения на разных уровнях учебно-познавательной деятельности репродуктивный, частично-поисковый методы. В ходе урока использовались тексты тестовой работы, индивидуальные карточки, химические вещества и лабораторное оборудование, опорные карточки.

Для достижения реализации поставленных целей в течение урока применялись разные формы организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, парная, коллективная.

Реактивы и оборудование

Тестовые задания, карточки индивидуального опроса, опорные карточки, таблица растворимости, образцы солей азотной кислоты: нитрат натрия, нитрат калия, нитрат серебра, нитрат меди (II), лабораторный штатив, спиртовка, уголек, сульфат железа (II), концентрированная серная кислота, пробирки.

Хронометраж урока

  1. Организационный этап – 1-2 мин
  2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 10 мин
  3. Усвоение новых знаний и способов действия – 20 мин
  4. Закрепление и применение полученных знаний – 8 мин
  5. Информация о домашнем задании – 2 мин
  6. Подведение итогов – 3 мин

Содержание урока

1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к работе на уроке.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

На доске – тема нашего урока – “Соли азотной кислоты”. Образовательные цели урока записаны на доске.

Вспомним свойства азотной кислоты. Двух учащихся вызываю работать на доске по карточкам.

Карточка № 1

Закончите уравнения практически осуществимых реакций

а)

б)

в)

г)

Подпишите названия полученных солей. Последнюю реакцию запишите в ионном виде.

Карточка № 2

Закончите уравнения практически осуществимых реакций, подпишите названия полученных солей

а)

б)

в)

г)

Для последней реакции напишите полное и сокращенное ионные уравнения.

Все остальные учащиеся выполняют тестовые задания по вариантам.

I вариант

Азотная кислота реагирует с каждым из веществ набора:

а) оксид цинка, медь, оксид углерода (IV),

б) оксид бария, оксид кремния (IV), карбонат натрия,

в) хлорид натрия, силикат натрия, сульфат калия,

г)оксид меди (II), цинк, гидроксид натрия.

2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

а) цинком,

б) алюминием,

в) магнием,

г) медью.

3. Сумма коэффициентов в левой части полного ионного уравнения между азотной кислотой и гидроксидом меди (II) равна:

а) 2,

б) 3,

в) 1,

г) 5.

4. Для реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария общее число атомов всех элементов в полученной соли равно:

а) 10,

б) 5,

в) 9,

г) 7.

5. В молекулярном уравнении реакции

коэффициент перед формулой окислителя равен…

II вариант

Азотная кислота реагирует с каждым из веществ набора:

а) оксид магния, алюминий, оксид фосфора (V),

б) хлорид калия, оксид углерода (IV), карбонат кальция,

в) оксид алюминия, магний, гидроксид калия,

г) оксид серы (IV), силикат калия, цинк.

2. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

а) магнием,

б) медью,

в) железом,

г) кальцием.

3. Сумма коэффициентов в правой части полного ионного уравнения между азотной кислотой и гидроксидом свинца (II) равна:

а) 3,

б) 4,

в) 6,

г) 5.

4. Для реакции между азотной кислотой и гидроксидом натрия общее число атомов всех элементов в полученной соли равно:

а) 7,

б) 6,

в) 4,

г) 5.

5. В молекулярном уравнении реакции

коэффициент перед формулой восстановителя равен…

Тесты сдают учителю. Задания, выполненные на доске, учащиеся проверяют, исправляют ошибки, комментируют и ставят оценки.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

а) Используя уравнения реакций, записанные на доске учащимися, выясняем названия солей азотной кислоты, их способы получения. Выясняем, какие из них называются “селитрами” и где они применяются.

б) С помощью таблицы растворимости и образцов предложенных солей учащиеся описывают физические свойства.

в) Используя опорную карточку, выясняем химические свойства нитратов.

Опорная карточка

Демонстрационный опыт

Прокаливание нитрата натрия выше его температуры плавления. Для распознавания кислорода вносим тлеющий уголек.

Записываем уравнение реакции и рассматриваем аго с точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

г) Далее учащиеся выполняют лабораторный опыт (работают парами). Качественная реакция на нитрат-ион .

Качественной реакцией на нитрат-ион является взаимодействие с концентрированным раствором сульфата железа (II) в присутствии концентрированной серной кислоты: Появляется темно-бурое кольцо.

Раствор смешивают в пробирке с небольшим количеством раствора . Затем, наклонив пробирку, по стенке, приливают 2-3 мл концентрированной серной кислоты так, чтобы жидкости не смешивались, а образовали два слоя: внизу, а вверху. В присутствии аниона на месте соприкосновения обеих жидкостей появляется темно-бурое кольцо.

Затем разбираем реакцию. Процесс протекает следующим образом: большая часть сульфата железа (II) участвует в окислительно-восстановительной реакции по уравнению

Меньшая часть идет на образование комплексного соединения, дающего бурое кольцо.

Прошу написать дома суммарное уравнение реакции образования бурого кольца.

4. Закрепление и применение полученных знаний

Пользуясь опорной карточкой, напишите уравнения реакция разложения:

I вариант – нитрата меди (II), II вариант – нитрата серебра. Рассмотрите предложенную реакцию с точки зрения окислительно-восстановительного процесса, составьте уравнения электронного баланса и расставьте коэффициенты. Для проверки выполненного задания предлагаю учащимся посчитать сумму коэффициентов в уравнении реакции. Затем проверяем ответы: I вариант – 9, II вариант – 7.

5. Информация о домашнем задании

Повторить §19.8, выучить опорную карточку, упражнение № 15 стр. 114.

Двоим учащимся дается задание подготовить сообщение о применении нитрата серебра.

6. Подведение итогов

Подводим итоги урока, исходя из его целей. Прошу сделаьб это самих учащихся.

Литература

  1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999
  2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 9 классе: Метод. пособие. – Обнинск: Титул, 2000
  3. Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994
  4. Учебник: Химия 9, Л.С. Гузей, Дрофа, Москва, 2004