Программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда"

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии, и химии.

Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил.

Целостный подход к факторам здоровья принципиально отличает экологию человека от гигиенических дисциплин. Социальная и экологическая обусловленность здоровья очевидна. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья.

Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Специалисты рассматривают две формы здоровья – индивидуальное и общественное. Основное внимание в содержании курса по выбору уделено понятию “индивидуальное здоровье”. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору ставит своей целью развитие умений и навыков, связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, улучшением окружающей среды и пропагандой экологических и гигиенических знаний. Этот курс имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы для учащихся 10-11-х классов. При проведении занятий важно учитывать местные природно-экономические условия, организацию службы слежения за состоянием окружающей среды, профилактики в области охраны здоровья, наличие медицинских учреждений.

По окончанию курса учащиеся:

должны знать:

  • место человека в системе животных;
  • факторы здоровья, что такое здоровье;
  • эндемические и природноочаговые заболевания;
  • биологические ритмы;
  • приспособительную изменчивость человеческих популяций;
  • причины изменения природной среды;
  • основные профессиональные заболевания;
  • элементы здорового образа жизни;

должны уметь:

  • составлять родословную;
  • прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;
  • определять причины изменения природной среды;
  • оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;
  • давать эстетическую оценку помещения;
  • давать оценку качества окружающей среды своей местности.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Введение.

Раздел 1. Здоровье и наследственность.

Раздел 2. Природная среда и здоровье.

Раздел 3. Социальная среда и здоровье.

Раздел 4. Здоровый образ жизни.

Раздел 5. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных заданий по подготовке доклада к конференции (практические работы предложены в Приложении).

Курс завершается защитой докладов на конференции, посвященной данной проблеме.

Программа курса общим объемом 34 часа изучается в течение одного полугодия.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практика

Введение.

Раздел 1. Здоровье и наследственность.

    1. Место человека в системе животных.
    2. Наследственность – важный фактор здоровья.
    3. Практическая работа “Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.

Итого по разделу:

1

1

1

1

4

1

1

1

-

3

-

-

-

1

 

1

Раздел 2. Природная среда и здоровье.
    1. Эндемические и природноочаговые заболевания.
    2. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы.
    3. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.
    4. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека.

Экологический эрудицион.

Итого по разделу:

1

1

1

2

5

1

1

-

-

2

-

-

1

2

3

Раздел 3. Социальная среда и здоровье.
    1. Труд и здоровье.
    2. Профессия и здоровье.
    3. Окружающая среда должна быть чистой.
    4. Оценка среды учебных помещений. Санитарно-гигиенические нормы.
    5. Практическая работа “Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения”

    6. Научные основы озеленения интерьера.
    7. Практическая работа “Эстетическая оценка школьного помещения”

    8. Практическая работа “Оценка состояния воздушной среды на территории школы”.

Итого по разделу:

1

1

1

2

2

1

8

1

1

-

1

1

-

4

-

-

1

1

1

1

4

Раздел 4. Здоровый образ жизни.
    1. Образ жизни – фактор здоровья.
    2. Сколько жить человеку (старение и старость).
    3. Вредные привычки.
    4. Физическая и духовная красота в русском искусстве.
    5. Диагностика здоровья (антропометрические подходы, физиологические подходы)

Итого по разделу:

1

1

1

1

2

6

1

-

-

1

-

2

-

1

-

1

-

2

4

Раздел 5. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога.
  1. Профессия врача.
  2. Профессия эколога.

Итого по разделу:

1

1

2

-

-

-

1

1

2

Всего:

25

11

14

Содержание программы

Введение (1 час).

Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

Раздел 1. Здоровье и наследственность. (3 часа)

Тема 1. Место человека в системе животных.

Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом.

Тема 2. Наследственность – важный фактор здоровья.

Стресс – наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных болезней.

Практическая работа. “Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной”.

Раздел 2. Природная среда и здоровье (5 часов).

Тема 1. Эндемические и природноочаговые заболевания.

Тема 2. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов.

Тема 3. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах.

Адаптивные типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный.

Тема 4. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека.

Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.

Экологический эрудицион. “Свалка по имени – Земля”.

Раздел 3. Социальная среда и здоровье (8 часов).

Тема 1. Труд и здоровье.

Труд человека как фактор здоровья. Условия труда на разных этапах истории. Труд и здоровье современного человека. Травматизм.

Тема 2. Профессия и здоровье.

Профессия и здоровье. Профессиональные заболевания.

Тема 3. Окружающая среда должна быть чистой.

Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.

Тема 4. Оценка среды учебных помещений. Санитарно-гигиенические нормы.

Практическая работа “Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения”

Тема 5. Научные основы озеленения интерьера.

Практическая работа. “Эстетическая оценка школьного помещения”

Тема 6. Оценка качества окружающей среды своей местности.

Практическая работа. “Оценка качества среды пришкольного участка”

Раздел 4. Здоровый образ жизни (6 часов).

Тема 1. Образ жизни – фактор здоровья.

Образ жизни. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Здоровье и питание. Личная гигиена.

Тема 2. Сколько жить человеку (старение и старость).

Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители.

Тема 3. Вредные привычки.

Проблема искоренения пьянства, алкоголизма, курения. Проблемы борьбы с наркоманией.

Тема 4. Физическая и духовная красота в русском искусстве.

Внутренний мир. Гармония. Детство. Юность. Зрелость. Красота: физическая, духовная. Человек. Старость.

Тема 5. Диагностика здоровья (антропометрические подходы, физиологические подходы)

Практическая работа. “Диагностические исследования своего организма”.

Раздел 5. Здоровье – профессиональная забота врача и эколога (2 часа).

Тема 1. Профессия врача (экскурсия).

Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна.

Тема 2. Профессия эколога (экскурсия).

Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога.

Выдающиеся медики и экологи.

Список литературы.

Для учащихся и учителя.

  1. Чумаков Б.Н. Валеология. – М., 1997. – 246 с.
  2. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Минск, 1998. – 221 с.
  3. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998. – 96 с.
  4. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
  5. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

Литература, используемая при составлении программы и методических рекомендаций. 

  1. Кузин А.М. “Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы Земли”, М., Наука 1991
  2. Чумаков Б.Н. Валеология. – М., 1997. – 246 с.
  3. Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 239-246.
  4. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Минск, 1998. – 221 с.
  5. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – М.: Дрофа, 1998. – 96 с.
  6. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы)/Н.П. Абаскалова, Новосибирск,2000. – 292 с.
  7. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998. – 225 с.
  8. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.
  9. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.
  10. Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды / Сост. Н.Н. Марфенин. М., 1998.
  11. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.
  12. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.
  13. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности: часть 1. – СПб.: СПбГУПМ, 1993.
  14. Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.И. Исмаилова. – М.: Аванта +, 1994.
  15. Лось В.А. Человек и природа. Над чем работают, о чем спорят философы. – М.: Политиздат, 1978, – 224 с.
  16. Вишаренко В.С., Толоконцев Н.А. Экологические проблемы городов и здоровье человека. – Л.: Знание, 1982, – 32 с.
  17. Земля людей. Круглый стол по проблеме “Человек и природа” Выпуск 5. М.: Знание, 1983, – 33 с. Народный университет, Естественнонаучный факультет