Путешествие в город Читайск. 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Цели:

  1. Развитие умения оперативно находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах.
  2. Развитие внимания, памяти, мышления.
  3. Формирование интереса к чтению.
  4. Воспитание бережного отношения к книгам.

Оборудование:

  1. Плакат “Хорошая книга – твой друг на всю жизнь”.
  2. Портреты детских писателей (А.Барто, А.Пушкин, Н.Носов, К.Чуковский, И.Крылов).
  3. Выставка книг детских писателей.
  4. Иллюстрации к сказкам (“Гуси-лебеди”, “Колобок”, “По-щучьему велению”, “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и семеро козлят”, “Кот в сапогах”).
  5. Предметы: градусник, Золотой ключик, зеркальце, бутерброд с колбасой
  6. Карточки со словами: Айболит, Буратино, Кот Матроскин, Царица.
  7. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
  8. Памятки “Девять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с “книгой”.

На доске изображена главная улица города, на ней рисунки с надписями

  1. Памятник А.С.Пушкину.
  2. Здание Театра юного зрителя.
  3. Торговая площадь.
  4. Магазин Плюшкина.
  5. Портретная галерея детских писателей и выставка детских книг.
  6. Библиотека.
  7. Справочное бюро.

Ведущий

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!

Сегодня, ребята, мы побываем с вами в городе Читайске. Там любят гостей активных, любознательных, читающих.

Итак, наше путешествие начинается!

(Звучит фонограмма песни “Когда мои друзья со мной” В.Шаинского, М.Танича)

Вот мы подходим к воротам города. Что там написано?

“Хорошая книга – твой друг на всю жизнь”.

-Как вы понимаете эти слова?

-А кого мы вообще называем в жизни другом? (дети отвечают).

Правильно. Друг – человек, который с кем-нибудь связан дружбой, т.е. близкими отношениями, основанными на взаимном доверии.

Друг – это тот, кто поддерживает в трудную минуту, радует, веселит, дает разные советы.

-А почему мы и книгу называем другом, да еще и на всю жизнь? (дети отвечают).

Правильно. Да потому что она тоже дает ценные советы, может развеселить нас, вызвать разные чувства, эмоции. И, конечно же, книга на протяжении всей жизни обогащает наши знания.

Продолжаем путь. Мы пройдем по главной улице. Это улица Юных читателей.

На ней мы увидим много достопримечательностей. Ребята, а как вы понимаете смысл слова “достопримечательность”. (дети отвечают).

Справочное бюро

Давайте проверим, правильно ли мы толковали это слово?

Где мы можем проверить толкование слова “достопримечательность”?

Куда мы можем обратиться? (В справочное бюро)

Правильно. В нашем городе есть справочное бюро куда мы можем обратиться с запросом и нам выдадут информацию.

- Кто из вас желает обратиться в справочное бюро, к хозяйке этого бюро – мудрой Сове?

(Выходит 1 ученик и запрашивает информацию. Сова по толковому словарю показывает и рассказывает, как нужно искать слово, читает его значение)

Ученик.

Здравствуйте, мне нужна справка, какого значение слова “достопримечательность”?

Вы можете мне дать такую справку-информацию?

Сова:

Конечно. В нашем справочном бюро есть толковый словарь (показывает и открывает). Здесь все слова расположены по алфавиту. Слово “достопримечательность” начинается с буквы “д”. На верхней строчке в толковом словаре есть подсказка, которая быстро поможет найти это слово. А зная, что слово “достопримечательность” начинается на слог “до”, мы еще и облегчим себе поиск. Это слово означает … (Сова читает по толковому словарю его значение, ученик благодарит и уходит).

Итак, мы уточнили значение слова.

А теперь осмотрим все достопримечательности, какие встретим на улице Юных читателей

1. Памятник А.С.Пушкину

- Кому поставлен этот памятник? (А.С.Пушкину)

- Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799г. в Москве)

- Сколько лет со дня рождения исполнится великому русскому поэту в 200… году?

(20… лет)

- Даже зимой у подножия этого памятника лежат живые цветы. Здесь часто собираются любители поэзии и читают стихи. Давайте и мы прочитаем стихи А.С.Пушкина.

(2 ученика читают стихи).

(Выходят 3 ученика и делают рекламы. Один ученик рекламирует книгу А.С. Пушкина из своей домашней библиотеки и рекомендует ее прочитать, другой – новую книгу “Александр Пушкин” К. Коржикова из школьной библиотеки о жизненном пути поэта с детства до роковой дуэли, третий – фильмы из домашней видеотеки).

2. Здание Театра юного зрителя

Идем дальше. А вот Театр юного зрителя. Давайте приоткроем дверь. Тихо, здесь идет репетиция!

(Дети инсценируют отрывок из произведения С.Маршака “Сказка про Козла”).

- Ребята, кто из вас догадался сцену из какого произведения мы услышали? Кто написал ее? (дети отвечают).

3. Портретная галерея

- А сейчас перед вами портретная галерея и выставка детских книг.

(фамилии писателей на портретах и книгах закрыты)

Ребята, а как вы понимаете слово “галерея”? (дети отвечают)

А кто из вас сейчас желает обратиться в справочное бюро с запросом за справкой к мудрой Сове?

(Ученик обращается, Сова предлагает вместе с ней поискать значение слова “галерея”)

- Ну вот мы и уточнили толкование слова.

Перед вами портреты писателей и книги. Подберите к авторам их книги.

(На столе лежат книги по количеству детей, даны 5 портретов писателей. Каждый ученик берет по 1 книге и ставит на нужную полку. Одна книга “Басни” И.Крылова и портрет автора детям не знакомы, они должны остаться).

- А теперь давайте проверим правильно ли мы адресовали книги авторам.

(Мудрая Сова открывает фамилии).

- У нас осталась одна книга не выставлена на полку. Какому же писателю она принадлежит? Фамилия автора закрыта. Но если быть очень внимательными, то на обложке можно увидеть подсказку.

- Кто догадался , что это за подсказка? (дети отвечают)

На обложке есть изображение автора этой книги. Если внимательно рассмотреть эту иллюстрацию, то можно увидеть надпись “И.Крылов”. В трудном варианте мы могли бы обратиться к титульному листу. Давайте убедимся эта ли фамилия у нас закрыта на портрете. (дети проверяют).

4. Торговая площадь

-Что там за шум на площади? Там проводят аукцион. Как вы понимаете значение слова “аукцион”? (дети отвечают).

Обратимся за справкой снова в справочное бюро.

- Кто пойдет?

(Ученик обращается, Сова предлагает ему самому найти значение слова “аукцион”)

- Ребята, это необыкновенный аукцион. Перед вами иллюстрации к детским книгам. Купить их может только тот, кто правильно назовет произведение, к которому сделана эта иллюстрация. (дети участвуют в аукционе)

- К какому жанру Устного народного творчества относятся произведения, чьи иллюстрации мы видели на аукционе? (сказки)

- Какая иллюстрация была лишней и почему? (иллюстрация к сказке “Кот в сапогах”, потому что это авторская сказка, а остальные – народные)

5. Магазин Плюшкина

- А здесь магазин Плюшкина. В нем мы проведем игру-викторину “Кто здесь был и что забыл?” (К предметам нужно подобрать карточки с именами героев и назвать произведение и автора)

6. Библиотека (название закрыто)

- Отправляемся дальше. Вот перед вами большой дом. Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Попробуй, угадай? (библиотека)

- А какие загадки о книгах вы знаете?

- К каким источникам обращались за информацией?

(дети показывают и называют литературу, с которой работали)

- Какие пословицы о книгах вы знаете?

- А где искали толкование пословиц?

(дети показывают и называют литературу, с которой работали)

- Какие книги и каких авторов вы любите читать?

Вы назвали много книг. Но еще больше книг, которых вы не читали.

Они откроют перед вами новые миры, научат вас всему, что пожелаете.

(Ученик читает стихотворение)

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенье планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу
Без книги хорошей я жить не могу.

- Ребята, в заключение нашего путешествия мне хочется подарить вам вот эти замечательные памятки, которые помогут вам при работе с книгой (дети получают памятки “Девять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой”, зачитывается высказывание Н.А.Рубакина из памятки:

“Всегда остается то, что самим передумано и перечувствовано во время чтения книги и по поводу чтения. Ползать по буквам, да страницам – не чтение. Видеть да запомнить – это тоже еще не чтение. Надо пережить, надо чувствовать, одевать чужие слова в плоть и кровь, чтобы они становились как бы самой жизнью”)

Наше путешествие в город Читайск подошло к концу.

До новых встреч!

Приложение: “Девять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой”

Заповедь 1.

Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. А, закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.

Заповедь 2.

При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказано в книге.

Заповедь 3.

Во время чтения постарайся представить себе обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно (используя книги-справочники, иллюстрации).

Заповедь 4.

Большую (объемную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).

Заповедь 5.

Читая, старайся все непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись прежде всего найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.

Заповедь 6.

Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только часть ее, старайся припомнить и обдумать только что прочитанное:

  • Что запомнилось тебе
  • Что взволновало тебя
  • Что заставило затаить дыхание
  • Что обрадовало тебя
  • Что рассердило тебя
  • Что поразило тебя при чтении.

Заповедь 7.

Привыкай сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.

Заповедь 8.

После чтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.

Заповедь 9.

Завершив работу с книгой, дочитав ее до конца (и прежде чем подумать о другой (следующей) книге для себя), бывает полезно перед расставанием с книгой:

  • Еще раз подумать над содержанием прочитанного в целом
  • Воспроизвести в памяти образы героев книг и постараться (определить для себя), хороша ли книга и чем именно хороша
  • Перечислить эти хорошие стороны, чтобы порекомендовать ее другому читателю.