Открытый урок в 8-м классе по теме: "Влияние внешней среды на обмен веществ"

Разделы: Биология


Тип урока: комплексного применения знаний.

Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия.

План урока

I. Организация начала урока.

II. Активизация внимания, первичный контроль в виде самопроверки.

III. Закрепление (конкретизация знаний) и обобщение (систематизация).

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание. Инструктаж.

Содержание урока

I. Организация начала урока. После приветствия все садятся, открывают дневники, пишут домашнее задание.

Учитель: объявляет тему (она записана на доске).

Ученики: пишут тему в тетрадях.

II. Активизация внимания и самопроверка.

Учитель: Прежде чем говорить о влиянии внешних условий на обмен веществ, вспомним, что называют обменом веществ.

Ученик: (с места) отвечает, уточняя какие вещества обмениваются и между чем.

Учитель: Эти вещества необходимы организму в определенном количестве. Почему?

Ученик: в качестве примера приводит уже изученный материал - гемостаз плазмы крови, его значение для эритроцитов.

Учитель: (задает проблемный вопрос, чем активизирует внимание учащихся). Для внутренней среды характерен постоянный состав, а для внешней среды – изменения. Как быть с таким противоречием?

Организму приходится постоянно подстраиваться под эти меняющиеся условия, исправлять, управлять. Наука об управлении живыми и неживыми системами называется кибернетика.

Чтобы управлять, нужно понять связь между действием и следствием. Причем, знать заранее, т.е. следствие должно влиять на действие. Оно может влиять положительно и отрицательно.

Как это выглядит на конкретном примере? Все видели термометры. Кто может отличить термометр для человека от термометра за окном?

Ученик: На градуснике деления от 34?C до 42?C, а на термометре за окном от -40?C до +40?C.

Учитель: (показывая термометры). Почему градусники разные? Почему у нашего организма такие узкие температурные границы? Что в нашем организме работает до +40?C?

Ученик: Белки – ускорители реакций. Их название ферменты.

Учитель: Итак, в коже есть особые нервные клетки, в которых вырабатываются нервные импульсы при повышении – понижении температуры. Импульсы доходят до температурного центра в головном мозге. Если температура возрастет – перегреется, если будет падать – замерзнет. Значит, нужно заранее к этому подготовиться. Если температура высокая, что с нами происходит?

Ученик: Испарения в виде пота, наша температура понижается.

Учитель: Если температура низкая?

Ученик: Холодовая дрожь, наша температура повышается.

Учитель: Это управление и называется отрицательной обратной связью.

III. Закрепление и обобщение.

Учитель: Приведите известные вам примеры отрицательной обратной связи.

Ученик: Дыхательный центр реагирует на концентрацию CO2.

Ученик: Сердечные сокращения усиливаются при физической нагрузке.

Вывод: (записывают в тетрадях) Организм способен приспособляться к изменениям окружающей среды по принципу отрицательной обратной связи.

Учитель: А теперь объясните сами, почему при лихорадке возникает озноб (ощущение холода) и дрожь? Почему при нервных переживаниях знобит и так же возникает дрожь?

Ученики отвечают самостоятельно.

IV. В конце урока подводятся итоги, обсуждаются и выставляются оценки.

Домашнее задание.

Дома повторить тему “Обмен веществ” (п. 38-44, Биология. Человек и его здоровье. Москва, “Владос” 2005)