Тема урока: "И счастье я хочу постигнуть…"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Продолжить работу над большой темой: “Лирика в русской и зарубежной литературе”.
  2. Повторить вопросы теории литературы (стихотворные размеры, поэтический смысл стихотворения – единство поэтической формы и поэтического содержания, изобразительно-выразительные средства языка, композиция, рифма).
  3. Продолжить работу над лингвистическим анализом текста (сегодня он будет сопоставительно-сравнительным).
  4. Повторить понятие интерпретации (лат. interpretation – разъяснение, толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо).
  5. Повторить характерные черты литературных направлений романтизма, реализма.

Я пришла к поэту в гости…

А.А. Ахматова

Сегодня на уроке мы "пришли в гости" к трём поэтам, пришли в их эпоху, в их творческую мастерскую. Зачем? Оттого, что "всякому хочется возвышенно мыслить, чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне, но он сможет, и это сейчас же сделается моим” (А.Н. Островский).

В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение “La feuille”. В это время к власти вернулись Бурбоны, изгнали поэта за его близость к Наполеону. Поэтому стихотворение в эпоху Реставрации воспринималось как отражение общей участи изгнанников, которых преследует деспотизм. (Можно послушать стихотворение в оригинале).

А.С. Пушкин в статье “Французская академия” (1836) писал: “Участь этого маленького стихотворения…Александр Импсиланти перевел его на греческий язык, у нас его перевели Жуковский, Давыдов”.

Мы добавим, что позднее стихотворение переводилось поэтом – петрашевцем С.Дуровым, а ранее, в 1841 году мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М.Ю. Лермонтов. В XX веке эту миниатюру перевел В.И. Брюсов.

Есть такие понятия – “вечные образы”, “вечные символы”. Одним из них является ЛИСТОК – одинокий, гонимый ветром.

Послушаем переводы В. Жуковского и М. Лермонтова. (Чтение заранее подготовленных учеников).

  • Одинаковые ли чувства вызывают оба художественных текста?
  • Что можно сказать о цветовом восприятии?
    (Оформление опорного конспекта).
  • Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства авторов

 “И счастье я хочу постигнуть…”

                                    Жуковский               Тема поиска страдающей и одинокой               Лермонтов
                                          1818                          душой спокойствия и терпения.                       1841

                 Романтик                                                                                                 Реалист,

                                     Мистик                                                                                                    но одинок

                                     “теория двоемирия”                  Листок- странник                              и не востребован.

                                     Уход от реальности

                                                                                        Листок-пришелец                                Последний месяц
                                                                                                                                                      жизни…

Социально-политический

контекст.

СЧАСТЬЕ Где?

                                                                “Там…”                                   “Уже” – и “ещe” 1841…

Вечный поиск и стремление к постижению счастья.

Жуковский Лермонтов
1818 год. Поэт в Петербурге. Апрель – май 1841 года.
Состоит на службе 14 апреля 1841 г. поэт
Государя в качестве учителя возвращается на Кавказ.
русского языка у Великой В мае прибывает в город
княгини Александры Пятигорск и задерживается
Федоровны. К этому для лечения на
времени он минеральных водах.
пережил замужество А из Петербурга идут
М. Протасовой (1817 году). строжайшие предписания
наблюдать за поэтом,
который обязан был
находиться в полку.
Жуковскому – 24 года. Это время поэтического
Это период расцвета расцвета и одновременно
творчества. Но последние месяцы жизни.
личная драма Стихотворение поэтому
укрепляет осознание воспринимается с особым
невозможности счастья трагизмом. Вспоминаются
в этом мире и ожидание и другие произведения
его “Там”. Лермонтова: “Утес”,
В этот период Жуковский “Выхожу один я на дорогу”,
пишет стихотворения “Прощай, немытая Россия..”,
“Песня”, “Весеннее чувство”, “На севере диком…”
“Там небеса и воды ясны”,
где описывает полет души
лирического героя “Туда”

Вывод: Оба стихотворения имеют идейную связь с другими своими лирическими произведениями. Общая тема этих стихотворений – поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла.

  • Вопрос. Где же найдут лирические герои покой, счастье и тепло?

По мнению романтика Жуковского, на “идеальной” родине, “Там”.

По мнению реалиста Лермонтова – в реальном мире.

Трагическое одиночество в мире людей сближает обоих авторов. Одиночество меланхоличного, замкнутого Жуковского и гордого, возвышенного Лермонтова, создателя типа “лишнего человека” в русской литературе и героя, произнесшего одну из ключевых (для всего творчества поэта) фраз: “…Я не создан для людей: я слишком горд, они для меня – слишком подлы”.

  • Вопрос. Одинакова ли идея стихотворений?

Нет.

Напрашивается в качестве аллегории библейское: “Каждому будет по вере его”.

По Жуковскому, загробное По Лермонтову, душевная
спокойствие и тепло гармония определяется личными
будут наградой за все качествами, умением находить
земные страдания. компромиссы со своей совестью,
а через это – с миром.
  • Вопрос. Охарактеризуем стихотворения с точки зрения их структуры.
Это цельный логический Аллегорическое повествование,
поток, движение, полет включающее в себя историю
листка “Туда”. скитаний листка, описание
действий, лиц, местности.
  • Вопрос. Как через структуру стихотворения раскрывается образ-символ и связанная с ним идея?
Однопланово, без полутонов. Каждая строфа – это новый
Листок – это часть всего, виток повествования и
равно как и “лист лавровый”, размышлений автора.
и “легкий розовый листок”.
  • Вопрос. С помощью какого художественного приема строится композиция и выражается идея?

Это противопоставление (антитеза).

Ассоциативное противопоставление: Сухой, бесцельный, пыльный
дружная ветка - уединенный листок листок, засохший, увядший
(первые два стиха) “от холода, зноя и горя”,
без тени, без сна и покоя, и
чинара, у которой зеленые ветви,
изумрудные листья, рядом пение
райских птиц, простор и холодное
море…
  • Вопрос. Что нужно лирическим героям?
“Не знаю сам”. “Прими же пришельца меж
листьев своих изумрудных”.
  • Вопрос. Что они говорят о себе?
“От дружной ветки отлученный”, “Оторвался от ветки родимой”,
“листок уединенный”, “по воле “в степь укатился, жестокою
случая носимый, стремлюсь, бурей гонимый”, “засох и увял я
куда велит мне рок”. от холода, зноя и горя”,
“до срока созрел я и вырос
в отчизне суровой”, “один
и без цели по свету ношуся”,
“засох я без тени, увял я без
сна и покоя”, “немало я знаю
рассказов мудреных и чудных”.

Вывод. В аллегориях и символах стихотворения Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек – это всего лишь случайность, которая зависит от воли рока. Поэтому человек не может быть спокоен и умиротворен на этом свете (мистицизм).

У Лермонтова в его “классическом” герое ум, опыт, мудрость, критическое сознание личности, жизнелюбие, которые воплощаются в мечтах о совершенстве и свободе… Но одновременно есть тоска, порожденная мрачной эпохой, есть сознание одиночества и невостребованности.

  • Вопрос. Какое из стихотворений ближе по смыслу оригиналу и почему? (Переводим оригинал).

У Лермонтова (“вырос в отчизне суровой”) мы видим социально-политический контекст.

  • Вопрос. Как связаны художественные средства языка с характером произведений?

В обоих стихотворениях выделяются 2 пласта повествования: внешний – словесная оболочка, и внутренний – идейный смысл. Мы наблюдаем, что философские категории раскрываются через описательные.

Жуковский одушевляет У Лермонтова много эпитетов,
природу и олицетворяет т.к. шире план повествования
человеческие чувства. и описаний. Основное средство
В четырех последних олицетворение и внутристиховые
ключевых стихах - аллегории. Их смысл
градация в форме раскрывается через символ
синтаксической анафоры. “листок-странник”, “листок-
пришелец”.

Мы еще раз наблюдаем, что художественный прием для построения композиции и выражения идеи – антитеза.

Ассоциативное                              Листок – чинара.
противопоставление:
дружная ветка –
уединенный листок.

  • Вопрос. Каков характер противопоставлений?

Они вызывают ощущение пропасти между чинарой, ее “свежими сынами” и “бедным листочком дубовым”. Трагизм положения символического героя – его обреченность на одиночество, т.к. в мире нет места состраданию и пониманию. Забота о своем благополучии лишает человека души и дает взамен маску. И вечные поиски счастья (“И счастье я хочу постигнуть…”)

  • Вопрос. Одинаково ли звуковое восприятие стихотворений?
Четырехстопный ямб, Пятистопный амфибрахий –
отсутствие деления размер, к которому поэт
на строфы превращает обращается в последние
стихотворение в единый годы жизни, деления на
смысловой и звуковой поток. строфы делает композицию
Хотя мы можем выделить четкой. Мы наблюдаем
смысловые отрезки благодаря четкое деление смысловых
разным способам рифмовки. частей.

Ассонансы (о), (у) передают полет, движение, стремительность и одновременно стон о чинаре; (а), (и) – покой, безмятежность, пространство. Аллитерация (с), (р) передает ощущение тревоги (“Гроза разбила дуб родимый”), а (с) передает звук летящего предмета (“Куда на свете все стремится”).

  • Вопрос. Каковы зрительные ассоциации?
  • Вопрос. Найдите ключевые слова.
“Стремлюсь” “Докатился”
“летишь” “ношуся”

* Вопрос. В чем своеобразие синтаксической организации стихотворений?

Два предложения структуры Три первые строфы –
“вопрос-ответ” и это три бессоюзных предложения,
два предложения как части которых распространены
единый речевой поток, и осложнены.
поэтому нет восклицательного Четвертая строфа содержит
знака или многоточия. заключительную мысль 3-х строф
и обращение к новому
смысловому витку.
Ответ чинары оформлен
по-другому: 2 последние строфы
содержат 5 предложений в
вопросительно-побудительной
интонации, что передает гнев и
возмущение.

Вывод. Лирический герой Жуковского ожидает счастье там, куда летит листок, на “идеальной родине”, потому что время, в которое живет поэт, предоставляет ему право на “теорию двоемирия”. Лермонтов же с его обостренным восприятием мира оставляет своего лирического героя за чертой, которую проводит “холодное море”. Идти некуда…"Уже" – и "еще" – 1841 год.

Но несмотря ни на что: “И счастье я хочу постигнуть…”.

Вечное стремление к поиску истины никогда не закончится, это вечный поиск и стремление к постижению счастья.

Постепенно описание природы в русской поэзии получает более глубокое содержание, философское осмысление. Это всегда связано со временем, в котором жил и творил поэт, связано с философией, историей, эволюцией литературных жанров.

  • Вопрос. Как вы, современные читатели, понимаете “вечный символ” листок?

(Домашнее задание: написать ответ на вопрос в форме эссе).

Приложение 1