Урок химии по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"

Разделы: Химия


Образовательная цель:

  • Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов, происходящих с веществами, окислительно-восстановительных процессов в природе, изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в периодах и группах в ПСХЭ Д И. Менделеева, основные окислители и восстановители.
  • Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, валентность и заряд иона, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, определять окислительно-восстановительные свойства веществ, предсказывать продукты реакций, раскрывать сущность окислительно- восстановительных процессов, происходящих в природе и жизни человека.

ОУУН: Уметь сравнивать, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, работать с алгоритмами, наблюдать, работать в парах и группе.

Воспитательная цель:

Уметь слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу, любить и охранять природу.

Этапы урока Содержание Методы и приемы Деятельность учащихся Деятельность учителя Средства обучения Измерительный материал
1 Этап

Организационный этап

Приветствие. фиксация присутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебным занятиям Слова учителя “Добрый день. Хорошего вам настроения”. Открывают тетради и учебники. Класс делится на группы. Определяется главный в группе. Группа в течение уроков получает задание и выполняет его. После каждого задания идет собеседование в группе, выполняется контрольное задание, подводятся итоги, выставляются оценки в оценочный лист. Умеренная манера держаться.
Приветствие.
Наблюдение.
Организация работы
Журнал.
Тетради.
Добрый настрой, полная готовность к уроку. Деловой ритм
2 Этап

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Сообщение темы, формулиров

ка цели урока, показ значимости изучаемого материала.

Написать уравнения реакций, происходящих в природе:

1.Окисление железа кислородом воздуха.

2.Реакцию образования угольной кислоты из углекислого газа. Расставить степени окисления.

Проблемный вопрос: Чем отличаются эти реакции?. Формулируется тема урока.

 

Создается проблемная ситуация на основании

рассказа учителя: Ученица 8 класса, готовя раствор перманганата калия для обработки ран, испачкала свой любимый халат. Предложите вещество, с помощью которого можно очистить халат.

Выполняют упражнения, участвуют в дискуссии и на основании этого формулируют цель урока:

Определять степень окисления элементов

Знать важнейшие окислители и восстановители и определять восстановительные и окислительные свойства веществ

Знать как происходит изменение о-в. свойств элементов в периодах и группах.

Научиться составлять уравнения о-в. Реакций.

Научиться классифицировать о-в. Реакции

Знать какое значение имеют о-в. реакции в природе и жизни человека.

 

Знакомятся со способами и методами обучения. Вносят предложения по очистке халата. Предполагают, что это могут быть окислительно – восствновительные реакции. Осознают недостаточность знаний в решении проблемы.

Изучают маршрутный лист(приложение 1), который отражает взаимосвязь цели и задач урока и способов, методов и средств их достижения, а в итоге подскажет, как можно найти вещество, с помощью которого можно очистить халат ученицы.

Демонстрация окисленного железа и минеральной воды - газированной.

Наводящие вопросы при формулировании цели урока.

 

 

 

 

 

Учитель советуется с ребятами о том, как они будут выполнять задачи по реализации цели, предлагает маршрутный лист - путеводитель урока..

Окисленное железо, минеральная вода

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист
(приложение1).

Формулировка цели урока и отражение ее в тетради в виде схемы.

Представление учащимися основных этапов урока.

3. Этап усвоения новых знаний. А. Степень окисления. Сравнительный анализ степени окисления, заряда иона и валентности. Поисковый.
Работа с алгоритмами.
Самостоятельная работа.
Выполняют задание:
Применить алгоритм определения степени окисления и определить степень окисления веществ. Задания по выбору.
Оксид серы (IV , VI ), Оксид меди (II , I ), серная кислота, перманганат калия, оксид марганца (IV), сульфат-ион, пероксид водорода.
Оксид калия, оксид марганца(II) ион аммония, Нитрат-ион, глюкоза C6 H12 O6 , пероксид калия. Опираясь на таблицу: “Сравнительный анализ признаков понятий: степень окисления, валентность, заряд иона”[1], определите валентность и заряд ионов в веществах предыдущего задания.
Наблюдение, коррекция, оценка результатов, беседа. Алгоритм “Степень окисления” [1] таблица “Сравнительный анализ признаков понятий: Степень окисления, валентность, заряд иона”[1] Дать определение степени окисления, валентности, заряд иона. Определить их отличие.
Б. Важнейшие окислители и восстановители. Проблемный метод.
Самостоятельная работа.
Выполняют задания в группах. Работа с алгоритмом “Важнейшие окислители и восстановители”. Определить окислительно-восстановительные свойства веществ.
Серная кислота, оксид фосфора, сульфит калия, хлор.
Оксид азота (IV), азотная кислота, перманганат калия.
Дихромат калия, оксид железа (III), магний, иодид калия.
Объяснить причину окислительно–восстановительных свойств веществ.
Организация самостоятельной работы.
Коррекция.
Беседа по результатам задания.
От чего зависит способность атомов окисляться и восстанавливаться.
алгоритм “Важнейшие окислители и восстановители” (приложение 2).

Карточки с заданием.

Тестирование

Перечислите вещества – окислители

1.медь, серная кислота.
2.Магний, азотная кислота.
3. Перманганат калия, серная кислота.

В. Составление окислительно-восстановительных реакций с помощью электронного баланса.
Определение продуктов реакции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Окислительно-восстановительные реакции в природе и жизни человека

Практический.
Наглядный.
Исследовательский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


---------------------

Наблюдение.

Практическая работа на компьютере.

Проводят опыты по выбору:
I.1К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель серной кислоты .
2.К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель гидроксида натрия.
3.К раствору перманганата калия прилить раствор сульфита калия и воду.
II.1.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель серной кислоты.
2.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и несколько капель гидроксида натрия.
3.К раствору дихромата калия прилить раствор сульфита калия и воду.
Какие вещества применимы для очистки халата?
Результаты оформить в виде таблицы со следующими столбцами: 1) уравнения реакций; 2) наблюдение; 3) вывод.

----------------------

Открывают файл “Подгруппа серы”. в программе: Виртуальная лаборатория. “Проводят” о-в. Реакции.

Составить уравнения окислительно– восстановительных реакций методом электронного баланса. Сделать вывод о том, как эти процессы влияют на экологическую обстановку. Очистится ли халат ученицы на открытом воздухе? Дайте обоснованный ответ.

Инструктаж.

Наблюдение.

Коррекция.

Выявление пробелов.

Обсуждение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----------------

Инструктаж.

Беседа.

Реактивы.

Оборудование.

Справочник.

Карточки с заданием разного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-----------

Электронная программ

ма “Виртуальная лаборатория”

Выполнить задание. Написать уравнение реакции:  1,2,3 уровни. (карточки прилагаются)

 

 

 

 

 

 

---------------

Привести примеры

о-в. Реакций в природе

4 Этап
Обобщение и систематизация знаний
Типы окислительно- восстановительных реакций Поисковая работа.
Работа с текстом справочника и учебника.
Выполняют задание:
Из написанных в тетрадях уравнений о-в. реакций определите, какие реакции относятся к межмолекулярным, какие к внутримолекулярным, а какие к реакциям диспрпорционирования. (обратитесь к справочникам)
Составить схему: Классификация о-в. реакций.
Учащиеся опять подбирают вещества, с помощью которых можно очистить халат ученицы.
Пишут уравнение окислительно-восстановительной реакции.
Коррекция, обобщение Тетрадь, учебник, справочник. Построение дерева темы.
5 Этап
Подведения итогов занятия.
Подведение итогов учебного занятия Подведение итогов самими учащимися. Беседа о результатах выполнения задач урока.
Подведение итога урока.
Учащиеся оценивают себя и других.
Подводят итоги всего занятия. отмечают позитивные и негативные стороны проведения урока
Учитель отмечает наиболее успешные ответы   Четкость и краткость этапа.
6 Этап
Информация о домашнем задании
Мотивирование домашнего задания Три уровня домашнего задания Запись Д/З Упр. 3.4.5 по выбору.
Анализ заданий.
Собеседование в паре о том как поняли Д.З.
Инструктаж по домашнему заданию.
Оценка понимания домашнего задания
  Наличие возможности выбора.
Контроль за записями.
7 Этап Рефлексия

 

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения Письмо самому себе Учащиеся кратко записывают, как чувствовал себя, с каким настроением работал, в чем затруднения. Беседа по письмам. Тетрадь Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Литература:

  1. В.А. Шелонцев. Знаковые модели и задачи: окислительно-восстановительные реакции. ООИПКРО, Омск- 2002
  2. А.Г. Кульман. Общая химия, Москва-1989.
  3. А.М. Попов. Химия и охрана окружающей среды. Пособие для учителя. Омск. 1999 г.