Открытый урок по русскому языку в 4-м классе по теме: "Наречие. Разряды наречий"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Создать условия для раскрытия понятий разряды наречий.
2. Продолжить работу по усвоению ранее рассмотренных понятий: наречие – часть речи, неизменяемая, поясняющая другие части речи.
3. Закрепить знания и умения в работе над словарными словами и предложениями.

Проблема: Существительное обозначает предмет, глагол обозначает действие предмета, имя прилагательное – признак предмета, а что обозначают наречия?

Оборудование:

  • Запись на доске,
  • Предложения на листках,
  • Мел,
  • Магнитофонная запись.

Ход работы

I. Организационный момент.

- Встаньте, дети, обернитесь к зрителям, там сидят очень добрые люди. Они вас любят и вы любите своих учителей.

С каким настроением вы пришли на урок?

Предположительный ответ учеников - с хорошим.

– Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок?

– (интересным, радостным, с трудностями, с хитростями)

– Как вы мне можете помочь, чтобы получился такой урок?

– Будем внимательными, не будем отвлекаться

– А какой вы хотите, чтобы я была на уроке?

– Требовательной, веселой и строгой тоже.

– Хорошо, принимаю все ваши пожелания. Закройте глазки! Скажите, буду сосредоточенным, буду очень внимательным, я помогу вам, учитель.

Дети повторяют.

– Откройте глазки, садитесь.

II. Словарная работа.

– Некоторые ученые считают, что слово можно определить, если в нем будут пропущены гласные. Хотите проверить это мнение?

На доске словарные слова с пропущенными гласными

…г…р…д
…д…нн…дц…ть
к…нст…т…ц……
…ч…в…д…ц
…рн…м…нт
…р…х

– Посмотрите внимательно и постарайтесь определить, какие это слова. Запишите их в тетрадь.

Дети догадываются, записывают слова в тетрадь. Один ученик выходит к доске, вписывает буквы.

– Что заметили?

Дети группируют эти слова по признакам.

– Какие слова непонятны?

Дети просят объяснить слово конституция, орнамент.

– Давайте обратимся к толковому словарю.

Дети, пользуясь толковым словарем, сами находят толкование этих слов.

Физ. минутка (под музыку)

III. Работа над новым материалом.

На листках написаны слова и развешены по классу. Дети должны составить предложение из этих слов.

Солнце невысоко поднялось над горизонтом.

– какое задание можно выполнить с этим предложением?

Дети предлагают найти орфограммы, объяснить правописание всех слов, разобрать по членам предложения и частям речи.

– на каком задании остановимся? Хорошо, давайте разберём это предложение по членам предложения и частям речи. (один ученик выполняет у доски а остальные в тетрадях)

– мы не можем определить, к какой части речи относится слово «невысоко».

– давайте определим, какую часть речи поясняет это слово, к какому слову оно относится, можно ли его изменить?

– хотите узнать, к какой части речи относятся слова, которые поясняют не только глаголы, но и имена прилагательные и имена существительные?

– да, хотим.

– предлагаю вам решить кроссворд, после чего мы узнаем, к какой части речи относится слово «невысоко»

На доске кроссворд

Задания: вписать по горизонтали соответствующие определениям слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтете название части речи, к которой эти слова относятся.

  1. Навыворот (наизнанку)
  2. В предыдущий день (накануне)
  3. Синоним слова осмотрительно, с опаской (осторожно)
  4. Очень быстро, торопливо (поспешно)
  5. Ручным способом, без применения механизма (вручную)
  6. Полностью, без остатка (подчистую)
  7. Приблизительно (примерно)

– Какое слово у вас получилось?

– Наречие.

– Как вы думаете, что такое наречие?

– слова, которые отвечают на вопросы как? когда? откуда? где? каким образом?

– на какой вопрос отвечает слово «невысоко»? Можно ли его изменить? К какой части речи относится это слово?

Ответы детей

Физ. минутка

На доске: ослепительно белый, прогулка пешком, дуют громко, совсем маленький, свернула налево, шел вчера, сегодня сияет, очень горячий.

– что заметили, какое задание можно выполнить?

– наречия, которые поясняют глаголы, имена существительные, имена прилагательные. Можно разделить на три группы.

Работа в группах (Iр – наречия поясняющие глаголы, IIр – поясняет существительные, IIIр – поясняют прилагательные )

I ряд – потемнел справа
свернула налево
шёл вчера
дует громко
II ряд – прогулка пешком
шаг назад
III ряд – очень горячий
совсем маленький
ослепительно белый

- Что обозначают наречия, когда поясняют глаголы, существительные, прилагательные?

- Хотите, я вам помогу?

Наречия, поясняющие глаголы и отвечающие на вопросы где? куда? откуда? когда? как? каким образом?, обозначают место действия, время действия и образ действия.

Наречия, поясняющие существительные, обозначают признак предмета.

Наречия, поясняющие прилагательные обозначают степень качества.

Ещё говорят, что наречия имеют разряды по значению: образа действия, места действия, время действия, степени качества.

- Давайте вместе составим алгоритм:

Ученики вместе с учителем составляют алгоритм работы с наречиями.

Алгоритм

1. Найти в тексте наречие;
2. Поставить вопрос;
3. Определить, какую часть речи поясняет наречие;
4. Определить разряд наречия по значению.

IV. Работа по учебнику (знакомство с правилом) стр. 115 упр. 185

Задание

Найти соответствие между словосочетанием и вопросом, определить разряд наречия по значению.

 

место действия
образ действия
время действия
степень качества

Словосочетания

темнел справа
ослепительно белый
прогулка пешком
громко разговаривая
свернула налево
шел вчера
шаг назад
очень горячий
совсем маленький
слишком горячую

 

какой? какая?
где?
куда?
в какой степени?
как? каким образом
когда?

Дети соединяют словосочетания, вопросы и разряды наречий по значению стрелками.

– Какая была тема нашего урока?

Ответы детей

– какую работу выполняют наречия?

Ответы детей

- какие разряды наречий по значению вы узнали?

Ответы детей

V. Итог урока

- Чем занимались, что узнали нового?

Какие трудные места встретились?

Чему научились?

Понравились ли вам задания к уроку?

Он получился таким, как вы хотели?

Хотите ещё узнать, какие бывают наречия?

Тогда я вас приглашаю на следующий урок.