Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Комплексная работа с художественным текстом"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. уметь работать с художественным текстом, определять стиль, тип речи, тему, основную мысль, доказывать свое мнение;
  2. развивать умение находить в тексте используемые автором изобразительные средства, производить лексический разбор текста;
  3. воспитание любви к русской природе, к произведениям русских писателей.

Наглядность:

  1. тексты у каждого ученика (К. Паустовский “Первый заморозок”);
  2. распечатки “Средства художественной выразительности”;
  3. иллюстрации “Осень”.
  4. А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

На уроках русского языка и особенно литературы мы работаем с художественным текстом. Вы уже умеете определять стиль, типы речи, тему, основную мысль текста. Сегодня мы продолжим работу над этими темами и попробуем сделать еще и лексический разбор текста, повторим при этом некоторые виды разбора.

3. Новый материал.

Лексический разбор текста (выступление 2 учащихся).

Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируется тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.)

4. Работа с текстом.

У вас текст К. Паустовского. Познакомьтесь, прочитайте и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

Выразительное чтение текста учащейся вслух.

Определите тему, основную мысль текста. (К. Паустовский рисует яркую картину природы, первого заморозка, показывая, как воспринимает это автор. Картина эта живописна: автор использует слова, обозначающие цвет, краски: “синева”, “едва заметно голубела заря”, “багровая мгла”, “нежные страны золотых и розовых облаков”, “березы пожелтели”, “бледный свет зари”, “маленькая береза пожелтела”, “несколько лимонных листьев” и т.д.

Определите и подчеркните ключевые слова, которые отражают тему текста. (“пришел первый заморозок”, “надышал холодом,… посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами”, “первому морозу”, “резкий воздух обмыл лицо холодной водой”, “падали листья”, “березы пожелтели”, “листья сыпались печальным дождем”, “в комнатах… тепло, сонно”, “маленькая береза пожелтела”, “несколько лимонных листьев лежало на полу”, “через день она облетела”.

Озаглавьте текст. Объясните смысл заглавия. (“Первый заморозок”. Об этом повествование.)

Запишите заголовок.

Докажите, что это художественный текст. (Слово в данном тексте не только несет определенную информацию (сообщает о чем-то), но и служит цели эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.)

Каким типом речи является текст? (повествование с элементами описания).

Какой способ связи между предложениями в данном тексте? Повтор правила стр. 144-145. (сочетание цепной и параллельной связи)

Переходим к лексическому разбору текста. Находим слова, употребленные в переносном смысле. Какие художественные средства изобразительности выражены словами в переносном значении? (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

Выписываем из текста на обратной стороне листа.

Сравнение: “листья сыпались дождем”;

Метафоры: “звезды как будто обрадовались первому морозу”, “далекие и нежные страны золотых и розовых облаков”, “заморозок …надышал на стекла в доме…посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами”, “разгорался рассвет”.

Эпитеты: “частым и печальным дождем”, “далекие нежные страны золотых и розовых облаков”, “зернистым инеем”.

Какие части речи играют особую роль в создании картины? (прилагательные, глаголы – картина дана в движении: автор использует краски и звуки (“захрустел под ногами”, “проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка”).

С помощью какого предложения автор передает настроение? (безличное предложение, грамматическая основа которого выражена словами состояния (“Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно”.) В тексте в данном предложении подчеркнуть грамматическую основу, надписать части речи.

Синтаксический строй текста разнообразен. Какие предложения по строению использовал автор, чтобы придать прозаическому тексту определенный ритм, создавая художественный образ. (сложносочиненные предложения, предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения)

В 1-ом абзаце подчеркнуть грамматическую основу в сложных предложениях, надписать части речи (2-ое: “он надышал, посыпал, захрустел, и они запотели” – предложение сложносочинен., состоит из 2-х простых, первое осложнено однородными сказуемыми; объяснить постановку знаков препинания; нарисовать схему сложного предл. и однород. членов, проверка на доске

Последнее: “я проснулся, а голубела заря” - предл. сложносочин., состоит из 2-х простых, первое осложнено однородными определениями: “протяжного и приятного”, схемы, проверка на доске

Самостоятельная работа. Во 2-ом абзаце 1 вариант подчеркивает однородные члены предложения, схемы; 2 вариант подчеркивает основы в сложных предложениях, схемы.

Синтаксический разбор предложения (написан на доске, дети работают в тексте).

Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно – повест.. невоскл., сложное, бессоюзное, состоит из 2-х простых; 1-ое простое, двусоставное, распростр.; 2-ое простое, односоставное, безличное, сказуемое составное именное, распростр., осложнено однородн. сказуемыми. Схемы.

Объясните письменно некоторые орфограммы: рожка – рожок, резкий – резок, кадка – кадушка, сквозь – сквозной.

Разбор слов по составу: заморозок, запотели, пастушьего, разгорался, тепло, мглой.

Фонетический разбор слова:

Сквозь –1 слог

С – с – согл., глух., тверд.

К – к – согл., глух., тверд.

В – в – согл., звонк., тверд.

О – о – гласн., ударн.

З – с – согл.. глух., мягкий

Ь –

6 букв, 5 звуков.

5. Обобщение.

Сегодня на уроке, работая с текстом, вы повторили несколько тем – лексику, синтаксис, словообразование, фонетику. Комплексная работа с текстом помогает нам в подготовке к егэ. Каждая работа, связанная с анализом художественного текста, должна показать, что ученик не только обладает знаниями, умеет применять их при анализе конкретного материала, но и способен проявлять творческий подход при восприятии художественного текста как явления искусства, опираясь на “чувство языка”, непосредственное читательское восприятие.

6. Дом. задание.

Используя разнообразные языковые средства и различные синтаксические конструкции предложений, напишите сочинение-эссе о том, как и с какого события для вас началась зима в этом году.