Тема урока: "Временные формы глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛЬ: Закрепление умения определять время глагола.

ЗАДАЧИ: Закрепить знания учащихся о глаголе; проверить умение определять время глагола; развивать умение анализировать свою деятельность.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

На доске:

Я коня водой ...
Песню солнышку ...:
- Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты ... .

У. Прочитайте отрывок. Чем необычно это стихотворение?

Д. Есть слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

У. Прочитайте эти слова.

Д. Пою - пою, светило - светило.

У. Объясните лексическое значение этих слов.

Д. Водой пою, поить - значит давать пить. Песню пою, петь - значит издавать голосом музыкальные звуки. Свети светило - небесное светило (солнце и звёзды), ночное светило (луна и месяц). Чтобы ты светило - светить, давая свет кому-то. Например, солнышко на всех равно светит.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Светило. Так как это существительное.

У. Что объединяет все остальные слова?

Д. Все остальные слова-глаголы.

У. Что вы знаете о глаголе как о части речи?

Д. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что будет делать? что сделать? Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глагол несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы изменяются по лицам в форме настоящего и будущего времени; изменяются по числам; по родам только в форме прошедшего времени. Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, будущего, прошедшего времени.

2. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.

У. С каким грамматическим признаком глагола мы знакомились на прошлых уроках русского языка?

Д. С изменением глаголов по временам.

У. Какова цель нашего урока?

Д. Учиться определять время глаголов.

У. Определите вид и время глаголов ПОЮ и СВЕТИЛО. Что для этого вам надо сделать?

Д. Задать к глаголу вопрос.

Д. Пою (что делаю?) - глагол несовершенного вида, в настоящем времени. Светило(что делало?) - глагол несовершенного вида, в прошедшем времени.

3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1.

У. У каждого из вас на столах лежат карточки, в которых помещён отрывок из стихотворения Ивана Бунина (нашего известного русского классика). Прочитайте отрывок. Найдите глаголы. Выпишите их по порядку в столбик. Определите время глаголов.

А в дали кукушка в роще
Медленно кукует...
Счастлив тот, кто на работе,
В поле заночует...
Кто устал на ниве за день
И уснёт глубоко
Мирным сном под звёздным небом
На степи широкой.

5. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК.

У. Проверим выполнение работы.

Д. Кукует (что делает?) - несовершенный вид, настоящее время; заночует (что сделает?) - совершенный вид, будущее время; устал (что сделал?) - совершенный вид, прошедшее время; уснёт (что сделает?) - совершенный вид, будущее время.

6. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак “+” в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений. Знак “?”, если испытывали затруднение.

АНАЛИЗИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ “ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА”

Фамилия__________________ Имя____________________

+ - задание выполнил(а) верно, без затруднений

? - испытывал(а) трудности

Знаю   Умею  
Определение глагола как части речи   Находить глаголы в тексте  
На какие вопросы отвечает глагол   Задавать к ним вопросы  
Как определить вид глагола   Определить вид глагола  
Как определить время глагола   Определить время глагола  
Показатели временных форм глагола   Доказывать свой ответ  
Итого:   Итого:  

Д. (Анализируют свою деятельность.)

7. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА..

8. СОМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

У. А теперь для проверки ваших знаний по этой теме вы выполните самостоятельную работу на карточках без дополнительной помощи. Проверив вашу работу, я смогу оценить ваши знания и умения по этой теме.

Задание: Прочитайте текст. Впишите подходящие по смыслу глаголы в предложения из сло для справок. Определите их вид, временные формы. Отметьте части слова, которые образовали эти временные формы.

По всему зелёному лугу _______________ (_________________)

ромашки, ______________ (______________) мышиный горошек, От лёгкого ветерка нежно _______________ (_________________) колокольчики. Всё лето _______________ (______________) эти милые цветы.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: будут цвести, белеют, цветёт, желтеют, звенели.

Д. (Работают над текстом и доказывают правильность своего ответа.)

У. (Проводит коллективную проверку выполненной работы.)

9. ИТОГ УРОКА.

У. Чем вы сегодня занимались на уроке? Что вы считали нужным запомнить? Чему в дальнейшем необходимо уделить особое внимание? А что на уроке вам показалось особенно интересным?

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

У. Ребята! Дома вы будете выполнять творческое задание по пройденной теме, работая над отрывком из стихотворения А. Плещеева. Задание указано в карточке: продумать систему заданий по теме “Глагол”.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.