Фестиваль педагогического мастерства как форма повышения качества образовательной деятельности

Разделы: Администрирование школы


В Концепции модернизации российского образования сформирован социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора в пользу саморазвития и самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности.

Наряду с общим дополнительное образование предполагает построение образовательного процесса на гуманистических принципах, где генеральной целью является – создание условий, позволяющих каждому ребенку получить дополнительное образование с учетом индивидуального развития, потребностей и интересов, для самореализации, саморазвития, самосовершенствования, развитии его творческого потенциала.

Гуманистический подход к системе дополнительного образования ставит серьезные задачи, которые ориентируют не столько на обновление содержания образования, хотя и это не маловажный аспект, сколько на управление образовательным процессом, совершенствование форм, методов организации, способствующих активному включению ребенка в процесс самообразования, саморазвития, направленному на его актуальное состояние.

Образование в данном случае следует рассматривать как специально организованный субъект - субъектный процесс обучения, воспитания и развития личности ребенка и педагога, позволяющий решать на основе использования достижений науки, культуры социальные и личностные проблемы на разных уровнях:

  • на уровне личности;
  • на уровне группы;
  • на социальном уровне.

Реализовать поставленную цель можно, только опираясь на четко организованную систему управления учебно-воспитательным процессом в целом и методической деятельностью в частности. Система есть не что иное как– совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих определенную целостность. (Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, Организация методической службы).

Главное в системе методической работы – это планомерное, продуманное, внутренне связанное взаимодействие компонентов образовательного процесса, направленных на повышение его качества и эффективности.

В нашем Дворце творчества детей и молодежи сложилась своя система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий.

Педагогический совет во взаимосвязи с методическим советом, информационно-методической службой управляет процессами методической и образовательной деятельности Дворца.

Методический совет, - это совещательный орган, руководит методическим советом (далее МС) заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Обязательными членами МС являются – заместитель директора по организационно-массовой работе, руководитель информационно-методической службы, методисты-кураторы детских образовательных объединений, психолог, 2 – 3 опытных педагога. МС проводится не реже одного раза в четверть.

В функции МС входит:

1. Определение содержания методической деятельности Дворца на текущий учебный год:

  • Утверждает тему педагогического совета. Определяет этапы его подготовки. Анализирует решения педагогического совета с целью определения путей реализации.
  • Принимает и разрабатывает ключевые мероприятия, направленные на стимулирование профессионального развития педагогов (теоретические семинары, конкурсы, выставки, демонстрирующие опыт и мастерство педагогов).

2. Разработка и утверждение нормативной документации, сопровождающей образовательный процесс во Дворце творчества детей и молодежи (ДТДиМ). Например, различные анкеты, методические рекомендации, положения, материалы для анализа и самоанализа профессиональной деятельности и т.д.

3. Утверждение образовательных программ и приложений к ним.

4. Рассмотрение и утверждение планов педагогов, которые включают в себя календарно-тематическое планирование учебно-воспитательной работы, в соответствии с образовательной программой и основными задачами Дворца, задачи собственного профессионального развития, участия в методической работе на текущий учебный год.

5. Утверждение издательского плана Дворца, который составляется исходя из анализа планов педагогов и методистов.

6. Утверждение плана деятельности методического кабинета.

Информационно-методическая служба (ИМС) - объединяет деятельность методических объединений по направлениям, деятельность творческих групп педагогов, работу психологической службы, методического кабинета Дворца. Целью работы ИМС является поиск средств активного вовлечения членов педагогического коллектива в процесс осмыслении, разработки и внедрения новых форм и методов работы с целью гуманизации процесса обучения.

Таким образом, во взаимосвязи с педагогическим, методическим советами, информационно-методическая служба организует взаимодействие со структурными элементами методической работы:

  • методическим кабинетом;
  • методическими объединениями педагогов по направлениям деятельности;
  • временными исследовательскими творческими группами;
  • школой педагогического мастерства;
  • психологической службой

и создает условия для совершенствования качества педагогической деятельности в целом, профессионального и личностного развития каждого педагога в отдельности.

Поиск форм совершенствования качества методической работы Дворца привел нас к идее организации комплексного, сквозного образовательного события – Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства», направленного на решение актуальных задач, таких как:

1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов Дворца;
2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;
3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.

В общем смысле Фестиваль задумывался как яркое событие, демонстрация профессиональных достижений и опыта педагогов.

Важной задачей организаторов Фестиваля было создание условий для участия в нем большинства членов педагогического коллектива.

Организаторы Фестиваля определили, что таковыми условиями, прежде всего, должны быть:

  1. Освоение успешного опыта коллег;
  2. Дифференцированный подход к участникам Фестиваля при организации конкурсных мероприятий различной направленности;
  3. Самостоятельный выбор педагогами форм, а также степени активности в мероприятиях Фестиваля.

Говоря о Фестивале как о сквозном образовательном событии, необходимо отметить, что он проводится в течение учебного года и является ключевым мероприятием, направленным на повышение профессиональной компетентности педагогов, поэтому качество его организации и проведения зависит от поддержки и сработанности всей системы методической работы Дворца.

В целом программа Фестиваля состоит из трех основных этапов:

1 этап (октябрь-ноябрь) – подготовительный.

Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Фестиваля на заседаниях в методических объединениях, педагогических советах комплексных программ, заполнение заявок на участие в Фестивале.

2. этап (декабрь-май) – основной «От педагога к педагогу»

Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Фестиваля в соответствии с определенными сроками.

Вот как выглядит общая картина основных мероприятий Фестиваля педагогического мастерства

Название мероприятия

Сроки проведения

Конкурс «Портфолио» педагога Декабрь
Конкурс «Учебное занятие» Декабрь - март
Конкурс методических материалов Январь-февраль
Творческая мастерская методических объединений Февраль март
Защита-презентация методических разработок, педагогического кредо Май
Конференция «Школа молодого педагога» Май

3 этап – заключительный «Праздник достижений»

На заключительном празднике достижений проводится подведение итогов Фестиваля, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля в целом.

Открывает программу Фестиваля конкурс «Портфолио» педагога. Сегодня этой технологии отводится очень важное место в образовании. О ней говорят как о форме представления результатов деятельности. Цель конкурса – формирование навыков документированного представления педагогического опыта. Для методического сопровождения данного конкурса заведующей методическим кабинетом разработаны методические рекомендации, в которых педагоги знакомятся со следующими требованиями к составлению протфолио:

1. «Портфолио документов» – копии трудовой книжки, документа об образовании, документация о повышении квалификации, образовательная программа, рецензия на программу, квалификационная и технологическая карты, самоанализ (резюме педагога, педагогическое кредо), характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

2. «Портфолио работ»

- методические разработки (рекомендации, памятки, брошюры, пособия, разработки лучших учебных занятий, сценарии воспитательных мероприятий, др.);

- творческие работы педагога (буклеты, видео, фотоматериалы о собственном творчестве педагога);

- результаты исследовательской деятельности (доклады на конференциях, педсоветах, отражение работы в творческой группе, диагностические материалы по предмету);

- творческие и исследовательские работы воспитанников и т.д.

Представленные материалы должны сопровождаться краткими рефлексивными комментариями.

3. «Портфолио достижений»

- качественные и количественные результаты образовательной деятельности за последние 3 года, выпускники, которыми гордится педагог и Дворец;

- награды, благодарности, поощрения, вырезки из газет и журналов о достижениях педагога, коллектива ДОО.

4. «Портфолио отзывов»

- отзывы коллег, зрителей, гостей ДТДиМ, характеристики администрации, копии экспертных заключений, аттестационных листов и т.д.

Материалы портфолио оформляются в папку-накопитель. Работы сдаются в печатном варианте.

Следующий конкурс – «Учебное занятие». Известно, что учебное занятие - основная форма организации образовательной деятельности, в процессе которого происходит активное субъект – субъектное взаимодействие, направленное на развитие самостоятельности мышления, формирование коммуникативных и рефлексивных навыков. Поэтому эпиграфом и главной задачей конкурса мы выделили - «Эффективность учебного занятия – путь к личностному развитию ребенка».

По продолжительности этот конкурс самый длительный, с декабря по март. Важной особенностью конкурса является то, что каждый педагог, так или иначе, может стать его участником. Для одних - это непосредственная подготовка и проведение занятия, для других – посещение и участие в его анализе. Мы понимаем, какую бы степень активности не выбрал для себя педагог, это путь к его профессиональному развитию.

Следует отметить, что эффективность проведения Конкурса и реализация его цели во многом зависят от активности работы методических объединений: от актуализации значения, организации взаимопосещения до анализа качества проведения учебного занятия. Совместно с руководителями методических объединений были разработаны общие требования к конкурсному учебному занятию, а именно:

  1. каждый педагог-участник конкурса должен провести учебное занятие на своей группе учащихся;
  2. занятие должно соответствовать образовательной программе, календарно-тематическому плану;
  3. при групповой форме организации занятия должна присутствовать большая часть группы;
  4. занятие проводится в рамках основного расписания;
  5. к учебному занятию педагог должен подготовить краткий и подробный план – конспект занятия;
  6. после проведения учебного занятия педагог делает устный самоанализ его эффективности;
  7. педагогу дается два дня на оформление письменного самоанализа, после чего план-конспект и письменный самоанализ сдаются председателю жюри конкурса.

Еще одно решение, которое было принято совместно с руководителями методических объединений, каждое конкурсное занятие должно быть снято на видео, с целью пополнения методической копилки профессионального опыта (видеозаписи, планы - конспекты, самоанализы учебных занятий), все это становится учебно-методическим пособием для внутренних педагогических семинаров, самообразования педагога.

Критериями оценки занятия после долгих обсуждений решено было взять критерии, разработанные к конкурсу педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Педагоги заранее знакомятся с критериями оценки, что дает им возможность всесторонне проанализировать свою профессиональную деятельность на учебном занятии.

Конкурсы «Портфолио» и «Учебное занятие», наряду с общими требованиями ко всем участникам, при оценивании и определении победителей, делят участников на три номинации, это:

  1. «Шаг в профессию» - педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь в педагогической деятельности;
  2. «По дороге к мастерству» - педагоги, имеющие опыт педагогической деятельности от 5-ти до 10-ти лет;
  3. «Мастер своего дела» - педагоги, чей опыт педагогической деятельности составляет свыше 10-ти лет.

Такой подход в организации конкурсов позволяет педагогам, с одной стороны, «соревноваться» с «равными», с другой – видеть перспективы собственного профессионального развития.

По Положению Фестиваля аттестующиеся педагоги должны принять в нем самое активное участие. Так обязательными для них являются конкурсы «Портфолио» и «Учебное занятие». Почему именно такие требования? Во-первых, каждый из аттестующихся педагогов должен представить для экспертов пакет документов, подтверждающих его педагогическую компетентность в соответствии квалификационным требованиям, во-вторых, подтвердить свою квалификацию на практике. Участие в конкурсах предоставляет возможность выполнить эту работу на более высоком уровне.

Конкурс методических материалов стал для нас традиционным и востребованным среди педагогов. Он стимулирует к обобщению, осмыслению и представлению собственного опыта или опыта профессиональных творческих союзов. Нами выделены такие номинации этого конкурса, как:

  • «Обучение с увлечением» - планы – конспекты учебных занятий, познавательные программы, дидактические материалы к учебным занятиям (игры, рабочие тетради, методические рекомендации, учебные пособия; разработанные педагогом);
  • «Вместе весело шагать» - методические материалы по организации и проведению праздников, конкурсов, фестивалей;
  • «Педагогическая мастерская» - материалы творческих групп, мастерских, школы педагогического мастерства, исследовательские работы педагогов.

Различная направленность и уровень методических материалов: от дидактических и методических материалов к учебным занятиям до исследовательских работ педагогов предоставляет широкие возможности для участия в конкурсе большинству педагогов. Но не это главное, главное в том, что происходит обновление, накопление педагогического опыта, появляются образцы учебно-дидактических пособий, которые помогают другим педагогам на их основе разрабатывать собственные.

Для победителей конкурсов в рамках Фестиваля запланирована творческая защита-презентация. Педагоги на выбор по своему усмотрению могут представить к защите свою образовательную программу, методическую разработку или педагогическое кредо.

Помимо конкурсов в программу Фестиваля вошли открытые заседания методических объединений, конференция «Школы молодого педагога».

Работа методических объединений занимает важное место в структуре методической работы Дворца. При собеседовании с руководителями методических объединений были высказаны пожелания поучиться друг у друга формам организации и представления результатов деятельности участников методических объединений. Поэтому в программу Фестиваля мы включили открытые заседания методических объединений по направленности деятельности. Данные мероприятия носят характер обучающих семинаров.

Такова общая панорама событий Фестиваля «По ступенькам творчества к вершинам мастерства».

Заключительным этапом Фестиваля является праздник достижений. Ключевое слово, определяющее настроение, идею итогового мероприятия, – это праздник Яркое, радостное, запоминающееся событие, объединяющее всех членов педагогического коллектива. Поэтому в программу были включены различные формы демонстрации профессиональной успешности педагогов-участников Фестиваля – это:

  • Видеоролики о том, как педагоги готовили свой протфолио;
  • Видео фрагменты учебных занятий;
  • Игра «Кот в мешке» - демонстрация профессиональных находок, дидактических средств, используемых на учебном занятии;
  • Выставка методических материалов;
  • Интервью участников, членов жюри конкурсов и т.д.

И конечно, награждение победителей конкурсов и активных участников Фестиваля. Подвести итог - это не только рассказать об успехах, но и увидеть новые просторы для своего развития и совместного творчества.

Мы хотим сказать Вам, что, когда мы вместе,
Свергнем мы все горы на пути своем.
Творчество тогда лишь не стоит на месте,
Если мы по жизни рядом к знаниям идем.
Мы желаем педагогам
Развиваться и творить
И с любовью нашим детям
Свои знания дарить!

– это отрывок из песни, который организаторы Фестиваля исполнили на его закрытии. Нам очень важно было подчеркнуть, что содружество и сотворчество - главная идея, ведущая к успеху.

В заключение хочется привести слова народной мудрости: «Учитель – не тот, кто учит, а тот, кто учится». Мы надеемся, что Фестиваль открывает для педагогов Дворца возможности, расширяющие границы педагогического творчества и станет стимулом к профессиональному развитию и профессиональному самоутверждению среди коллег.