Урок математики во 2-м классе по теме: "Метрическая система мер" (программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • смотивировать обучающихся на введение понятия “метрическая система мер” и единиц измерения в этой системе;
  • организовать деятельность учащихся по решению задач и выражений с именованными числами;
  • развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.

- Вспомните, чему мы учились на предыдущих уроках математики?

- Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания?

III. Введение в новую тему:

1. -Наш старый друг Ганс Лафорт прислал письмо (учитель достаёт конверт).

- Прочитайте его громко, выразительно.

- Слушайте очень внимательно.

Здравствуйте, ребята!

Я продолжаю свое путешествие и посылаю вам заметки о своих наблюдениях.

Я побывал во многих странах, и выяснилось, что люди в разных странах не только говорят на разных языках, но и измеряют величины разными мерами. Скажем, в стране, столицей которой является город Москва, где я сейчас нахожусь, и во многих других странах длину измеряют уже известными вами мерами.

Все эти единицы измерения составляют определенную систему мер. А вот какую - узнайте сами!

Ганс Лафорт.

- Итак, в какой стране находится Ганс Лафорт?

2. - Ребята, хотите ли вы узнать какую систему мер составляют единицы измерения длины?

- Назовите уже известные вам меры длины? (километр, миллиметр, дециметр, сантиметр, метр.)

- Назовите самую большую единицу длины? (Километр)

- Метр в переводе с французского означает “мера”, “кило” – 1000.

- Значит, километр -1000 метров.

- А как это слово записывается в математике? (км)

- Метр -м

- Дециметр - единица измерения длины одной десятой части метра – дм.

- Сантиметр - единица измерения длины, равная одной сотой части метра – см.

- Миллиметр - единица измерения длины, равная одной сотой части метра – мм.

- Посмотрите внимательно на названия единиц длины.

- Что вы заметили? Что можете сказать? (в этих словах общая часть - метр)

В: Так какое название можно дать этой системе мер? (Метрическая)

З. - А сейчас, давайте вспомним, как связаны между собой эти меры. На доске записаны выражения, вы должны самостоятельно заполнить пропуски:

1м =...см 1дм =...см
1см =...мм 1м =...дм
1км =...м 1м =...мм

- Итак, проверяем.

Вывод: Зачем нужно знать связь между мерами длины?

4. - Эти знания помогут вам уже сейчас при решении задачи:

Лёша и его друг Ваня получили в школе задание измерить длину своего шага. Они отмерили расстояние, равное трём метрам, и затем измерили это же расстояние шагами, “прошагали” его. У Лёши получилось 5 шагов, а у Вани — б шагов. Чему равна длина Лёшиного шага и длина Ваниного шага?

Вывод: Будьте внимательны. Не всегда легко можно решить простую задачу.

- О чём нужно помнить? (Нужно всегда перевести большие единицы измерения в меньшие.)

5. Физминутка.

- Найдите длину своего шага. Расстояние 2 метра. (нужно ещё и посчитать количество шагов).

6.- А теперь кто хочет проверить себя? (детям выдаются листочки с заданиями). Переведите большие единицы измерения длины в меньшие.

2 человека работают за доской с индивидуальными заданиями.

4м =...см 6м =...дм
5дм =...см 7м =...см
4см =...м 3см =...мм
3км =...м 6км =...м
5см 2мм = ... мм 8см 5мм =... мм

Остальные ученики по карточкам самостоятельно.

5см=...мм 6 дм =...см
8км=...м 4 км =...м
4см5мм=...мм бсм7мм =...мм

- Проверьте себя. Переверните карточки и сравните ответы.

- Кто не допустил ошибок?

- У кого 1 ошибка?

- Проверим детей, работающих у доски.

- Что можете сказать?

IV. Итог урока:

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке математики?

V. Домашнее задание:

235. Измерь, используя метрическую систему мер: длину своего стола, длину комнаты, тетради, ручки и других предметов. Вырази результаты измерения в других мерах и запиши их в таблицу.

Длина ... м ... см ... мм
комнаты  
стола  
ручки  
тетради