"Стратегия формирования школьного мониторинга в системе дополнительного образования детей". Из опыта образовательного учреждения высшей категории МОУ ДОД Детской школы искусств им. Д.Б. Кабалевского

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Сложные преобразовательные процессы, происходящие на протяжении нескольких последних лет в системе учреждений дополнительного образования детей, не могут протекать без соответствующего тематического анализа их деятельности. И вот здесь возникает необходимость в постоянной направленности на принципы оценки и самооценки совместного труда участников образовательного процесса – педагогов, учащихся и их родителей, администрации образовательного учреждения. Включенность каждого участника образовательного процесса в активную деятельность по самооценке эффективности и результативности своего труда, на принципах полной открытости и гласности данной оценки – реальный шаг, к гуманным и гармоничным отношениям в коллективе, к повышению качества обучения в учреждении.

Предлагаемый проект школьного мониторинга, работа над которым велась в течении двух последних лет в тесном сотрудничестве автора с педагогом-психологом, администрацией и при непосредственной поддержке всего педагогического коллектива образовательного учреждения, предполагает основную системную организацию управления учебно-воспитательным процессом и определяет важнейшие психолого-педагогические условия обеспечивающие его успешность. А так же – является необходимым исследовательским материалом при подготовке образовательного учреждения к очередной аттестации.

Основная цель данного проекта – выявление объективной информации о состоянии психолого-педагогического процесса в образовательном учреждении. В основу программы школьного мониторинга включены аспекты деятельности, позволяющие выделить наиболее успешные стороны функционирования учреждения, способствующие созданию необходимого информационного банка. Среди них:

  • развитие педагогического коллектива;
  • работа учреждения с семьёй;
  • работа с контингентом учащихся;
  • уровень образовательной политики школы;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • психологические особенности участников образовательного процесса;
  • показатели здоровья учащихся;
  • факторы социальной успешности выпускников образовательного учреждения.

Статистические материалы информационного банка ежегодно анализируются, систематизируются и оцениваются. Это дает возможность совершенно по-другому взглянуть, и внести соответствующие коррективы в организацию и весь ход учебно-воспитательного процесса.

Исследования результатов деятельности учреждения могут проводиться и анализироваться как постоянно (ежегодно), так и в течении трёх лет, предшествующих очередной аттестации образовательного учреждения. Данные мониторинга служат незаменимым материалом при работе над “Информационной картой образовательного учреждения”. Учреждение, по своему усмотрению, может изменять, или добавлять необходимые пункты в разделы мониторинга, с учетом образовательных направлений его деятельности.

Учитывая практический опыт работы по данному проекту учебного заведения, которое автор здесь представляет, можно отметить, что спри помощи полученных результатов школьного мониторинга легко реализовать системный подход к управлению процессом развития образовательного учреждения, спрогнозировать изменения, и предупредить негативные проявления в образовательной среде.

Программа мониторинга

I Мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу образовательного учреждения.

1. Мониторинг развития педагогического коллектива

1.1. Состав педагогического коллектива на начало учебного года
1.2. Образовательный уровень педагогического коллектива
1.3. Педагогический стаж (на начало учебного года)
1.4. Возрастные данные педагогов
1.5. Данные по разрядам оплаты труда
1.6. Уровень квалификации педагогов по категориям
1.7. Повышение квалификации педагогических кадров
1.8. Уровень повышения квалификации по основному направлению
1.9. Используемые в образовательном учреждении формы методической работы
1.10. Креативность педагогов образовательного учреждения

2. Мониторинг работы образовательного учреждения с семьёй.

2.1. Характеристика социума
2.2. Характеристика семей

II Мониторинг основных результатов работы учреждения дополнительного образования детей

1.1. Мониторинг контингента учащихся образовательного учреждения
1.2. Мониторинг контингента учащихся по структурным подразделениям (отделениям) образовательного учреждения

2. Мониторинг уровня образовательной подготовки

2.1. Использование в учебном процессе образовательных программ дополнительного образования детей по видам искусств
2.2. Сформированность системы качества знаний учащихся на конец учебного года по секциям музыкального отделения
2.3. Сформированность системы качества знаний учащихся на конец учебного года по структурным подразделениям (отделениям) образовательного учреждения
2.4. Креативность учащихся образовательного учреждения. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках.
2.5. Качество преподаваемых отдельных предметов (дисциплин) учебного плана на конец учебного года
2.6. Уровень обученности учащихся музыкального отделения по предметам на конец учебного года
2.7. Уровень обученности учащихся музыкального отделения на конец учебного года по классам
2.8. Уровень обученности учащихся художественного отделения на конец учебного года по предметам
2.9. Уровень обученности учащихся художественного отделения на конец учебного года по классам
2.10 Уровень обученности учащихся хореографического отделения на конец учебного года по предметам
2.11. Уровень обученности учащихся хореографического отделения на конец учебного года по классам

3. Мониторинг уровня воспитанности учащихся образовательного учреждения

3.1. Качества личности учащихся 1-3 классов
3.2. Качества личности учащихся 4-7 классов
3.3. Состояние микроклимата в ученическом коллективе образовательного учреждения. Аналитические выводы за три года, предшествующих аттестации образовательного учреждения
3.4. Мониторинг личности выпускника образовательного учреждения

4. Психологический мониторинг.

4.1. Уровень интеллектуального развития по структурным подразделениям (отделениям) образовательного учреждения
4.2. Уровень школьной тревоги учащихся
4.3. Мониторинг социально-психологического климата в трудовом коллективе образовательного учреждения. Сравнительный анализ.
4.4. Мониторинг диагностики творческих способностей учащихся
4.5. Мониторинг мотивационного аспекта в обучении
4.6. Уровень социально-психологической адаптации учащихся

5. Мониторинг здоровья и здорового образа жизни учащихся

5.1. Показатели здоровья

6. Мониторинг социальной успешности учащихся-выпускников образовательного учреждения

6.1. Распределение учащихся-выпускников образовательного учреждения по направлениям продолжения оразования
6.2. Трудоустройство выпускников образовательного учреждения
6.3. Удовлетворённость учащихся-выпускников образовательного учреждения знаниями, полученными в процессе обучения в данном образовательном учреждении

Заключительная часть. Общий краткий анализ по результатам проведённого мониторинга.

Методики и тесты, используемые при исследованиях и работе над школьным мониторингом

Раздел II Пункт 3.1.; 3.2. Мониторинг уровня воспитанности учащихся образовательного учреждения. Рекомендации Ростовского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (кафедра общей психологии).

Раздел II Пункт 3.3. Состояние микроклимата в ученическом коллективе образовательного учреждения. Аналитические выводы. Э.Р. Ахмеджанов “Экспресс-методика выявления социально-психологического климата в ученическом коллективе”.

Раздел II Пункт 3.4. Мониторинг личности выпускника образовательного учреждения. Методика “Шкала качества выпускника школы”

Раздел II Пункт 4.1. Уровень интеллектуального развития учащихся по структурным подразделениям (отделениям) образовательного учреждения. Групповой интеллект-тест Дж. Ванна. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра

Раздел II Пункт 4.2. Уровень школьной тревоги. Тест школьной тревоги Филипса.

Раздел II Пункт 4.3. Мониторинг социально-психологического климата в трудовом коллективе образовательного учреждения Сравнительный анализ. Автор Е.В. Кузнецова (кафедра психофизиологии и возрастной психологии РГУ). “Методика “Исследование социально-психологического микроклимата в трудовом коллективе”.

Раздел II Пункт 4.4. Мониторинг диагностики творческих способностей учащихся. Тест креативности Р. Торренса.

Раздел II Пункт 4.5. Мониторинг мотивационного аспекта в обучении. Д. Журавлёв “Исследование школьной мотивации”.

Раздел II Пункт 4.6. Уровень социально-психологической адаптации учащихся. Рекомендации Ростовского Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (кафедра общей психологии).

Приложение