Физкультурные праздники для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важный итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, эстафеты, составляющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника в нашем детском саду, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых качеств. Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, детей и взрослых (педагогов и родителей) единством цели и общими задачами.

В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.

В нашем детском саду для детей с общим недоразвитием речи проводятся разнообразные праздники:

  • способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как "Дню защитника Отечества";
  • воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – "Веселые старты";
  • праздники, способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники "Хорошо туристом быть", "Мы солдаты бравые" и т.д.;
  • развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – "В гостях у Нептуна", "Морское царство" и т.д.;
  • формирующие познавательную активность – дети разгадывают загадки, решают проблемные задачи;
  • воспитывающие нравственные качества – дети объединяются целью помочь попавшим в беду персонажам.

Праздники в детском саду строятся на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Целью таких праздников является возможность привлечения детей 5–7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах. Организуются и сезонные праздники – летний и зимний, праздники на воде, а также с включением элементов познавательной, изобразительной деятельности, театрализованных представлений.

Праздники проводятся в спортивном зале, на площадке, в бассейне с применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря, с использованием природного материала, игрового пособия, самодельного инвентаря.
Подготовка к празднику – это сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.д.

Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 40–50 минут для детей 4–5 лет, 60–90 минут для детей 6–7 лет.

При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:

  • обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения (с использованием стихов, песен, потешек, считалок, зачинов и т.д.);
  • чередование массовых и индивидуальных игры и заданий (если это можно);
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

В конце праздника каждый ребенок награждается независимо от места, которое он      занял.

Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о конце и начале игры-задания.

Роль ведущего, как правило, инструктор по физической культуре возлагает на себя, так как ведущий праздника всегда должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Для того, чтобы каждый ребенок принял участие в празднике, предусмотрены медали разного цвета (если это нужно). Например, в одной игре участвуют дети с медалями или эмблемами красного цвета, а в следующей игре или эстафете участвуют дети с синими медалями. Взрослые принимают активное участие в расстановке и уборке оборудования, инвентаря.

При подведении итогов, учитывая психическое состояние детей, мы стараемся это делать таким образом, чтобы не ранить детей – или «победила дружба» и танцуем совместный танец «Дружбы», или награждаем команды по номинациям, например, одна – «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая».

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника. Это, как правило, сказочные персонажи, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи участвуют вместе с детьми в соревнованиях или дети проводят с ними разминку, или они учат героя каким-то навыкам и т.д. Представление зрелищное и веселое и сопровождается всегда музыкой.

ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Под звуки марша входят в колонне по одному артисты цирка, проходят по арене и встают по периметру зала. Последним идет ведущий в костюме клоуна – Олега Попова.

Ведущий:   

        Все, все в цирк пришли к нам в сказку чудо-радугу,
        Потому что все кругом светлое, нарядное.
        Солнце в синих облаках плавает, купается
        Гости все, артисты все друг другу улыбаются.

        Цирк не любить нельзя, цирк непременно праздник.
        Встретиться с ним, друзья, вы не мечтали разве?
        Вспомните, давним днем вам улыбнулась мама:
        "Завтра мы в цирк идем, новая там программа".

        Цирк – это обязательно улыбка и задор,
        Там удивит вас фокусник и удивит жонглер.
        Там выйдет смелость на парад, там крутит сальто акробат,
        Там все, что клоун делает смешно и невпопад!

Дети:

        Мы – артисты, мы – артисты цирковые,
        Начинаем выступление сейчас.
        Мы пока не чемпионы цирковые
        Не ищите их напрасно среди нас.
        В зале нашем выступать приятно.
        Заходите! Пропускаем всех бесплатно!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята, сегодня к вам в гости приехали артисты народного цирка. Встречайте их!

Звучат аплодисменты. Неожиданно появляется из тоннеля какой-то человек в военизированной форме и противогазе, свистит в свисток.

Начальник охраны: Это еще что за артисты объявились?! Ходят тут всякие! А ну-ка со сцены подобру-поздорову.

Ведущий: Но мы, действительно, артисты! Артисты народного цирка. А вот кто вы, мы не знаем.

Начальник охраны: Кто я? Вы меня не знаете? (Снимает противогаз). Да меня все знают. Я начальник военизированной по последнему слову техники охрана! Это про меня поется "Эх, рано встает охрана!" А, кстати, сколько сейчас времени (трет глаза).

Ведущий:    Сейчас самое время начинать представление. Его ребята ждут! А вы нас пугаете оснащенной по последнему слову техники военизированной охраной… Что же это, если не секрет?

Начальник охраны: Секрет! Вот позову сейчас сюда служебно-сторожевую собаку Шавку без намордника, тогда узнаете! Это собака, между прочим, уже 99 нарушителей задержала… Смекаете, вы для неё сотым, юбилейным будете! (Достает из сумки собаку и ведет её под звуки "Собачьего вальса" между              кеглями, она запрыгивает в обруч и из него и т.д.) Вот артистка, так артистка! (Шавка кланяется). А теперь полезай в сумку. А вот вы чем докажете, что вы артисты?

Ведущий: Свои искусством. Артиста всегда распознать по его умению можно.

Звучит музыка и входит фокусник.

Фокусник: Салам-алейкум! Я факир и чародей! Триста лет чалме моей. В нашем цирке посидите, фокусы посмотрите.

Фокусник показывает фокусы и уходит под музыку.

Начальник охраны: Ну, фокусник у вас настоящий, а где остальные артисты?

Ведущий: (объявляет) Дрессированные лошади!

Четыре ребенка на мячах хопах под музыку выполняют упражнения (скачут по кругу, затем расходятся в разные стороны, сходятся перепрыгивают через гимнастические палочки, скачут "змейкой" вокруг пирамид и т.д. Ведущий-дрессировщик.

Начальник охраны: Вижу и лошади настоящие. А акробаты в вашем цирке есть?

Ведущий: А как же!

        Девчонки, рты разинув,
        Глядят на них всегда,
        И гнутся как резина,
        И гнутся без труда.
        Лишь выйдут акробаты
        Все сразу "ох" и "ах".
        И делают шпагаты,
        И ходят на руках.

– Выступают цирковые акробаты!

Выступление акробатов (мальчиков) и акробатов (девочек)

Ведущий: А еще в нашем цирке есть канатоходцы.

        Посмотрите, вот они без страховки идут,
        Чуть левее наклон – упадут, пропадут,
        Чуть правее наклон – все равно не спасти,
        Но должно быть им очень нужно пройти.

Выступление канатоходцев.

Канатаходцы:

        Мы у всех на виду смело, без запинки
        По канату идем, словно по тропинке.
        И у вас так, друзья, может получиться!
        Только нужно, как мы, дома подучиться!

Начальник охраны: Теперь я понял, что ходить по земле всем очень просто.

        Даже малышам и, конечно, взрослым.
        Но не каждому дано над землей парить,
        И при этом всех вокруг улыбкой одарить.

Ведущий:

        Что-то наши зрители заскучали?
        Испугались лошадей или устали?
        Кто-то обруч лихо вертит на боку,
        Ну а я со зрителями станцевать смогу.

Начальник охраны: И я с ними смогу станцевать.

Под звуки песни "Чунга-чанга" дети выполняют вместе с ведущими танец сидя.

Ведущий:

        Мы на нашем представленье
        Рады Лёне, рады Лене,
        Рады Паше, рады Маше,
        Рады всем ребятам нашим!

– А еще у нас есть дрессированные…

Начальник охраны: (трясясь от страха) Дрессированные, говорите? Хватит, хватит, то есть схватит, схватит (показывает на горло).

Ведущий: Да никто вас не схватит! Это дрессированные тигры.

        Вы видали верблюда, который летит
        Не касаясь земли ни одним из копыт?
        Не видали? И не увидите!
        Вы видали, что в луже сидит бегемот
        Как девчонка, кривляясь весь день напролет?
        Не видали? И не увидите!
        Ну а тигров видали – владыку зверей.
        Который станцует для гостей и детей?
        Не видали? Так смотрите! А он не один, а целых два.

Выступление дрессированных тигров. Дрессировщик ребенок. Они прыгают через обручи, встают на четвереньки, проползают в тоннель из обручей, встают на задние лапы и хвалят себя.

Начальник охраны: Слава богу, не съели и не растерзали. Теперь я поверил, что вы настоящие артисты.

Ведущий:

        Лишь выйду я и слышен смех!
        Я рассмешить умею всех.
        Едва увидишь мой колпак –
        Серьезным быть нельзя никак!
        Никто у старших обо мне не спрашивает "Кто он?"
        Понятно всем и так вполне, что он веселый…

Дети: Клоун.

Ведущий: И я объявляю следующий номер!  

        Легко управляться с лентой, нетрудно играть с обручами,
        А что нужно кушать, и как заниматься, чтоб вырасти силачами?

На арену выходит силач.

Силач:

        Я стать хотел бы силачом,
        Чтоб с места сдвинуть шкаф плечом!
        Я стать хотел бы силачом,
        Чтоб гири были нипочем,
        Чтобы чугунные шары мне пригодились для игры,
        Чтоб свои мускулы едва
        Я мог протиснуть в рукава!

Выступление силового жонглера.

Ведущий:

        Чтоб красиво стать, известно, обруч нам необходим.
        И красиво и полезно упражненья делать с ним.
        Хочешь красный, хочешь – синий, хочешь белый выбирай,
        Своей грацией, уменьем, публику радуй и удивляй!

Выступление девочек с обручами.

Ведущий: Все ребята в нашем цирке побывали. Там они скучали?

Дети: Нет.

Ведущие:

        Мы желаем вам весело в согласье жить,
        Игры всякие любить.
        Мы желаем вам успеха и заливистого смеха.
        Если будете дружней, то найдете сто друзей,
        А сейчас нам всем пора. До свидания, друзья!

Выступления артистов

1. Выступление фокусника – окрасить воду, вытянуть ленту из шляпы, фокусы с волшебным сундучком и книгой.

2. Дрессированные лошади – прыжки на мячах хопах по кругу друг за другом, прыжки с расхождением и схождением, прыжки через палочки "змейкой", прыжки через обручи на мячах, прыжки по кругу, взявшись одной рукой за ручку мяча, другая – вверх, прыжки "змейкой" и уходят в колонне по одному к выходу.

3. Канатоходцы – ходьба по доске гимнастическим шагом, поворот на 180 гр.; приставные шаги правым и левым боком с пружинкой; ходьба по доске с высоким подниманием колен, поворот на 180 гр.; шаг – упражнение "Аист", шаг – упражнение "Ласточка" (стойка на одной ноге), шаг – сесть на одно колено и сделать полушпагат; встать, переменные шаги, шаги польки по доске, соскок, поклон и "воздушный" поцелуй.

4. Силачи – вход под музыку, подходят к гантелям, показывают какие они сильные, берут гантели и выполняют упражнения с гантелями; затем приставные шаги вперед и медленно наклоняются к штанге и поднимают её на грудь, прыжком ноги врозь – одна нога вперед, полусогнута в колене, другая – назад, руки вверх; положить штангу на пол, шаг вправо, согнуть правую ногу, руки в стороны, руки согнуты в локтях – "сильные", то же влево; прыжок через штангу, медленно идут и меняются местами; затем вновь берут штангу и прыжком поднимают её вверх; кладут штангу на плечо, идут навстречу друг другу, пожимают руки и идут к выходу друг за другом; поворот кругом, поклон, затем вновь поворот кругом и к выходу.

5. Акробаты – вход парой, держась за руки, стойка на одной ноге "аист", смена ног – "ласточка"; поворот друг к другу, сесть на коврик и стойка на лопатках, согнуть одну ногу, поменять ноги; мост из положения лежа; лечь на спину; поворот на живот – упражнение "птичка хвостик подняла", "коробочка"; идут, расходятся, колесо и вновь сходятся и идут парой к выходу.

6. Выступление с обручами – входят две девочки подскоком и начинают выполнять пружинку – обруч вправо и влево в опущенных руках; затем подскоками входят ещё двое и присоединяются к ним – выполняют те же движения в одну сторону; затем руки вперед – шаг вправо, руки вниз – шаг влево; упражнение на четыре счета "ласточка", руки вперед; присесть на одно колено – руки вперед, вверх, вправо и влево – "посмотри в окошечко"; встать положить обруч на руку и вращение на руке; поворот вправо – кругом, обруч в руке, поворот влево-кругом, обруч в другой руке; организованный уход на носках, обруч на правом плече – одни уходят вправо, другие – влево.

7. Выступление тигров – прыжки через маленькую скамейку, проходят в обруч, проползают в тоннель, перепрыгивают через обручи, прыгают через набивные мячи, "воротики", хвалят себя, запрыгнув на кубы, затем ложатся на пол, на живот, руки согнуты в локтях, подбородок положить на ладони, машут ногами, согнутыми в коленях.