Тема урока: "Загадочные письмена". Урок истории письменности

Разделы: Начальная школа


ХОД УРОКА

I . Проверка готовности учащихся

Цель: сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.

Учебная задача: создание проблемной ситуации.

Назначение ребуса в названии темы – прогнозирование названия раздела, мобилизация внимания детей, создание эмоционального настроя, располагающего к работе.

На доске:

И 100 ‘3 Я письменности

Учитель: Разгадайте ребус. («История письменности».)

Учитель: О чём же пойдет речь?

Дети: О возникновении письменности.

Учитель: Мы с вами побывали в Красноярском Краеведческом музее, на уроках ИЗО вы разговаривали о том, какие ещё бывают музеи и рисовали экспозицию своего собственного.

(Учитель обращает внимание детей на выставку рисунков.)

Учитель: А сегодня я предлагаю совершить путешествие в музей Истории письменности…Я буду экскурсоводом, а вы – моими ассистентами. Наше путешествие рассчитано на 3 экскурсии. В пути нам необходимо вести «Путевой дневник» (ПД.). В него мы будем заносить наиболее важные открытия.

Учитель: По ходу путешествия мы будем составлять план, который поможет запомнить, связно и последовательно передать полученную информацию, а также отмечать на колодце времени основные этапы возникновения и развития письменности.

Учитель: Люди знают, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и компьютер. Но эти изменения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел письменность. Времена, когда не существовало письменности, так и называют – доисторическими. Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20–30 тысяч назад.

(На доске табличка «20–30 тыс.лет назад».)

Учитель: Запишите дату в своем «Путевом дневнике»…

Учитель: Можете ли вы представить современную жизнь без книг или газет? (Высказывания детей.).

Обобщение: Они стали настолько обыденным делом, что кажется, что существовали вечно.

Учитель: Как развивалось бы человечество, если бы ему пришлось передавать всю информацию только устным способом? (Высказывания детей.)

Учитель: Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу.

Вывод: Речь не могла служить единственным средством общения.

Учитель: Так почему возникла необходимость появления письменности?

Дети: Для сохранения информации.

Вывод: Наилучший способ сохранения информации и передачи исторических знаний – это письменность. Поэтому такую ценность для ученых имеют письменные источники.

Учитель: Какие письменные источники вы знаете?

Дети: Хроники, грамоты, договоры, указы, дневники, летописи.

Обобщение: Письменные памятники – это все типы записей, сделанные на различных материалах: камне, глине, дереве, берёсте или бумаге.
Учитель: Путь к появлению письменности был долгим. Человек той ранней эпохи шел на ощупь к открытию письма.

III. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками

Цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие; формирование новых понятий.

Задачи:

  • организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей;
  • донести до учеников мысль, что возникновение письменности – долгий и сложный путь, «Загадочные письмена» – своеобразный исторический источник, который свидетельствует о культуре письма.

Учитель: Мы в зале № 1. Он называется «Загадочные письмена».

(На доске табличка «Загадочные письмена».)

Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…Наша цель: проследить историю возникновения письменности, её поэтапное развитие.

Учитель: Давным-давно люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни.) для записи и учета скота, т.е. открыли предметное письмо.

(На доске табличка «Предметное письмо».)

Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…

Учитель: У древних людей существовали простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копьё или стрелу. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу или зеленую ветку.

(На доске табличка «Предметы».)

Учитель: Запишите в своем «Путевом дневнике»…

Ученик-ассистент: Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников-скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно», скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел.

(По ходу рассказа достает предметы из корзины.)

– Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Ученик-ассистент: Как бы вы разгадали смысл послания? (Высказывания детей.)

Ученик- ассистент: Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, – знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Обобщение: Дары скифов были своеобразным способом передачи информации.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Как ученые называют такой способ передачи информации?

Дети: Предметным письмом.

Учитель: Когда-то с него и началась история письменности. Удобен ли был такой способ письма? Почему?

Дети: Понять письмо можно было по-разному.

Учитель: А сейчас посмотрим другую экспозицию…

Учитель: Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу.

(На доске прикрепляются таблички с названиями, дети записывают в ПД.)

Учитель: Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Свое древнее значение цвета сохранили и сейчас. С ними мы сталкиваемся в самых различных ситуациях. Враг выбрасывает белый флаг – значит, просит перемирия, человек весь в черном – траур по умершему.

Учитель: Где можно еще встретить такое цветовое письмо?

Дети: Сигналы на корабле, светофор, маяк…

Учитель: Самый популярный вид предметной письменности древних индейцев – шнуры с узелками, которые назывались – кипу (узел).

Учитель: Вот как выглядело такое узелковое письмо.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: К основной, толстой веревке в строго определенном порядке прикреплялись более тонкие шнуры, каждый из которых имел свой цвет, свое значение. Кроме того, имели значение толщина и длина шнуров, число и форма узлов. С помощью этих узелков выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Учитель: Вы можете прочитать, что здесь написано? (Высказывания детей.)

Вывод: Прочитать такое письмо было нелегко. Нужно было обращать внимание на толщину шнурков и на то, как завязан узел, какие узлы рядом.

Учитель: Посмотрите, что я принесла. (Показать узлы макраме.)

Учитель: Возможно, каждый узел макраме тоже что-то обозначает.

Учитель: Еще и ныне индейцы-пастухи в Южной Америке пользуются шнурами с завязанными на них узелками для подсчета своих стад. Есть индейское племя, которое пользуется веревочным календарем. Отправляясь в дальний путь, муж оставляет жене шнур, на котором столько узлов, сколько дней он предлагает пробыть в дороге. Дальним отголоском такого письма является и наша привычка завязывать для памяти узелок на носовом платке.

Учитель: Почему возникла необходимость появления письменности?

Дети: Для передачи мыслей, как способ передачи информации, средство общения.

Учитель: Какой недостаток был у первобытных типов письма?

Вывод: Они с трудом могли быть поняты. Нельзя было выразить многие понятия, доступные человеческому мышлению и языку.

Учитель: А сейчас посмотрим следующую экспозицию в зале № 2.

Учитель: Предписьменностью была и пиктография. Слово это означает «рисуночное письмо», т.е. такое, при котором сообщение передается с помощью рисунков.

(На доске табличка «Рисуночное письмо». Дети записывают в свои ПД.)

Учитель: К пиктографии относятся и древние наскальные рисунки. Анатоль Франс, французский писатель, сказал: «Первыми книгами людей были камни».

(На доске табличка «Наскальная живопись». Колодец времени – фишка . Дети записывают в свои ПД.)

Учитель: Рассмотрите рисунок:

.

Учитель: Что на нем изображено?

Дети: Сцена охоты.

Учитель: А почему на своих первых рисунках люди рисовали животных? (Высказывания детей.)

Учитель: Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Их рисовали углем на стенах пещеры.

Учитель: И ныне, наскальные рисунки поражают нас точностью и реализмом.

Вывод: Несомненно, уже тогда человек сделал первый важный шаг к изобретению письма.

Учитель: Переходим к следующей экспозиции.

Учитель: Рисуночное письмо оперирует не буквами, из которых складываются слова, а рисунками (пиктограммами.), каждый из которых графически изображает конкретный предмет или явление.

(На доске табличка «Рисунки-пиктограммы», дети записывают в ПД.)

Учитель: Пиктография не требует от воспринимающего какой-то особой грамотности. Более того, она может быть одинаково понятна людям, говорящим на различных языках.

Учитель: Первобытный человек рисовал не ради развлечения, а для того, чтобы передать какое-то содержание или запечатлеть событие. «Нам никогда не узнать, как это происходило», – может быть, подумаете вы. И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Свою книгу о вожде индейцев по имени Гайавата Лонгфелло назвал «Песнь о Гайавате». Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают – растворяются во времени.

«При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают».

Учитель: И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Ученик-ассистент:

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.

(Показать рисунок на бересте , прикрепить на доске.)

Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти;
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.

Учитель: Для чего Гайавата изобрел письменность?

Дети: Для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства.

Учитель: Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, чтобы обозначить все, что окружает людей, и все, что они хотели сказать друг другу? (Высказывания детей.)

Вывод: Очень много рисунков надо было изобрести, а изучать эту грамоту надо было не недели, а месяцы и годы.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». История произошла в племени людей в далёкие «дописьменные» времена.

Ученик-ассистент: В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту её звали Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала новое копьё.
Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности ещё не существовало.
В это время по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём в руке, другое копьё, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи думала, что на этих рисунках всё понятно. Однако Незнакомец «прочёл» эти рисунки по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», – подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров которых девочка изобразила очень много.) «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», – решил Незнакомец.
И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъярённых женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно ещё уметь его прочитать.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О Девочка-котрую-надо-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!.. Придёт день, когда люди назовут его умением писать!»

Учитель: Если вам понравилась история Таффи, прочитайте книгу.

Учитель: Давайте попробуем нарисовать в группах свое рисуночное письмо. Каждая группа получает задание. Вы пишите записку. А потом посмотрим, что у нас получится…

(Всем группам дается одинаковый текст: «Жди меня около дерева на углу футбольного поля в 3 часа дня – мы пойдем ловить рыбу». Ученики работают в группах по 4 человека.)

(Показать свой вариант – .)

Учитель: Почему же получились такие разные работы?

Дети: Все по-разному поняли текст.

Учитель: Почему способ сообщений пиктограммами не очень удобный?

Дети: Понять письмо можно по-разному.

Учитель: Переходим к следующей экспозиции…

Учитель: Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи.
Учитель: А какая русская пословица выражает эту мысль?

Дети: Мал золотник, да дорог. Мал да удал.

Учитель: А вот эти два человечка, вооруженные луком и стрелами, – запись пословицы «Двум врагам долго не устоять» (потому что одному из них придется уступить.). Как по-русски говорят в таких случаях?

Дети: Два медведя в одной берлоге не уживутся.

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Одна из пословиц эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу».
Учитель: Какими словами у нас выражают эту мысль?

Дети: Нельзя объять необъятное.

IV. Осмысление нового материала, применение усвоенного, закрепление изученного

Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.

Учитель: А могли бы вы придумать рисунки, обозначающие знакомые вам пословицы? Попробуйте!

Работа в группах произвольного состава по выбору. Каждой группе выдаются заранее напечатанные пословицы, работа с которыми проводилась на уроках русского языка при упражнении в чистописании:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
3. Волков бояться – лес не ходить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
6. Один в поле не воин.

Учитель: Много веков пользовались рисуночным письмом люди, но, как оказалось, не все граждане земного шара отказались от таких писем и в XX веке. В 1948 году вожди нескольких индейских племен послали президенту США письмо, очень озадачившее чиновников Белого дома. Индейский писец на куске коры нарисовал нескольких животных, соединив их глаза и сердца какими-то линиями. Рядом он нарисовал контуры озера, знакомого американцам по географическим картам.

Учитель: Как же все это было понять? Как бы вы перевели это послание? (Высказывания детей.)

Учитель: Нашелся переводчик, который все расшифровал. Вот что означало послание индейцев: «Племена Журавля, Трёх Куниц, Медведя, Морского Человека и Морского Кота поручили в едином порыве сердец (это изображено линиями, соединяющими все фигуры.) главе племени Журавля обратиться с просьбой к президенту о разрешении им переселиться в места, которые обозначены в прошении».

Учитель: Почему вы не смогли правильно понять содержание этого послания?

Дети: Индейцы придавали знакам одно значение, а мы – другое.

Учитель: А мы с вами встречались с рисуночным письмом на уроке чтения. Кто помнит?

Дети: Эдуард Успенский «Школа клоунов». Клоун Саня отправил телеграмму: «Ждите меня. Я уже лечу с Полканом. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан.»

Учитель: Саня нарисовал текст телеграммы так…

Учитель: Как же его поняли ученики Школы клоунов? (Высказывания детей.)

Учитель: А почему получились такие разные версии?

Дети: Саня придавал знакам одно значение, клоуны – другое.

Учитель: А где употребляется рисуночное письмо в наше время?

Дети: Оно применяется на вывесках магазинов, в дорожных знаках …Изображение черепа с костями на трансформаторной будке или аптечном ярлыке, изображение молнии на линии электропередачи предупреждают от опасности.

Учитель: Почему пиктограммы удобны?

Дети: Пиктограммы удобны, поскольку всем понятны, простые, наглядные.

Учитель: Какие же недостатки имеет пиктографическое письмо?

Дети: Трудно передать сложное содержание, авторы создавали все новые пиктограммы, что приводило к путанице.

Учитель: По мере усложнения человеческого мышления совершенствовалось и рисуночное письмо.

Учитель: Мы переходим к следующей экспозиции…

Учитель: Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги – это серии цветных картинок.

(На доске табличка «Картинопись». Дети записывают в ПД.)

(Колодец времени – фишка .)

Учитель: Все же это не просто картинки. А переходная к письму форма пиктографии. В них есть знаки для обозначения ночи, камня, воды, знаки для чисел. С помощью своего письма ацтеки вели календарь, отмечали религиозные и памятные даты, а также составляли исторические хроники. Письменность ацтеков делала лишь первые шаги на пути превращения в иероглифическую.

(На доске табличка «Иероглифическое письмо». Дети записывают в ПД.)

V. Домашнее задание

Естественное продолжение данного урока и начало последующего, информационный задел на следующий урок.

Учитель: Об этом мы узнаем на следующей экскурсии…

Экспозиция «Долгий путь письменности» заговорит.

Мы узнаем:

1. О древней письменности шумеров и что такое – клинопись.

 

(Дается сообщение ученику.)

2. О священных знаках – иероглифах. (Колодец времени – фишка .)

3. О том, чем прославился французский ученый Жак Шампольон, и что такое Розеттский камень…

 

(Дается сообщение ученику.)

4. О древней письменности китайцев…

Учебник – с.79–80, пересказ по плану в тетради. ТПО – с 56.– творческая работа. Работа в группах по выбору над пословицами.

VI. Проверка, обобщение и систематизация знаний, подведение итогов

Цели:

  • установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.
  • обобщение по плану, получившемуся на доске.

Фронтальный опрос с опорой на колодец времени.

Учитель:

– Назовите этапы возникновения и развития письменности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто доволен своей работой на уроке?

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3