Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить знания, полученные в 5-9 классах по теме “Орфоэпия”;
  • формировать орфоэпические навыки, навыки правописания;
  • работать над культурой речи.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: стенд “К уроку”, опорные конспекты, бланк ответов, задания для самостоятельной работы на компьютере.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

1) тестирование по теме “Фонетика”; ответы проставляются в бланке ответов № 1 ЕГЭ по русскому языку (задания набраны на компьютере; см. Приложение 3);

2) самопроверка и запись дом. задания для тех, кто допустил ошибки (ответы записаны на доске; на бланке с заданиями справа есть рекомендации для тех, кто в каком задании допустил ошибку - см. Приложение 3 Приложение 4).

III. Усвоение темы.

1) словарная работа (работа по словам на стенде “К уроку”)

Анаграмма (греч.) – слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сон – нос, ропот – топор)

Анализ (греч.) – разбор.

Аналогия (греч.) – соответствие.

- Составить предложения с данными словами.

2) орфоэпическая разминка

Феномен, знамение, досуг, невролог, астролог, астроном, ходатайство, обеспечение, украинский, донельзя, задолго, сосредоточение, дремота, озвучение.

- Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (ОРФОЭПИЯ)

3) слово учителя

- Обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое послужит и эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.

К.С.Горбачевич

- В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

- Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям.

4) – Произнесите скороговорки, которые вы выучили к сегодняшнему уроку.

5) – Некоторые учащиеся, объединившись в творческую группу, провели исследование произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и сегодня ознакомят всех с теми правилами, которые они разработали (Приложение 1).

IV. Формирование навыков.

1) Выполнение упр. 10 (II) (по учебнику Власенкова А.И. “Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи”) – прочитайте слова сначала “про себя”, а потом вслух, соблюдая правила произнесения.

2) Инд. задание по карточкам (Приложение 2).

3) - Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня, обозначьте ударение (задание выполняется на доске и выглядит следующим образом)

Ст…р…на – стороны, сторонка

П…л…са – полосы, полоска

М…л…дая – молод, моложе

Г…л…дать – голод, голодный

В…сьмич…совой – восемь, час

Н…б…са – небо, небесный

- Какая особенность русского ударения помогает справляться с орфографическими трудностями при написании безударных гласных в слове?

(Русское ударение свободное, гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без сомнений.)

V. Итоги урока.

1) беседа по вопросам:

- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

- Что мы должны делать, чтобы наша речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?

2) выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

1) Подготовить связный ответ по теме урока.

* 2) Упр. 25.

* 3) Подобрать 2-3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответить на вопрос: “Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?”

4) Выполнить рекомендованные упражнения для устранения пробелов в знаниях по теме “Фонетика”.

* Задания по выбору