Воспитательная система класса

Разделы: Классное руководство


Психолого-педагогическая характеристика класса…

Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Задачи:

  1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
  2. Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
  3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты

Составные части компонентов

Индивидно-

групповой

- Классный руководитель

Учащиеся

- Родители

- Педагоги и другие взрослые

Ценностно-ориентационный - Цели и задачи воспитания

- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества

- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Функционально-деятельностный - Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения

- Основные функции воспитательной системы

- Педагогическое обеспечение и самоуправление

Пространственно-временной - Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

- Связи и отношения классного сообщества с другими детьми и взрослыми

- Место и роль класса в воспитательном пространстве гимназии

- Этапы становления и развития воспитательной системы

Диагностико-аналитический - Критерии эффективности воспитательной системы

- Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы

- Формы и способы анализа, оценки и интерпретация полученных результатов

Структурная модель воспитательной системы.

Аналитико-диагностическая деятельность

  • тестирование
  • анкетирование
  • микроисследования
  • педагогически направленное наблюдение

Профессиональная ориентация

  • профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
  • профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
  • профессиональное консультирование (работа с психологами, педагогами)

Работа с семьёй

  • изучение воспитательного потенциала семьи
  • психолого-педагогический всеобуч родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • индивидуальная работа с родителями

Ценностно-ориентированная деятельность

  • классное самоуправление
  • анкетирование
  • тематические классные часы
  • изучение о правах ребёнка
  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

Дополнительное образование

  • вовлечение в факультативы, кружки
  • организация кружков
  • творческие отчёты

Интеллектуально-познавательная деятельность

  • познавательные классные часы
  • экскурсии
  • участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, НПК

Спортивно-оздоровительная деятельность

  • тематические классные часы
  • участие в спортивных мероприятиях
  • экскурсионно-туристическая работа
  • пропаганда физической культуры

Свободные общения

  • дискотеки
  • вечера отдыха
  • игры

Механизм жизнедеятельности классного коллектива.

Системообразующий фактор воспитательной системы - ценностно-ориентировочная деятельность, способствующая личностному, профессиональному, практическому самоопределению.

Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.

Педагогические средства:

  • Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
  • Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
  • Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
  • Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
  • Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
  • Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
  • Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).

Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление уч-ся.

Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.

Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых совет класса.

Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.

Сектор внутренних дел.

  1. Ответственный за учебу.
  2. Старший дежурный.
  3. Ответственный за проверку дневников, учебников.
  4. «Диспетчер» по расписанию.
  5. Казначей.
  6. Мастер трудовых дел.
  7. Ответственный за состояние растений.
  8. Ответственный за проведение генеральных уборок.

Сектор здоровья и спорта.

  1. Ответственный за формирование команд.
  2. Ответственный за участие в общешкольных конкурсах «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс».
  3. Ответственный за учет спортивных достижений уч-ся.
  4. Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.

Сектор культуры и досуга.

  1. Организатор досуга.
  2. Сценарист.
  3. Ди-джей.

Сектор заботы.

  1. Ответственные за проведение акций: милосердия, «Поздравьте, пожалуйста».
  2. Ответственный за питание.

Пресс-сектор.

  1. Летописец.
  2. Журналист.
  3. Редактор.
  4. Фотограф.
  5. Ответственный за «Почту радости».

Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Правила жизни в классном коллективе:

  1. Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
  2. Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
  3. Относиться к людским недостаткам терпимо.
  4. Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
  5. Добросовестно относиться к учёбе.
  6. Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
  7. Добросовестно относиться к своим поручениям.
  8. Не отказывать в помощи одноклассникам.
  9. Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
  10. Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
  11. Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!

Основные виды деятельности.

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивная
  • коммуникативная (общение)
  • досуг
  • допрофессиональная

Основные формы деятельности

  • классные часы
  • конкурсы
  • экскурсии
  • поисковая деятельность
  • благотворительные мероприятия

Диагностика воспитательной системы.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Интеллектуальная развитость учащихся

Познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Нравственная развитость учащихся Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность

Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся»

Анкета «Я и смысл моей жизни»

Эстетическое развитие учащихся Развитость чувства прекрасного. Педагогические наблюдения
Самоактуализированность личности Стремление к самопознанию

Наличие положительной самооценки.

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Акцентуация личности».

Методика «Репка»

Развитость коммуникативности Коммуникативность. Методика «Социометрия»
Физическая развитость Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе. Комфортность

удовлетворенность

Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.

Схема анализа воспитанности детей