Урок-семинар в 9-м классе по теме "Подгруппа азота"

Разделы: Химия


Девиз урока: « Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)

Цели урока:

Образовательные.

  1. В занимательной форме обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений;
  2. Умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций;
  3. Навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Развивающие.

  1. Развивать умение рационально планировать свою деятельность, работать в группах и индивидуально.
  2. Продолжить формирование умений применять приёмы систематизации, обобщения.

Воспитательные.

  1. Воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учёбе.
  2. Формировать умение, с одной стороны, самостоятельно принимать решение, а с другой – чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Тип урока: урок-семинар контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок-игра. Класс делится на 4 команды. Для оценки команды готовятся жетоны учёта – «таланты». У каждой команды сигнальный флажок для ответа.

Оборудование и реактивы:

  1. на столах учащихся - таблицы элементов Д. И. Менделеева, растворимости солей, кислот и оснований в воде, карточки с заданиями, тесты с дифференцированными заданиями, учебник, справочная литература;
  2. наборы химических реактивов: растворы Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой, пробирки.

Ход урока-семинара.

Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа азота». И вы в очередной раз убедились, что химия элементов – самое увлекательное при изучении неорганической химии. Цель нашего урока-семинара – обобщить и проконтролировать ваши знания по теме. Но самое интересное сегодня - командная игра. Итак, сегодня соревнуются четыре команды.

Попрошу капитанов команд путём жеребьёвки определить название команды:

  • команда «Азот»;
  • команда «Аммиак»;
  • команда «Азотная кислота»;
  • команда «Фосфор».

1 конкурс – «Презентация команд». За три минуты вам необходимо придумать девиз и сделать сообщение о веществе, которым названа ваша команда, рассказать об интересных моментах его открытия и физических свойствах. Правильность ответов я буду оценивать с помощью «талантов»– желтеньких фишек. За один балл – один «талант». Какая команда в конце урока заработает больше талантов – та и победит.

Оценка конкурса

1 балл за сообщение;

1 балл за девиз. (10 мин.)

Азот – бесцветный газ без запаха и вкуса. В воде растворяется хуже кислорода. Является основным компонентом воздуха (содержание азота в воздухе составляет 78%). В 1756 г. англичанин Даниэль Резерфорд установил, что воздух, оставшийся под колоколом, где жила несколько дней мышь, освобожденный от углекислого газа, не поддерживает горение и дыхания. Этот газ он назвал « ядовитым воздухом». В 1773 г. Карл Щееле. Шведский аптекарь установил, что воздух состоит из двух газов. Газ, не поддерживающий горение и дыхание, он назвал «испорченным воздухом». В 1776 г. известный французский учёный Антуан Лавуазье, подробно исследуя «ядовитый» и «дурной» воздухи, установил, что это одно и то же вещество, и предложил назвать его азотом, что в переводе с греческого означает безжизненный.

Фосфор – в поисках эликсира молодости и попытках получения золота немецкий алхимик Геннинг Бранд в 1669 г. получил вещество, обладающее необычными свойствами: оно светилось в темноте, а брошенное в кипящую воду, выделяло пары, загоравшиеся на воздухе с выделением густого дыма, который растворялся в воде с образованием кислоты. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций. Например:

белый фосфор - имеет молекулярную решётку, состоящую из молекул Р.;. Он обладает типичным запахом, очень ядовит, самовоспламеняется на воздухе, нерастворим в воде, хранят под водой, растворим в сероуглероде. При окислении на воздухе светится в темноте, так как происходит непосредственное превращение химической энергии в световую;

красный – представляет собой порошок темно-малинового цвета, не ядовит, не воспламеняется на воздухе, не светится в темноте. При нагревании свыше 240С0 воспламеняется.

Аммиак – бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Он легко сжижается при температуре – 34 градуса. А при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много теплоты, поэтому аммиак используют в холодильных установках. Аммиак хорошо растворим в воде: при 200С в одном объёме её растворяется около 700 объёмов аммиака. Аммиак собирают методом вытеснения воздуха в перевёрнутый вверх дном сосуд.

Азотная кислота. «Возьми фунт кипрского купороса, полтора фунта селитры и четверть фунта квасцов, подвергни всё перегонке, и ты получишь жидкость, которая обладает высоким растворяющим действием». Так описан первый способ получения азотной кислоты в книге арабского алхимика Джибара. Могущество этой жидкости так велико, что, будучи смешанной с соляной кислотой, она расправляется с царём металлов – золотом. Азотная кислота – жидкость, бесцветная, с едким запахом, хорошо растворяется в воде, смешиваясь с ней в любых соотношениях. На свету и при нагревании желтеет вследствие окисления и образования бурого газа.

Объявляю следующий конкурс:

2 конкурс – «Ты - мне, я - тебе». Каждая из команд задаёт по 2 -3 заранее подготовленных вопроса для команд-соперников. Команда, ответившая первой, за правильный ответ получает 1 балл.

  1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»?
  2. Чем обусловлена химическая инертность азота?
  3. В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?
  4. Как получают азот в промышленности?
  5. Почему азот называют «элементом жизни»?
  6. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?
  7. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?
  8. Каким способом следует собирать аммиак? Почему?
  9. Как можно распознать аммиак?
  10. Что такое нашатырь? Для чего его используют?
  11. Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?
  12. Какие вещества называют селитрами?
  13. Какой газ называют «бурым»?
  14. Что такое «ляпис»?
  15. Что такое «царская водка»?
  16. Какая из модификаций фосфора светится в темноте?
  17. На каком свойстве основано применение оксида фосфора (V) в химической промышленности в качестве осушителя?

(7 мин.)

3 конкурс – «Теоретический».

Во время этого конкурса мы повторим химические свойства азота и фосфора, важнейших соединений азота. Капитанов прошу выбрать конверты с вопросами для своих команд:

- составить уравнения реакций, характеризующие химические свойства азота и фосфора;
- описать кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства аммиака;
- описать химические свойства азотной кислоты;
- написать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей аммония и нитратов.

По одному представителю от команды у доски отвечают на вопросы. Остальным членам команд предлагаю разгадать кроссворд. Команда, первая отгадавшая кроссворд оформляет ответы на слайде и проецирует на экран. (3 балл).

Вопросы:

  1. Учёный, открывший фосфор. (Бранд)
  2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)
  3. Как называют нитраты щелочных и щелочноземельных металлов? (Селитры)
  4. Какой фосфор светится в темноте? (Белый)
  5. Газ, образующийся при разложении солей аммония. (Аммиак)
  6. Второе название хлорида аммония. (Нашатырь)
  7. Общее называние веществ, используемых в качестве подкормки для растений? (Удобрения)
  8. Газ, составная часть воздуха. (Азот)

Затем проверяются ответы у доски. Возможные ошибки при ответе исправляются членами команды или командой соперника (1 балл). Отвечающий получает индивидуальный балл: «5», «4», «3». Команда соответственно получает такое же количество баллов (5, 4, 3).

(20 мин.)

4 конкурс – «Реши задачу». По одному представителю от каждой команды выбирают конверт с условием задачи и решают её у доски. Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов, за каждую ошибку снижается по 1 баллу.

Пока представители команд решают задачи, проводится конкурс для капитанов.

Конкурс капитанов: «Лови ошибку».

Игровая цель: кто из капитанов быстрее и больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном учителем тексте: «…Азот образует несколько соединений с водородом, из них наибольшее значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в два раза тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. Водный раствор аммиака называется нашатырём. В химическом отношении аммиак довольно активен, он вступает во взаимодействие со многими веществами, проявляя при этом как окислительные, так и восстановительные свойства. Водный раствор аммиака в воде проявляет кислотные свойства и не изменяет окраску фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые кристаллические вещества, плохо растворимые в воде. При нагревании они разлагаются с образованием кислорода. Соли аммония находят широкое применение в народном хозяйстве, большая часть из них используется для получения азотной кислоты»

Конкурс капитанов оценивается по 1 баллу за «пойманную» ошибку.

Затем проверяются решения задач у доски. (10 мин.)

5 конкурс – «Экспериментальный». Команды получают экспериментальное задание:

две команды должны доказать опытным путём, что в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH4+ и сульфат-ионы SO42-;

двум другим командам предлагается распознать среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат натрия, хлорид натрия.

Реактивы: р-ры Na2SO4, NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с водой.

Команды, которые первые справились с заданием, сообщают результаты опытов, записывают на доске уравнения реакций, получают по пять баллов. (10 мин.)

6 конкурс – «Эстафета» - завершает испытания команд.

Командам предлагается для эстафеты выбрать цепочку превращений и приступить к её решению у доски. Члены команды могут исправлять ошибки у своих участников команды. Во время проверки за исправление ошибок у соперников команды получают дополнительный балл. Количество баллов определяется количеством правильно составленных уравнений.

В заключительной части урока проводится индивидуальная письменная работа (Приложение 1) или тестовая работа по вариантам (Приложение 2).

Подведение итогов, награждение команды-победителя.