Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения

Разделы: Русский язык, Начальная школа


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Среди различных концепций развивающего обучения сегодня все большее внимание привлекает к себе подход В.В. Давыдова, В. Репкина, в трактовке которых развивающим можно считать обучение, ориентированное на особенности развития ребенка. О развивающем характере начального обучения можно говорить в том случае, если в результате такого обучения у школьника формируются общие приемы познавательной деятельности: анализа, синтеза, сравнения и конкретизации, обобщения, классификации, а также приемов доказательства. Формирование именно общих приемов познавательной деятельности, по мнению В. В. Давыдова, позволяет ученику самостоятельно продвигаться в какой-либо области знаний.

Трудность же усвоения грамматики и причины отсутствия интереса к ней В.В. Давыдов объясняет тем, что ребенок не вводится в своеобразный учебный предмет под названием «грамматика», у него не формируется теоретический подход к языку, также у школьников не происходит формирование тех особых действий с языком, благодаря которым в нем можно открыть и зафиксировать подлинный предмет грамматики – отношения между формой и значением слова. В свою очередь выражением отношения между формой и значением слова является его морфемный анализ, поскольку значение производной основы (а производных слов большинство в русском языке) выявляется из значений составляющих ее морфем. Значение это находит выражение в конкретной форме слова. Вычленение морфем в большинстве слов русского языка как слов производных невозможно без соотнесения с теми словами, от которых они образованы. Однако состав слова в начальной школе рассматривается без учета тесной взаимосвязи со словообразованием. Следовательно, учащиеся начальной школы не постигают подлинный предмет грамматики, получаемые знания не становятся собственностью сознания.

Цель настоящей статьи – выявить, насколько работа с производной лексикой может способствовать активизации умственной деятельности учащихся начальных классов.

Вопрос об изучении словообразования в начальной школе был поставлен крупнейшими методистам прошлого: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. Ученые-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что словообразовательная работа должна прежде всего опираться на наблюдения явлений воспроизводства. Обращаясь к идеям методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения над словообразовательными процессами в языке помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Изучение морфемной структуры слов, знакомство с понятиями морфемики имеют важное значение в обучении русскому языку, в частности, правописанию. Но, ограничиваясь вопросами морфемной структуры производного слова, мы оставляем без внимания для младших школьников «живые» словообразовательные связи между производными и производящими словами. Под «живыми» словообразовательными связями понимаются связи между однокоренными словами, находящимися друг с другом в отношениях мотивации, когда значение вторичного, т.е. производного, или мотивированного слова, определяется через значение первичного, т. е. производящего, или мотивирующего слова. Другими словами, словообразовательные процессы, будучи самым мощным источником творческого подхода к языку, остаются у учащихся закрытыми.

В связи с этим представляется очевидным, что словообразовательная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями на образование слов, т.е. синтетическими упражнениями. Нет сомнения в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. В нашем случае – это безусловная связь упражнений на образование слов с упражнениями на анализ смысла и структуры производных слов.

Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами как в языке, так и в речи. Полноценный словообразовательный анализ может быть проведен лишь в том случае, когда осмысливаются «живые» словообразовательные связи между словами, находящимися в отношениях словообразовательной мотивации друг с другом.

Какие же мыслительные операции необходимы для выявления таких связей?

Прежде всего наблюдение над фактами словопроизводства, что позволяет обнаружить закономерности образования новых слов, т.е. новых смыслов в языке.

Организация такого наблюдения также поможет учащимся сделать выводы о том, как зависит изменение структуры производного слова от того, что предписано ему называть. С процессом наблюдения тесно связаны приемы сравнения и сопоставления. Для выяснения смысловых различий между словами в словообразовательной паре (гнезде) необходимо выяснение исходного значения – смысла, определения словообразовательных средств и способа образования слова, которое подвергается анализу.

Автор статьи видит задачу в том, чтобы организовать специальные наблюдения над фактами словопроизводства в языке, разработать определенную систему словообразовательных упражнений, которые способствовали бы формированию у учащихся следующих умений:

- определять производящее слово к данному производному (без терминов: производящее слово рассматривается как первичное, производное – как вторичное);
- определять словообразовательные связи в паре: производное – производящее, сравнивать первичное и вторичное по значению и структуре;
- описывать лексическое значение производного слова через производящее;
- проводить элементарный словообразовательный анализ по определенной схеме.

Для организации наблюдения над образованием новых слов, также для проведения анализа уже существующих в языке производных слов необходим соответствующий языковой материал. Лучше всего на первом этапе подобрать такие слова, которые легко обнаруживают свою словообразовательную связь, т.е. слова с прозрачными отношениями мотивации. Сначала анализируют слова, образованные от непроизводных слов, благодаря чему у школьников сложится правильное представление о словах первичных (производящих) и вторичных (производных). Постепенно, в связи с расширением знаний учащихся и накоплением ими опыта сопоставления слов в словообразовательной паре и выделения словообразовательного элемента, для анализа предлагаются более сложные случаи, когда рассматриваемое слово мотивировано производным.

Для определения уровня словообразовательных умений младших школьников и для оценки степени владения ими рядом мыслительных операций можно предложить следующие группы упражнений:

  1. Первая группа упражнений направлена на формирование у учащихся умения выделять из контекста ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, какое из слов в паре является первичным, а какое – вторичным:

Прочитайте. Найдите в предложении пару ближайших родственных слов. Сравните слова в паре по значению и составу. Какое слово будет первичным, а какое – вторичным? Как образовано вторичное слово?

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. (Е. Чарушин.)

Вижу дождик
За версту –
Дождик
Сыплет в высоту!
Эй, послушай,
Дивный дождь,
Почему ты
Вверх идешь? (С. Протасевич.)

2. Тексты данной группы упражнений не содержат ближайшие родственные слова. Упражнения направлены на формирование у учащихся умения самостоятельно подбирать к указанному учителем вторичному слову первичное, т.е. определять, от какого слова образовано данное, и, сопоставляя первичное и вторичное слова, выделять морфему, с помощью которой образовано вторичное слово:

Прочитайте. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Определите первичные по отношению к ним слова. Сравните первичное и вторичное слова по смыслу и составу. Как образованы вторичные слова?

Мурлышка – забавная кошечка. Она катает мячик лапочкой, гоняется за бабочкой, умывает свою мордочку, греется на солнышке, на крылечке или на лавочке.

Прочитайте. Как образованы выделенные слова? Приведите свои примеры слов с такими же суффиксами, определите первичные по отношению к ним слова.

В один год высокая трава иван-чай проросла через б р е в н ы ш к и, и от всей и з б у ш к и остался на лесной поляне х о л м и к, покрытый красными цветами. (М. Пришвин.) На широкое зеркало пруда выплыл небольшой з в е ре к. При свете звезд я принял было его за ондатру, но, присмотревшись, понял, что это маленький нынешнего года б о б р е н о к. (В. Токмакова.)

3. Упражнения данной группы направлены на формирование у учащихся умения проводить элементарный словообразовательный анализ по схеме:

Определите значение слова.
Подберите первичное (исходное) слово по отношению к данному слову.
Сравните слова в паре по смыслу и составу.

Выделите ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано. Например, лосенок – детеныш лося. Первичным по отношению к слову лосенок будет слово лось. Лосенок и лось – ближайшие родственные слова, лосенок и по значению, и по составу сложнее слова лось. Слово лосенок образовано от слова лось с помощью суффикса –енок-.

Систематическая словообразовательная работа на уроках русского языка позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются в русском языке слова, осознать, что связи между первичным и вторичным (производящим и производным) словами прежде всего смысловые. Словообразовательный анализ концентрирует внимание учеников на содержании слова в связи с его формой, а не наоборот.

Данная работа подтвердила возможность:

  1. формировать на основе сведений о морфемах умение не только верно вычленять все значимые части слова, но и определять их значение;
  2. учить безошибочному подбору родственных слов на основе понимания общей семантики корня;
  3. усовершенствовать порядок разбора слов по составу, включив определение того, от какого слова образовано данное и с помощью какой морфемы;
  4. толковать значение слова на основе словообразовательных связей с исходным;
  5. проводить аналогию в структуре слов при работе со словообразовательными моделями, научить подбирать одноморфемные слова;
  6. формировать умение обнаруживать пары слов, находящихся в отношении словообразовательной мотивации, научить составлять цепочку последовательного словообразования;
  7. познакомить и научить пользоваться толковыми словарями и словообразовательным словарем А. Н. Тихонова.

Таким образом, поскольку основой усвоения всех учебных предметов является русский язык, большую роль в начальной школе приобретает работа над соотношением формы и значения слова, а следовательно, словообразовательный анализ. Кроме того, словообразовательная работа обогащает и уточняет словарь учащихся, повышает уровень орфографической грамотности и формирует целый ряд мыслительных операций.