Проектная деятельность учителя в школьном образовательном пространстве

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Развитие становится для образовательного учреждения потребностью и необходимостью. Практика работы нашей школы предполагает подготовку в самом образовательном учреждении современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, нам представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом.

Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования – это признак высокого профессионализма современного педагога. Большие перспективы имеет проектная деятельность в рамках реализации приоритетного национального проекта “Образование”.

В школе разработана и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию инновационного развития школы, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками школьного образовательного пространства учителями, учениками, родителями.

Предлагаем несколько проектов, которые явились результатом творческой деятельности администрации, учителей и учащихся нашей школы. Разработанные, осуществленные и описанные они составили начало нашей коллекции проектов.

1. Проект “Современный учитель: оптимизация работы”

Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учителей и в области информационно-коммуникационных технологий, их актуализация и систематизация, развитие интереса учителей к новым педагогическим технологиям, расширение кругозора, формирование представления о современной информационной картине мира.

Предметный раздел: информационные технологии …

Участники проекта: учителя-предметники, желающие повысить свой творческий потенциал с помощью овладения ИКТ.

Краткое описание проекта: Группа учителей-предметников проходит школьные курсы по освоению ИКТ с целью повышения своего профессионального уровня, оптимизации учебной работы, интегрирования ИКТ в практику проведения уроков.

В ходе реализации проекта учитель изучает новые компьютерные технологии по проектной методике. Характер работы подразумевает решение двух проблем: освоение технологий и оформление необходимых учителю материалов в компьютерном виде. В рамках школьных компьютерных курсов работает теоретический семинар по современным образовательным технологиям. В работе курсов используются интерактивные формы работы: работа в дискуссионной группе, практика через действия, обучение других, тестирование и т.д. Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, обеспечить его личный профессиональный рост и причастность к качественным изменениям, происходящим в школе.

Промежуточные результаты:

  • 1 сессия: подготовка презентации для выступления на педсовете, конкурсе, родительском собрании;
  • 2 сессия: проведение мультимедийного урока;
  • 3 сессия: проведение мультимедийного урока, внеклассного мероприятия, родительского собрания;
  • 4 сессия – создание собственного web-сайта.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация творческой деятельности педагогов, возможность их самопрезентации и самореализации, информатизация школьного образовательного пространства.

2. Проект “Школьная мультимдийная энциклопедия”

Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учащихся в области выбранного предмета, развитие интереса к предметам как к науке, формирование навыков анализа литературы, Интернет-источников, систематизации материала, его оформления, публичное представление результатов своей работы.

Предметный раздел: история, математика, русский язык, литература, английский язык, изобразительное исскуство…+ мультимедийные технологии.

Участники проекта: учащиеся 5 классов и учителя-предметники, работающие в этих классах.

Краткое описание проекта: в ходе реализации проекта, школьники выбирают определенную тему по предмету (по желанию). Работа ученика подразумевает исследование литературы, других источников (в том числе ресурсов Интернет, электронных обучающих ресурсов), подбор иллюстративного материала, его оформление.

В ходе реализации проекта:

  • учитель - предметник помогает определить последовательность действий учащегося, круг источников информации, осуществляет индивидуальное консультирование по систематизации и оформлению материала;
  • учитель информатики осуществляет консультирование по техническому оформлению, дизайну мультимедийной презентации.

Поскольку возраст детей невелик, к работе над проектом активно привлекаются родители учащихся.

Результат: творческая работа в форме мультимедийной презентации, созданной в среде MS PPT.

Представление результата работы:

  • на уроке информатики;
  • на уроке по предмету;
  • на родительском собрании.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: актуализация методической работы, повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, создание цифрового образовательного ресурса “Школьная мультимдийная энциклопедия”, организация социального партнерства между школой и родителями учащихся.

3. Проект “Виртуальный класс – для Вас!”

Цели и задачи проекта: расширение и углубление знаний учителей и учащихся в области информационно-коммуникационных технологий, их актуализация и систематизация, развитие у учащихся интереса к предметам как к науке, формирование навыков анализа литературы, Интернет-источников, систематизации материала, его оформления, публичное представление результатов своей работы.

Предметный раздел: история, математика, русский язык, литература, английский язык, изобразительное исскуство…+ мультимедийные технологии.

Участники проекта: учащиеся 5-11 классы, возможно формирование разновозрастных проектных групп; и учителя-предметники.

Краткое описание проекта: учитель-предметник проводит урок с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), электронных образовательных ресурсов (ЦОР - авторских или лицензионных). Работа предполагает привлечение учащихся для подготовки элементов урока: исторический экскурс, объяснение нового материала, тестирование по пройденной теме,

В ходе реализации проекта:

  • учитель – предметник планирует урок, определяет технологии проведения каждого урока, определяет ответственных за каждый этап и временные рамки этапов урока;
  • учитель информатики осуществляет консультирование по техническому оформлению, дизайну мультимедийной презентации.

Поскольку возраст, уровень знаний и технических навыков у учащихся разный, к работе над проектом активно привлекаются в качестве консультантов учащиеся старших классов

Результат: проведение интегрированного урока “информатика +…”, с использованием интерактивных творческих работ, созданных учителями и учащимися в различных компьютерных средах.

Представление результата работы:

  • на уроке информатики;
  • на уроке по предмету;
  • на семинаре, конференции учителей.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: актуализация методической работы, повышение уровня компетентности педагогов в области современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, создание учителями цифровых образовательных ресурсов и пополнение школьной медиатеки, организация творческой деятельности педагогов, возможность их самопрезентации и самореализации.

4. Проект “Мир современных профессий”

Цели и задачи проекта: знакомство учащихся с миром профессий, формирование понимания важности правильного выбора профессии, развитие интереса старшеклассников к изучаемым предметам, как к основе выбранной профессии.

Предметный раздел: обществознание, психология…+ мультимедийные технологии.

Участники проекта: учащиеся 8-10 классов, возможно индивидуальное участие, формирование творческих групп из учащихся одного класса, разновозрастных проектных групп; и классные руководители, учитель информатики, психолог, учителя-предметники.

Краткое описание проекта: каждая творческая группа старшеклассников (возможна индивидуальная работа) готовит мультимедийную презентацию или web-сайт с целью представления какой-либо профессии.

В ходе реализации проекта:

  • классные руководители, психолог, учителя-предметники, помогают определить последовательность действий учащегося, круг источников информации, осуществляет индивидуальное консультирование по систематизации и оформлению материала;
  • учитель информатики осуществляет консультирование по техническому оформлению, дизайну работы.

Результат: творческая работа учащихся в электронном виде.

Представление результата работы: школьная конференция с приглашением родителей, общественности, спонсоров.

Задачи, решаемые администрацией школы во время исполнения проекта: актуализация предпрофильной подготовки учащихся, повышение уровня компетентности учащихся в области информационно-коммуникационных технологий, создание “банка” цифровых образовательных ресурсов для профориентационной работы, организация творческой внеклассной деятельности учащихся, возможность их самопрезентации и самореализации.

Успешность реализации данных проектов, на наш взгляд, заключается в рождении идей, значимых для педагогического коллектива, наличии лидеров, пропагандирующих эти идеи, ориентация всего коллектива на инновационную деятельность. Участие учителя в реализации проектов организована в нескольких направлениях: поиск новых идей, приобретение новых знаний в процессе работы семинаров, участия в конкурсах, генерирование собственных идей и проверка действенности инновационных идей. Педагогу предлагается не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию, реализации и презентации результатов проекта, изучить предлагаемые технологии “изнутри”. Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда, новой позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Результатом проектной деятельности учителей, организованной в школьном образовательном пространстве, является:

  • формирование проектной культуры педагогов;
  • актуализация проблем развития школы;
  • выработка практических путей их решения;
  • активизация инновационной деятельности;
  • раскрытие творческого потенциала педагогов.