Тема урока: "Масштаб на картах Хакасии"

Разделы: Математика


Тип урока: интегрированный.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Повторить меры длины, которые используют для измерения на местности, уметь применять таблицу соотношения мер длины, знать, что такое масштаб;
  2. Уметь применять математические методы обработки для работы с картой, т.е. читать масштаб, определять уменьшение расстояний, наносить на чертёж при помощи масштаба различные расстояния;
  3. Развивать интерес к математике, истории Хакасии и географии, как наукам тесно связанным.
  4. Развить творческие навыки учащихся.
  5. Стимулировать мотивации и углублению знаний о родном крае.

Оборудование: карта Российской Федерации, карты и атласы Хакасии

Ход урока

Эпиграф:

Если ты приедешь в наши дали,
Ты степей увидишь океан,
Берегами океана стали
Цепи Алатау и Саян.

I. Органицационный момент

Велика наша Родина. Чудесны и необъятны её просторы. Сказочно богата и прекрасна её природа, обширны её поля, леса и горы. И как хороши быстрые реки и высокое голубое небо.

На огромной территории нашей Родины есть местность, где ты родился и живёшь. Это – твой родной край.

Этими словами нашего хакасского поэта Н.Г. Доможакова мне хотелось бы начать урок, т.к. мы, действительно, проведём с вами исследование, а значит, будем творить, и станем чуточку мудрее.

II. Повторение

Чтобы узнать тему нашего урока вы должны разгадать кроссворд. Искомое слово находится в центре, по вертикали. Давайте найдём в кроссворде первое слово и ответим на первый вопрос: как называется наша республика?

(1.Хакасия)

Республика Хакасия – административно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации на правах её равноправного субъекта. Относится к Сибирскому федеральному округу

Вспомним географическое положение Хакасии. Она находится на юге …

(2. Сибири)

Расположена Хакасия на юге Сибири в левобережной части бассейна Енисея. Площадь территории составляет 61,9 тыс. кв.км (0,4 % территории Российской Федерации). Численность населения - 583,2 тыс. чел; в том числе русские - 79,5%, хакасы - 11,1%, шорцы - 0,2%.В 2007 году наша республика отмечает 300-летие вхождение в состав России

Как называется административный центр республики Хакасия?

(3. Абакан)

Город мой на широких ладонях степей.
Город мой, стал ты песней любимой моей.
В ритмах дня ты звенишь, как чатхан,
Город мой, мой родной Абакан
Я иду, а весёлые лица детей,
Как жарки, на широких твоих площадях
Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян
Всё в тебе, мой родной Абакан.

Название котловины, в которой расположен город Абакан?

(4. Минусинска)

На юге Сибири, в центре Минусинской котловины, там, где в могучий Енисей впадает река Абакан, раскинулся город с одноименным названием.

Существует несколько версий имени города. Самой распространённой является расшифровка частей слов “Аба” и “Кан”. “Аба” с хакасского языка означает медведь, а “Канн” (искажённое “Хан”)- кровь. Т.е. медвежья кровь.

В 2006 году наш город отметил своё 75 летие.

Учащимся демонстрируют фотографию с планом города. Как называется это изображение?

(5. План)

Зачем необходим план?

Чтобы точно знать размеры предметов и правильно ориентироваться на местности. Составляют планы для строительства зданий, сёл, городов.

Запомни! План нельзя чертить на глаз!

III. Изучение нового материала

Практическая работа:

В тетради начертите план ластика, укажите его размеры.

И так что мы должны измерить? Длину и …

Вот мы угадали ещё слово в кроссворде.

(6. Ширина)

В каких единицах вы измеряли длину и ширину?

(7. Метр)

Разгаданные слова вносятся в кроссворд.

       

М

и

н

у

с

и

н

с

к

а

я

       

А

б

а

к

а

н

         

Х

а

к

а

с

и

я

               
       

ш

и

р

и

н

А

         
   

М

е

т

р

                 
   

П

л

а

н

                 
   

С

и

б

и

р

и

             

И так тема нашего урока “Масштаб на картах Хакасии”

Продолжаем практическую работу. Измерьте длину и ширину своей парты. Данные запишите в тетрадь.

Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Что для этого нужно сделать?

Учащиеся самостоятельно делают вывод.

Запомни!

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, т.е. взять их в масштабе.

Чем измеряют расстояние?

Вы уже знаете, что расстояние измеряют различными способами: метром, рулеткой, линейкой или шагами. 1 шаг = 1 м.

Физ. Минутка

Измерьте шагами длину и ширину класса. Учащиеся измеряют и на доске записывают результаты измерений.

Если уменьшить длину и ширину в 100 раз у нас на плане класс так же уменьшится в 100 раз, т.е. масштаб будет в 1см – 1м (запись 1:100). Это означает, что на плане 1см, а на местности 1м.

IV. Закрепление

По картам определите масштаб и прочитайте его “географическим и математическим” языком.

  1. Карта Российской Федерации масштаб 1 : 7000000, т.е. в 1см – 70км;
  2. Карта республики Хакасия масштаб 1 : 3200000, т.е. в 1см – 32км;
  3. Карта Хакасии масштаб 1 : 200000, т.е. в 1см – 2км;
  4. Карта г. Абакана масштаб 1 : 15000, т.е. в 1см – 150м

Чем больше местность, тем мельче надо брать масштаб.

Запомни!

Масштаб может быть разным.

Составим таблицу для оформления решения задач.

I. На карте Российской Федерации найдите наш город Абакан и город Москву, измерьте линейкой расстояние и найдите чему равно это расстояние на местности (Масштаб 1:7000000)

На карте

60 см

60 см * 7000000 см = 420000000 см

На местности

Х км

420000000 см : 100000 = 4200 км

Масштаб

1:7000000

1 см на карте-70 км на местности

II. На юге республики, где горный массив Западного Саяна граничит со степями Минусинской котловины, и самая полноводная в России река Енисей вырывается из теснин на просторы Сибири, расположена Саяно-Шушенская ГЭС – одна из самых крупных в мире: установленная мощность-6,4 млн кВт в год. Размеры плотин впечатляют. Максимальная строительная высота 245 м, длина по гребню 1070 м, ширина в основании 110 м, ширина по гребню 25 м, в водосбросной плотине размещены 11 водосбросных отверстий, рассчитанных на пропуск воды 13600 куб. м/с. Найдите по атласу республики Хакасия (Приложение 2), масштаб 1 : 1750000, сколько см от г.Абакана до п.Черёмушки

На карте

7,4 см

7,4 см * 1750000 см = 12950000 см

На местности

Х км

12950000 см : 100000 = 129,5 км

Масштаб

1:1750000

В 1 см на карте – 7,5 км на местности

Сделайте вывод, что показывает масштаб?

Запомни!

Масштаб – это число, которое показывает во сколько раз расстояние на местности умен6ьшены при изображении на плане или карте.

Самостоятельная работа

История города открывается в архитектуре зданий и площадей, в памятниках и монументах, в письменных и устных преданиях, в названии улиц и площадей. Особенно много могут рассказать нам улицы. Ведь не случайно их называют каменной летописью города. Если к ним внимательно присмотреться, они расскажут о прожитом времени, о своих создателях, о жизни , быте и нравах своих творцов и населявших их людей.

В названии улиц нашего города отражены важные исторические события. Город разрастался. А новым улицам давали имена созвучные эпохе. Имена героев-земляков носят улицы современного Абакана.

Кошурников Александр Михайлович, Журавлёв Алексей Диоминович, Стофато Константин Аристидович – инженеры-изыскатели железнодорожной трассы Абакан – Тайшет. Они погибли. Этим подвигом и началась биография легендарной трассы мужества.

Найдите протяжённость улицы Стофато, Кашурниково, Журавлёва на карте г. Абакана, масштаб 1: 40000 (Приложение 1)

Можно класс разделить на три группы. Каждая группа работает со своей улицей.

V. Итог урока

Т.к. класс коррекционный, то все выводы, которые учащиеся делали в ходе урока обязательно нужно записывать на доске или использовать опорные конспекты. В конце урока учащиеся проговаривают определение масштаба, для чего и где его используют.