Открытый урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.
  2. Развивающие: способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать мышление, внимание, память.
  3. Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, трудолюбие, дружеского отношения к друг другу.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: игровая.

Оборудование: Рисунок ромашки (“цветика-семицветика”). Дидактическая карта для каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент.

“Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Лишь коснешься ты земли

Будь, по-моему, вели…”

Из какой сказки эти слова, ребята? Правильно, В. Катаев “Цветик-семицветик”. Читали такую сказку? Молодцы. А сегодня на уроке мы будем не отрывать лепестки у цветка, а собирать лепестки знаний, так как сегодня мы приведем в систему, систематизируем знания по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”, выделять самое главное и важное, что должны знать и уметь ребята – ученики пятого класса.

У каждого на столе лежит лист с заданиями. В правом верхнем углу изображен цветок, у которого закрашена только середина, а лепестки пока бесцветны, но за каждое правильно выполненное задание вы будете закрашивать по одному лепестку. Итак, начинаем. Готовы?

2. Устный счет.

48-24;

3+67;

35-15;

17+23;

100-0;

25+0;

17+(12+3);

17-(7+5).

А какие свойства мА применяли при решении данных примеров?

  • Закрасьте один лепесток.

3. Посмотрите, на листе, лежащем на вашем столе изображена геометрическая фигура, как она называется? (прямоугольник) Измерьте стороны прямоугольника и найдите его периметр.

Как вы думаете, почему периметр изучается в теме сложение натуральных чисел?

  • Справились, молодцы, закрасьте еще один лепесток на вашем цветке.

4. А у нас есть еще одно задание.

Посмотрите на первую таблицу и вычеркните лишнее. И почему вычеркнули именно эти слова?

Сложение Слагаемое Отрезок
Вычитание Прямая Вычитаемое
Луч Сумма разность

А во второй таблице нужно заполнить пропуски, вписать компоненты сложения и вычитания.

   
   
сумма разность

Как найти безвестное слагаемое?

Как найти неизвестное уменьшаемое?

Как найти вычитаемое?

Устно: 27+ =97

– 35 = 65

44 – = 21

  • Молодцы, закрасьте еще один лепесток.

Физ. пауза

Раз – подняться, потянуться
Два, согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

5. Вычислить удобным способом

127 + (228 + 73) =

265 + (161 + 35) =

368 – (25 + 168) =

486 – (24 + 46) =

  • Лепесток знаний можно еще закрасить, причем закрашивает ту часть лепестка, сколько примеров вы решили правильно.

6. Посмотрите, в ваших листах есть слово задачи:

  1. На опушке леса встретились 168 индейских мальчиков из рода Совы и 94 мальчика из рода Медведей. Сколько всего индейских мальчиков собрались на опушке леса?
  2. Каким действием решается задача и почему?

  3. Соня набрала в саду 367 яблок, Алеша на 89 яблок меньше. Сколько яблок собрал Алеша?
  4. Каким действием решается эта задача? Почему?

  5. В лесах у лесника Волкова живет 120 кабанов, а лосей в 6 раз больше. Сколько лосей живет в лесах у лесника Волкова?

Каким действием решается эта задача? Почему? А какая задача не подходит к нашей теме?

I вариант - задача№1, II вариант - задача №2.

  • Решают, меняются листами, проверяют друг друга, закрашивают лепесток цветка соседа, если задача решена правильно.

7. Итог урока.

Ну вот, ребята, можно подвести итог нашей работы. Посмотрите на ваши цветы знаний.

Поставьте себе оценки. За все правильные ответы “5” и т. д.

Домашнее задание: составить две задачи, одна из которых решается сложением, другая – вычитанием.

Приложение