Урок русского языка во 2-м классе по теме "Этимологические родственники"

Разделы: Начальная школа


Задача урока: Обнаружить с детьми возможность проверки корневых орфограмм с помощью “этимологических” родственников.

Цели урока

Познавательные:

  1. Дать возможность детям пронаблюдать данное языковое явление
  2. Выделить частно-практическую задачу и организовать её решение.

Развивающие:

  1. Активизировать развитие вербальной и невербальной речи, логического и дивергентного мышления
  2. Развивать навыки групповой работы

Воспитательная:

  1. Способствовать формированию чувства ответственности, гражданственности, патриотизма

Тип: Урок решения частных задач.

Ход урока

I. Ситуация успеха. (рисунок 1)

На данном этапе детям необходимо получить эмоциональное удовлетворение от собственных знаний. Дети умеют находить сильную позицию в корне слова при помощи родственных слов. Ситуация успеха носит и познавательный характер, учителем подобран материал, в соответствии с общей канвой урока.

На доске изображение - “родовое” дерево.

Учитель. О чём может рассказать вам это дерево?

Дети. О том, что у слов, как и у людей, есть родственники;

Дети. О том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова;

Дети. О славянском боге “РОД”, с которым мы уже познакомились.

Учитель. Так же как это дерево уходит своими корнями глубоко в землю, так и история языка уходит в глубокую, далекую древность. Ребята, как мы узнаем об истории? О том, что было очень давно?

Дети. Из летописей, результатов археологических раскопок, рассказов ученых, историков, из книг.

Учитель. Совершенно верно. Сохранились древнейшие письменные источники, в которых рассказывается о далеком прошлом. Вспомним записи греческого ученого-историка Геродота, древнерусские летописи, берестяные грамоты.

В Новгороде вели раскопки и нашли берестяную грамоту мальчика Онфима, жившего в ХШ веке. Вот она.

Учитель показывает увеличенные копии берестяных грамот.

Учитель. Совсем еще маленький был этот новгородский грамотей. Однако его грамоты оказались очень интересны для учёных. Давайте пофантазируем. Представим, что этот мальчик прислал нам письмо из XIII века. Мы его переделали на понятный нам язык. Вот оно.

Ты ж_вешь в мир_ сло_.

Каждое слово - это мал_нькое чудо.

У слова своя долгая и _нтересная жизнь.

Как человек оно рождается, растет,

стареет и умирае_. П_дружись со словом -

и ты откроешь удивительную стр_ну

р_дного языка.

Учитель. Всё ли в этом письме в порядке?

Дети. Нет. Здесь есть пропуски. Надо их заполнить.

Дети заполняют пропуски, пользуясь известными способами, по одному ученику выходят к доске и комментируют. Остальные выражают согласие-несогласие.

Учитель. Молодцы. Прочитайте письмо.

Что значит родной язык?

Дети. Родной - принадлежит твоему роду, нашему народу.

Учитель. В России живет много национальностей, но так сложилось, что именно русский язык - наш общий родной язык. Наш язык вырос из славянского языка.

II . Постановка и решение учебной задачи.

На данном этапе актуализируется потребность узнать новое, раскрываются новые отношения и связи внутри понятия “родственные слова”.

Детям предоставляется возможность применить свои умения на новом материале. Выдвигая гипотезы, предполагая о наличии этимологических словарей, применяя известные способы работы со словарём, и наконец, предполагая о возможности проверки слабых позиций с помощью этимологических родственников, дети практически самостоятельно решают данную практическую задачу.

Учитель. Словене - так называли себя славяне в древности.

Учитель прикрепляет слова “СЛОВЕНЕ” И “СЛАВЯНЕ”.

Так вот, словене считали, что в основе их называния само “слово”.

Учитель прикрепляет “СЛОВО”.

Осознавая свою духовную и кровную близость, они отличали себя, владеющих общим языком, от иноплеменников, чужеземцев, не умеющих говорить на нём, от всех и всяческих “немцев”, то есть как бы “немых” народов.

Конечно, это только одна из гипотез, но очень правдоподобная.

Учитель. Итак, “словене”, “славяне” произошли от слова “слово”.

Но и у “слова” есть свои предки. Словарь Даля сообщает нам: слышать, слух, слыть, славить, слава.

Учитель прикрепляет слово “СЛАВА”.

Славяне, слово, слава - взаимосвязь историческая, очень символичная. Славяне прославились поистине грандиозным вкладом в сокровищницу мировой культуры. И, прежде всего, вспоминается достигнутое ими в словесном творчестве. Величайшая литература всех времен и народов - литература XIX века. Но не только проза, поэзия. Можно добавить - искусство, наука, просвещение и другие области, где слово служит средством самовыражения человека.

Учитель. Откуда я узнала такие интересные сведения?

Дети. Из книг, от ученых, которые изучают историю языка.

Учитель. Как появилось слово, какова его история и происхождение, как складывается судьба слова, как оно меняется со временем? На эти вопросы отвечает очень интересная и серьезная наука - этимология.

“Этимон” - истинное, исходное значение слова.

“Логос” - учение, наука.

Дети записывают в тетради слово “этимология”

Учитель. Ученые - этимологи русских слов серьезно изучают, как рождалось слово, как складывалась его судьба. Не хотите ли Вы сами побыть в роли исследователей?

Попробуйте “раскопать”, как произошли слова “столица”, “коньки”.

Дети сами выбирают форму работы. На данном уроке дети объединились в группы.

Результат работы – гипотезы происхождения данных слов.

Дети. Мы думаем, что слово “столица” произошло от слова “стол”.

Дети. А мы считаем, что слово “столица” означает - “сто” и “лица”.

А коньки - от слова “конь”.

Учитель. Авторы нашего учебника нашли научное объяснение - этимологию этих слов. Хотите узнать?

Дети работают с учебником, читают сведения, высказывают свои суждения.

Учитель. А где можно самим найти такие сведения?

Дети. Может, есть специальные книги в специальных библиотеках.

Дети. В учебнике.

Дети. Мне кажется, для этого должны быть справочники или словари.

Учитель. “Многие знают, что листать словари - огромное удовольствие. Откроешь на полминуты и не можешь глаз оторвать от лесенки слов”.

Действительно, есть специальные Этимологические словари. Как они устроены?

Дети листают словари, рассказывают о своих наблюдениях.

Дети. В этимологическом словаре слова тоже расположены в алфавитном порядке.

Дети. Только здесь написано не просто слово, здесь целый рассказ.

Учитель. Это статья, где указаны версии происхождения слова.

Испытайте и вы удовольствие, листая странички словаря.

Найдите, пожалуйста, статьи о тех словах , которые указаны в вашем задании. Объясните происхождение этих слов.

Дети снова сами выбирают форму работы – в группах.

Каждой группе выдается задание на листках с перечнем слов:

I. Рябина

Платок

Висок

II. Капуста

Калина

Упражнение

III. Блины

Малина

Гвоздика

IV. Пирог

Косынка

Ежевика

Дети читают, обсуждают и готовят объяснения.

В разных группах работают по-разному. Учитель имеет возможность визуальной диагностики умения детей работать в группах и выбирать форму работы.

Каждая команда выходит к доске, и дети рассказывают о каком-либо слове. В это время учитель прикрепляет это слово к доске, указывая пропуском на слабую позицию в корне.

Н - р: Р_бина.

Учитель. Можете ли вы после объяснения, как произошло это слово, вставить букву в корень слова?

Дети. Думаем, что можем. Здесь будет буква “Я”.

Дети выражают своё отношение к этому.

Затем аналогично продолжается работа с каждым словом. Слова записываются в тетрадь.

Учитель. Какой вывод можно из этого сделать? Что бы вы хотели сказать?

Дети. Значит, зная, как произошло слово, можно и правильно написать его.

Дети. Оказывается, этимология слова помогает найти букву в слабой позиции в корне слова.

III. Рефлексия урока.

Данный этап необходим как логическое завершение работы и позволяет выявить уровень осознанного отношения к проделанной работе. А так же позволяет детям получить эмоциональное удовлетворение от выполненной работы.

Учитель. Вот видите, как происходит. Бывшее, давнее родство не забывается. Далеко в земле корни нашего дерева, далека история славян, далеки наши предки. Но есть от наших предков самый могущественный вечный памятник. Это “слово”. И мы, юные языковеды, изучаем этот памятник и открываем удивительную страну родного языка.

Пока молод ваш ум, давайте учиться любить слово, а значит и родной язык, и родную историю.

Учитель. О чём вам хотелось бы рассказать дома?