Сценарий урока "Последний урок в 11-м классе"

Разделы: Физика


Необходимое оборудование и материалы: карточки с заданием для 4-го этапа, два стакана, вода, лист бумаги, открытка, 4 бечёвки диной 70 – 90 см.

Время реализации занятия - 45 минут.

Последний урок (11 класс)

Пояснительная записка:

Изучение школьного курса физики окончено, все контрольные решены, годовые оценки стоят, заключительная лекция прочитана. Что ещё? Как провести последний урок с пользой и интересом? Урок, где каждый мог бы показать себя, свою эрудицию, творческие способности, чувство юмора. Уже несколько лет я провожу такой урок, детям он нравится, на уроке ребята применяют полученные в курсе физики знания в необычных условиях.

1 этап. Разминочный.

Викторина (в результате образуется две команды)

  1. Точка, в которой линза собирает лучи (фокус)
  2. Плотность воды (1000кг/м3)
  3. Прибор для осмотра местности из укрытия (перископ)
  4. Оптический прибор, действующий благодаря отражению света (зеркало)
  5. Российский изобретатель радио (А. С. Попов)
  6. Что тяжелее: пуд ваты или пуд железа?
  7. Какой лёд более скользкий: гладкий или шероховатый?
  8. Что измеряют психрометром? (влажность воздуха)
  9. Как называется катушка с железным сердечником внутри? (электромагнит)
  10. Сколько человек открыли закон Бойля-Мариотта? (два)

2 этап. Смекалистый.

Практическое задание.

  1. Есть два стеклянных цилиндрических сосуда без делений, вместимостью 7л и 11л. Как налить в них ровно 13л воды, пользуясь только этими сосудами?
  2. Круг радиусом R катится по кругу радиусом 4R. Сколько оборотов совершает малый круг по возвращении в первоначальное положение?
  3. Какая команда быстрее развяжется? (см. рисунок)
  4. Налить воду из стакана в узкогорлый флакон.
  5. С помощью весов определить как можно точнее площадь фигуры неправильной формы.

3 этап. Экспериментальный.

Конкурс капитанов.

Один капитан получает стакан, открытку, монету, другой – стакан, на 2/3 наполненный водой и лист бумаги. Провести опыт и объяснить наблюдаемое явление.

4 этап. Абстрактный. Поэтический.

Загадки-несуразности.

Найти пару: соотнести словосочетание из первого столбика со словом из второго столбика.

a) атмосферный окурок;
b) ваза с видом изо рта;
c) ёжик под наркозом;
d) мост через ночь;
e) шарикоподшипник с кубическими шариками;
f) горстка вечных конфет;
g) интеллектуальное ведро;
h) яма вверх дном;
i) аблетки от безденежья;
j) туземцы уверяют: на чёрный день белого красного вина не напасёшься;
  1. пессимизм;
  2. зубы;
  3. кровать;
  4. коллектив из несовместимых людей;
  5. монеты;
  6. кактус;
  7. метеорит;
  8. оркестровая труба;
  9. парашют;
  10. каска;

2) С помощью этих слов поздравить команду соперников с окончанием школы (можно в стихах)

Решение заданий 2 этапа

  1. У задачи есть несколько решений. Приведём одно из них. Способом, проиллюстрированным на рисунке, отмеряем с помощью этих сосудов: в большом – 5,5л, в маленьком – 3,5л. Заполняя из большого сосуда маленький, получим в первом из них 2л, которые перельём в 7-литровый сосуд, предварительно его освободив. Набрав теперь полностью 11-литровый сосуд, получим в сумме необходимые 13л.
  2. Пять.
  3. Следует продеть верёвку В изнутри в петлю С, охватывающую запястье руки “А” по направлению к кисти и перекинуть продёрнутую часть верёвки через кисть руки А.
  4. Нужно взять тонкую проволоку, один её конец опустить во флакон, а другой приложить к краю наклоненного стакана. Вода стечёт по проволоке во флакон, т. к. её удерживает поверхностная плёнка.
  5. Воспользуемся линейкой и весами с разновесом. Вырежем из остатков картона (из которого вырезана фигура неправильной формы) прямоугольник. Определим площадь прямоугольника и взвесим его. Площадь фигуры будет во столько раз больше площади прямоугольника, во сколько раз её вес будет больше веса последнего.