План-модель учебного занятия "Заказники Омской области"

Разделы: География


Цели урока:

  • формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Омской области;
  • расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Задачи урока:

  • дидактические: познакомить учащихся с заказниками Омской области, их значением в охране природы;
  • коррекционно – развивающие: работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно – следственные связи между отдельными фактами и явлениями;
  • воспитательные: формировать высокие духовные чувства – совесть, чувство долга, ответственность, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • карта Омской области (настенная);
  • атлас Омской области (на каждой парте);
  • издательство “Роскартография, Москва 2001г – учебник “География Омской области””;
  • компьютер;
  • информационная карта “Заказники Омской области” - демонстрируется на мультимедиа;
  • набор таблиц с изображением животных и растений, охраняемых в заказниках Омской области;

Раздаточный материал:

  • карточки-задание для учащихся III типологической группы;
  • карточки с незаполненной информационной картой;
  • карточки с изображением животных, обитающих в Омской области;
  • карточки с изображением контура границ Омской области;
  • плакат с определением, что такое “заказник?”;
  • тематическая папка “Заказники Омской области”;
  • плакаты с изображением животных, охраняемых в заказниках Омской области.

Тип урока – комбинированный

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Подготовились к уроку.
2. Первичное закрепление и текущее повторение. Опрос:
  1. Каково расстояние между северной и южной границами Омской области?
  2. Каково расстояние между западной и восточной границами Омской области?
  3. Как сменяются природные зоны с севера на юг в Омской области?

Работа с атласом, стр. 13,14,15.

Задания для учащихся I и II типологических групп (см. Приложение № 1)

  1. Назовите растения и животных хвойных и смешанных лесов Омской области.
  2. Назовите растения и животных лиственных лесов.
  3. Назовите растения и животных лесостепей и степей.

Карточки:

Задания для учащихся III типологической группы – записать в тетрадь названия растений и животных конкретной природной зоны.

Вопрос всему классу: почему так разнообразен растительный и животный мир Омской области?

Оценивает работу учащихся на данном этапе урока.

Отвечают на вопросы и показывают на настенной карте Омской области границы и природные зоны.

Рассматривают стр. 13 атласа и отвечают на вопрос.

Рассматривают стр. 14 атласа и отвечают на вопрос.

Рассматривают стр. 15 атласа и отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь названия животных и растений разных групп.

Отвечают на вопрос (большая протяженность с Севера на Юг).

3. Сообщение учебного материала Вводное слово учителя – долгое время человек считал, что богатство природы неисчерпаемы, и из её кладовых можно брать что угодно и сколько угодно. И вот третье тысячелетие. Нарушена гармония взаимоотношений общества с природой, что приводит к экологическим кризисам, гибели животных и растений; под угрозу поставлена жизнь человека.

В наиболее населенных и освоенных человеком районах вымерли многие животные и погибли растения. Обеднение природы прогрессирует. А в итоге

Красная книга. Что же делать, чтобы предотвратить дальнейшее оскудение прекрасного и столь необходимого людям мира живого?

Охрана природы – сложная проблема. Первопричиной исчезновения видов является изменение и разрушение человеком среды обитания (вырубка лесов, загрязнение водоемов, почвы и воздуха) и самое главное – сохранить эту среду. Самое надежное – это условия заповедного режима. Вот о заповедниках мы сегодня поговорим.

Сообщает новую тему и записывает её на доске “Заказники Омской области”.

Что такое заказник?

Открывает закрытую часть доски, где плакат с определением “Заказниками называются территории, имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов”.

Задаёт вопросы – что такое природный комплекс?

В Омской области 30 заказников. В целях сохранения, приумножения природных богатств в заказниках установлен особый режим пользования.

Что запрещено в заказниках?

Откроем учебник на с.40 и найдем ответ на этот вопрос.

Комментирует каждый пункт.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос (охранять природу)

Открывают тетради, пишут дату урока и тему урока.

Обсуждают и отвечают на вопрос; и делают запись в тетради

1. “В заказниках сохраняются природные комплексы”.

В Омской области 30 заказников.

Ищут ответ на вопрос и зачитывают по очереди, что запрещается в заказниках (6 пунктов).

4. Физкультурная минутка. Предлагает учащимся отдохнуть и выполнить следующие упражнения:
  • встать и выйти из-за парты;
  • встать на цыпочки и потянуться;
  • покрутить головой влево и вправо;
  • покрутить туловищем влево и вправо;
  • сцепить вытянутые руки в замок и потянуться за ними;
  • садитесь.
Выполняют упражнения физкультурной минутки.
5. Продолжение сообщения учебного материала. Откроем атлас Омской области на стр.12 – охрана природы.

Рассмотрите условные знаки.

Найдите на карте комплексные заказники федерального назначения, назовите их.

Учитель показывает эти заказники на настенной карте.

Сколько комплексных заказников областного значения обозначены на карте?

Сколько бобровых заказников обозначены на карте, где они расположены?

А почему на севере?

Показывает на настенной карте.

Какие заказники обозначены зеленым цветом? Что в них охраняется?

А сейчас мы с вами поговорим о самых интересных заказниках Омской области и заполним информационную карту.

Раздаёт учащимся незаполненную информационную карту.

Включает компьютер и проецируется на экране заполненная информационная карта “Заказники Омской области” (см. Приложение № 2).

Характеризует каждый из четырех заповедников, показывает их на настенной карте, выставляет плакаты с изображением тех животных, которые перечислены в третьей колонке информационной карты.

Рассказ о “Птичьей гавани”-это единственный в России заказник в центре города. Кто из вас знает где это место?

Зачитывает слова омского краеведа С.И.Веремей “Представьте себе над головой - рёв двигателей самолётов, идущих на посадку; сбоку – дамба моста через реку, день и ночь автомобильный гул, пыль и отработанные газы, а в озерках над самой насыпью, в центре города спокойно гнездятся и выводят птенцов дикие утки, крачки, лысухи, всего 45 видов. Однажды на мосту замерло все движение: какая-то кряква переводила к озерам через проезжую часть свой выводок – наверное, высидела птенцов где-то за насыпью. И две вереницы машин почтительно переждали эту процессию”.

Открывают атлас на стр.12

Находят и называют (Баировский, Степной).

Находят по условному знаку (9).

Находят и считают по условным знакам (9), расположены на севере. Отвечают - там леса и реки

Отвечают (ботанические, растения)

Находят эти заказники в атласе на стр.12 и делают поэтапно записи в информационной карте с мультимедиа.

Отвечают (у Ленинградского моста)

Слушают.

6. Задания по совершенствованию и закреплению знаний и умений. Дает карточки – задания учащимся

I. типологическая группа – на карточках с изображением Омской области обозначить заказники, о которых сегодня говорили.

II. типологическая группа – из карточек с изображением разных животных выбрать те, где изображены охраняемые в заказниках виды.

III. типологическая группа – выписать в тетрадь названия животных, охраняемых в заказниках Омской области со страницы 12 атласа.

Контролирует и помогает выполнить задания.

Выполняют задания.
7. Подведение итога урока. Задает вопросы:

С какой целью создаются заказники?

Принимаете ли вы участие в охране природы?

Выставляет оценки за работу на уроке, комментирует их.

Отвечают.
8. Информация о домашнем задании. Записывают на доске:
  1. читать страницы учебника 39 – 41.
  2. устно ответить на вопросы стр. 41.
  3. троим учащимся из I типологической группы подготовить сообщение о других заказниках Омской области, используя материал тематической папки “Заказники Омской области”.
Записывают в дневники.