Гуманизация химического образования как фактор формирования социального здоровья школьников

Разделы: Химия


Социальное здоровье с медицинской точки зрения – это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально-обусловленных заболеваний, определяющие гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. С педагогической точки зрения – это моральное самообладание, адекватная оценка своего “Я”, самоопределение личности в оптимальных социальных условиях макро- и макросреды “семье, школе, социальной группе”.

Замечательный отечественный философ, “человек мира” Мераб Константинович Мамардашвили говорил о том, что суть человека состоит в постоянном, “всегдашнем” стремлении стать им, приблизиться к идеалу Человека. Мы переживаем на редкость прагматическое время. Средства массовой информации навязывают стиль и образ жизни, предлагают быстрые способы приобретения миллиона, а если это сложно – рекомендуют пополнить ряды любителей пива… К сожалению, немалая часть населения, особенно подростки, для которых школа и учитель далеко не всегда являются авторитетом, вполне серьёзно воспринимают эту информацию. Становится очевидной необходимость гуманизации обучения на фоне глобальных экологического, общекультурного и нравственного кризисов. Вводимое в школах России профильное обучение рассматривается не только как углубленное обучение по школьным предметам, но оно приобрело значение специализированной подготовки школьников, усиливающих свои учебные достижения для успешной адаптации на рынке труда во взрослой жизни. В современном образовании, наряду с использованием традиционных гуманистических взглядов, складываются новые представления о человеке и его образованности, согласно которым образованный человек - это не только “человек знающий”, но и подготовленный в жизни во всех её многообразных проявлениях и умеющий осмыслить своё место в обществе. Однако формирование полноценной творческой личности далеко не исчерпывает идею гуманизации. Получаемое в школе образование должно обеспечивать развитие молодого поколения, знающего, культурно обогащенного, понимающего сущность жизни общества. Кроме того, одно из настоятельных требований заключается в формировании в человеке высокой нравственности и ответственности. Здоровая личность с точки зрения её социального развития активно реализует отношение к своему здоровью как средству жизнеобеспечения семьи, выбора просоциальной стратегии самоопределения в социуме, реализация предназначения гражданина государства.

В качестве главного результата в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целями образования должны стать:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
  • толерантность, тepпu.мocть к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: её успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Анализ современных тенденций школьного химического образования требует включить в их число следующее:

Развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его способностей в обучении, воспитании навыков постоянного самодвижения в процессе познания, в создании развитой, деятельной, самостоятельной личности.

Углубление, расширение, систематизация естественнонаучных (химических) знаний об окружающем мире и формирование опыта разноуровневой деятельности по их применению.

Формирование целостной, ценностно ориентированной картины представлений и знаний о мире, открытой для дальнейшего развития и обогащения, осознания собственного места в этом мире.

Основные тенденции школьного химического образования и планируемый результат их достижения (Приложение)

Иными словами главная цель педагога химии – это формирование химически грамотной, культурно – развитой, духовно-творческой личности, готовой к жизнедеятельности в постоянно меняющейся среде (социально-экономической, культурно-образовательной, содержательно-информационной, ценностно-ориентационной, научно-технологической), а также к дальнейшему образованию и самообразованию, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Для образования в области естественных наук, и в том числе химии, это означает в основном усиление межпредметных связей с науками гуманитарного цикла, а также уместное вычленение гуманитарного компонента самой химической науки.

Другие аспекты гуманизации обучения состоят в следующем. Обучение должно быть научным, так как ненаучное обучение граничит с негуманным отношением к обучаемому. Содержание обучения должно отвечать максимально допускаемому дидактикой уровню современного состояния наук и раскрывать систему изучаемой науки со всем обилием реально существующих межнаучных (межпредметных) и внутринаучных (внутрипредметных) связей. Обучение не должно быть лёгким. Легкое обучение – это не гуманное обучение. Обучение должно быть трудным, но доступным. Содержание обучения призвано показывать проблемы и перспективы изучаемой науки, будущее, в котором он окажется через несколько лет.

Вне всякого сомнения, связь образовательного процесса с жизнью является основой гуманного обучения. Учащийся должен получать необходимые знания для формирования химической культуры общения с веществами и материалами, окружающими человека везде и всегда.

Чтобы гуманизировать химическое образование, в первую очередь следует помочь понять учащимся, что получаемые ими знания имеют для него личностный смысл. Если планируемая будущая специальность связана с химией, это не составляет большой проблемы. Если же связь избираемой профессии с химией не очевидна, то следует разъяснять обучаемым, что химические знания нужны не только химикам, медикам и технологам, но и другим специалистам. Философу, например, нужно знать систему современной химии в её связях с другими науками. Знать, что многие законы химии объясняют жизненные явления. Историку необходимы химические основы хронологии, химико-экологические причины гибели некоторых древней цивилизаций и развития существующих. Экономисту нужно знать, что один из многочисленных критериев установления цены на вещества и производимый из них товар могут быть термодинамические и кинетические характеристики процесса получения вещества. Почему золото дороже меди, алмаз дороже кремния? Искусствовед обязан знать химический состав красок, химию пигментов, Материал скульптур, химические методы реставрации старых произведений искусств, причины старения картин, книг, скульптур. Журналист не имеет права в газетных и журнальных публикациях делать непростительные для образованного человека научные ошибки. Даже косметологу следует все-таки знать, что такое рН.

Многие вопросы, изучаемые в курсе химии, важны любому человеку. Для повседневной жизни человека необходимы и полезны такие области химических знаний:

  • химия здорового состояния организма и духа. Что вредно и насколько, что полезно и в какой степени. Почему нельзя пить аспирин на голодный желудок?
  • химия мутагенных загрязнителей, экологическая химия, изучающая важнейшие загрязнители, возможность их разложения или потери токсичности;
  • химия быта (моющие средства, загрязнители, препарат ДДТ);
  • химия питания (жиры, сахар, крахмал, белки, чай, кофе). Полезны ли молоко, сахар? Что лучше: перед экзаменом или докладом выпить чашку растворимого кофе или стакан крепкого чая;
  • химия вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Почему девочкам особенно опасно курить? Почему от алкоголя так же болит голова, как от угара?

Возбуждение мотивации к изучению химии, условиями, обеспечивающими осознание учащимися значимости приобретаемых ими на уроках химии знаний, я считаю:

1. Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в учении логических операций. Очень важно, чтобы в изучении химии учащиеся усматривали не только ознакомление с основами науки, но и непременно должны видеть в этой работе и особый тренинг, развивающий у них наблюдательность, память, умение критически мыслить, анализировать ситуацию в контексте имеющихся знаний, делать выводы, заключения, проецировать формируемые учебные знания на собственную жизнь.

2. Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.

3. Включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Причем такую, содержание и формы организации, которой определяются на основе учета личностных особенностей учащихся. Здесь большие возможности дают элективные курсы. С их введением можно говорить о решении проблемных, исследовательских и ситуативных задач, теперь можно попробовать собрать группу подростков и перенести пиротехнические опыты со двора в школьную лабораторию. Появилась реальная возможность использовать активные формы организации учебных занятий:

  • практическая и самостоятельная исследовательская работа;
  • презентация результатов;
  • участие в дискуссиях и т.д.

4. Использование этих форм позволяет учителю решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений.

5. Применение знаний по химии (особенно – на межпредметной основе) для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся. Это очень важно, чтобы полученная информация не лежала в недрах памяти учеников бесполезным грузом. Оно может быть организовано разными способами: от простейшего включения в содержание уроков соответствующих вопросов и творческих домашних заданий до организации обсуждения широких комплексных проблем. У каждого учителя есть среди таких вопросов и заданий, раскрывающих связь учебных знаний с окружающей жизнью, свои излюбленные. Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет на воздухе? Как избавится от пятна спиртового раствора йода? Какими химическими процессами объясняется известное явление “молоко сбежало”? и т.д. Обращение к жизненному контексту применения предметных знаний должно быть систематическим. Это обеспечивает не только понимание значимости приобретаемых знаний, но и формирует личностную, гражданскую позицию.

Применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из весьма деликатных сфер жизни (истории, археологии, искусства и т.д.). На протяжении всей истории цивилизации химия была связана с духовной культурой человечества через создание новых материалов для живописи, скульптуры, архитектуры, через технологию создания художественных произведений. Самым простым методическим приемом является использование познавательных задач, построенных на основе историко-искусствоведческой информации, использование художественной литературы. Данная информация способствует не только расширению кругозора учащихся, но и установлению благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке. Химическая наука имеет собственные средства эстетического развития – строгость и красота структурных формул, впечатляющие эффекты химических реакций и т.д.

В качестве второго приёма реализации культурологического подхода я рассматриваю введение интегрированных элективных курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся: “Химия и искусство”, “Вещества и материалы в руках художника”, “Химия и литература” и т.д. В прошедшем учебном году девятиклассники обучались на двух курсах: “Химическая кунсткамера” и “Химические элементы и здоровье человека”. На первом этапе введения курсов по выбору учащихся заинтересовало название курса. По результатам предварительного анкетирования выяснилось, что многие выбрали ещё и потому, что хотели ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?”. Через несколько занятий однозначно ответили: “Мне это интересно, увлекательно!” Для меня было очень важно завлечь детей на один курс и приложить максимум усилий, чтобы они продолжили заниматься и на другом “Химические элементы и здоровье человека”. Дети продолжают заниматься. Значит, курсы способствуют созданию положительной мотивации к предмету. Что очень важно для учителя химии. Период начального освоения учебного предмета химии приходится на 13 лет, когда учащиеся пребывают в ,,кризисном”, или так называемом “посткризисном” периоде, наступающем после кризиса 13 лет. Проблемы общения связаны с множеством внутренних, личных проблем, а проще поведения. Проблема, связанная с самоутверждением и самовыражением подростка, появление у них способности познать себя как личность, не всегда может быть решена на уроке в системе делового общения. Большие возможности для реализации личностного общения, которое составляет основу сотрудничества учителя и учеников, готовность к расширению круга общения, разноплановые контакты с учителем даст совместная деятельность учителя и учащихся на курсах по выбору.

Эмоциональная комфортность создается за счёт организации эффективной познавательной деятельности: химический эксперимент, исследовательские работы, проекты, моделирование проблемных ситуаций, эвристические беседы, использование разнообразных приемов и методов межпредметной интеграции, учебно-игровой деятельности. То есть мне приходится постоянно решать вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?

Общение с учителем на занятиях курсов происходит в нетрадиционной обстановке, где сокращено число запрещающих установок, где дети проявляют больше самостоятельности, что помогает им развивать уверенность в своих силах, формировать адекватную самооценку, развивает у учащихся коммуникативные умения, повышает интерес к предмету.

Я вижу главную цель введения курсов по выбору по предметам: увлечь, зажечь искру в глазах ребёнка, вызвать желание познать новое, научиться самостоятельно работать, ставить цели и их осуществлять, создать условия для роста в глазах учителя, в собственных глазах, т.е. становление деятельной, самостоятельной, саморазвивающейся, творческой личности.

6.Акцентирование перспектив развития личностной целостной системы знаний и ее значение в определении собственной жизненной стратегии. Борьба идей существовала не только в истории химии, она имеет место и в современной науке. Следует сообщать обучаемым не только устоявшиеся сведения, но и предлагать на их обсуждение те вопросы, ответы на которые являются спорными, моделировать научный эксперимент. Это дает возможность учащимся выдвигать собственные идеи, оспаривать противоположные мнения. Даже, если ученик в дальнейшем не будет заниматься научной работой, он научится общаться, выдвигать и обосновывать свои личные взгляды. И главное - он научится мыслить.

Гуманизации обучения способствует использование совокупности содержания образования, методов и методик обучения, повышающих интеллект обучаемого как личности, обеспечивающих его развитие и саморазвитие, ставящих на первое место мотивы человеколюбия и справедливости и способствующих духовному развитию ученика. Для химического образования – это в первую очередь идеи и принципы развивающего обучения.

Схема принципов развивающего обучения химии

Принципы построения содержания обучения Принципы организации процесса обучения Принципы обеспечения самодвижения учащегося в качестве субъекта учения
Соотнесенность содержания с общечеловеческими критериями

Двойственность обусловленности содержания обучения (научности и доступности учебного материала)

Единство раскрытия знаний в теоретическом, методическом, прикладном и описательном (язык науки) аспектах

Внутри- и межпредметная интеграция

Приоритетность результатов обратной связи для коррекции содержания УВП

Ориентация УВП на формирование и развитие разноуровневой и разнохарактерной учебной деятельности

Обеспечение мотивированности осознанности и действенности учения

Поэтапность формирования знаний и действий

Ориентация на сотрудничество учителя и учащихся

Ориентация на самодвижение ученика и развитие адекватной самооценки

Усиление ответственности учащихся за самоорганизацию и результаты учебной деятельности

Комфортность участников УВП

В разработанной системе развивающего, гуманистически ориентированного обучения общение и диалог выступают в качестве центрального элемента, пронизывающего все составляющие. Это объясняется тем, что общение в значительной степени определяет характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, успешность и результативность последнего.

Социальное здоровье выпускника школы проявится в заданной со школьных времен предрасположенности к успешной реализации своего профессионального и в целом жизненного предназначения: гибкости общения, социальной смелости, уверенности в своих силах.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.М. Титова Обучение химии г. Санкт-Петербург КАРО 2002 год
  2. И.М. Титова Технология организации адаптационно-развивающих диалогов Москва, Вентана-Граф, 2001 год
  3. С.А. Матакова, О.С.Зайцев О гуманизации и гуманитаризации химического образования Методика обучения химии №1 2003 год