Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему "Число. Имя числительное"

Разделы: Математика, Русский язык


К уроку класс делится на несколько групп, которым дается опережающее задание.

1 группа. Сочинить сказку, в которой есть числительные.

Например, сказка Ф. Кривина “Таблица умножения”.

На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать свою силу и мощь любому ученику – от первого до десятого класса. По первому знаку – это понятно. Ведь командует парадом Знак Равенства.

- Равняйтесь! – командует Знак Равенства. И числа равняются. Дважды два равняется четырем. Трижды пять равняется пятнадцати. Семью восемь равняется пятидесяти шести. Вот какая здесь во всем точность! Таблица умножения – суровая дисциплина, но числа подчиняются ей легко и охотно.

Разве можно не подчиняться дисциплине, которая существует под знаком равенства?

2 группа. Составить кроссворды на тему “Числительное”. Кроссворд содержит числительные, которые нужно угадать по определению такого типа:

“Число, которое при умножении само на себя в ответе дает 121”;

“Число, которое любят все ученики”;

“Число, на которое нельзя делить” и т. п.

3 группа. Подготовить небольшие доклады в письменной форме: “Старинные меры длины и веса”.

Например рассказать о таких единицах измерения:

Некоторые единицы измерения
Числительное Древней Руси Современная единица измерения
Аршин 75 см
Ведро 12,999 л
Верста 1,0668 км
Вершок 4,44 см
Десятина 1,092 га
Доля 44,435 мг
Золотник 4,27 г
Лот 12,8 г
Сажень 2,13 м
Миля 7,467 км
Пуд 16,381 кг
Фунт 409,5 г
Фут 30,48 см
Четверик 26,24 л

4 группа. Записать на магнитофон речь диктора прогноза погоды.

Весь класс подбирает произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные. (Работы учащихся см. в Приложении.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителей. Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы “Имя числительное” (русский язык) и “Число” (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.

2. Тема: “Число. Имя числительное”. (Слайд 1)

Цели:

  • повторить особенности правописания числительных;
  • развивать умение пользоваться справочными материалами;
  • развивать интерес к двум наукам (русскому языку и математике) на базе получения дополнительной информации;
  • совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, установление аналогий) и общеучебные умения и навыки;
  • показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире. (Слайд 2)

3. Учитель математики.

С помощью языка люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства или, как говорят, обмениваются информацией.

В мире существует около 2000 различных языков, на которых говорят, пишут, читают разные народы. Это естественные языки. Они возникли и развивались вместе с народами.

По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Давайте прочитаем задания и переведем с русского на математический язык и обратно.

Задания.

1) Два в кубе 23=8

2) Произведение всех делителей числа восемь 1*2*4*8=64

3) Сумма цифр числа триста пятьдесят девять 3+5+9=17

4) Частное суммы чисел сорок три и три и разности чисел сто сорок и сто семнадцать (43+3): (140-117)=2

5) Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто пять и семь 135-105:7=120

А теперь переводим с математического языка на русский (при этом обмениваемся тетрадями и проверяем, что получилось у соседа по парте).

Решаем № 1080.

А) Произведение 25 и суммы чисел (12 и 8).

Б) Сумма 5 и произведения чисел 6 и 8.

4. Попытаемся разобраться, чем число отличается от имени числительного. Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской (Слайд 3):

Три

Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.

Сто

У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

(Перевод Л. Кондратенко.)

- Почему трудно читать эти тексты?

- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

- Какая запись числа принята?

- Объясните разницу между понятиями “число” и “имя числительное”. (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)

- Какие цифры обозначают имя числительное (3 сестрицы, 100ножка, 100 сапог, все 100).

5. На доске опорная таблица. Проверим, как вы умеете определять части речи.

Таблица. “Части речи” (Слайд 4).

Части речи:

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Вопросы:

Кто? Что?

Какой? Чей?

Какой? Сколько?

Что делать? Что сделать?

- Что обозначает каждая часть речи?

- Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи?

- Прочитайте словосочетания:

Тройка (за ответ), (три) товарища, трехместная (лодка), утроить (усилия),

Десятый (по списку),сто (деревьев), столетний (друг), (стал) пятиклассником, пять (секунд), второй (день).

- Определите части речи, пользуясь опорной схемой.

- Ответьте на вопросы:

1) Что общего в словах?

2) Чем они отличаются друг от друга?

(Ученики определяют грамматические отличия слов. Обязательно подчеркнуть взаимосвязь на основе общей семантики – значения числа.)

6. Раскройте скобки, найдите “четвертое лишнее”:

1) Тридцать второй, (трех) мил…ионный, (двух) тысячный, (десяти) мил…иардный;

2) Имя числительное, простое, полное, количественное,

3) Грамм, килограмм, миллион, центнер,

4) Числительное, прилагательное, наречие, определение.

(Эта запись может быть сделана на доске или на карточках.)

7. Что такое рифма?

Учитель математики. Расположите ответы примеров в порядке возрастания и вы узнаете, как в России в старину называли рифму.

С. 12*3=

С. 27*4=

Е. 38*70=

И. 490*3=

Г. 216/4=

А. 480/40=

А. 204/3=

Л. 280/5=

Е. 750/25=

О. 520/13=

К. 600/150=

Р. 840/140=

(К(4)Р(6)А(12)Е(30)С(36)О(40)Г(54)Л(56)А(68)С(108)И(1470)Е(2660))

8. На экране текст (Слайд 5).

В середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до725 миллионов. Еще через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек.

- Очень часто культуру речи человека проверяют умением правильно произносить имена числительные. Прочитайте текст про себя, спишите, заменяя все числительные словами. Проверка – чтение текста вслух и глядя на экран (Слайд 6).

9. Отдохните от письма. Решим пропорцию. Она не математическая. Будьте внимательны и сообразительны!

(пропорция записана на доске.)

а) прилагательное = числительное

чудесный (семь, семерка, семиэтажный)

б) существительное = числительное

предмет (тридцать, стол, число, часть речи)

10. Повторим, как вы усвоили правописание имен числительных. Сначала запишите последовательность цифрами, а затем словами.

- 100, 11, 71, 60, 19, 16, 300 000, 988, 1993.

- Самопроверка записи на экране (Слайд 7).

- Можете ли вы сказать, первой (число в математике) или второй записью в жизни вы пользуетесь чаще?

11. В процессе подготовки к уроку часть наших ребят выбрала задание, позволившее им “поломать голову”. Целая книжка кроссвордов на тему “Имя числительное” получилась. Сейчас редактор нам ее представит, а один кроссворд мы попытаемся решить.

12. Математика.

Решите устную задачу.

Известно, что рост А.С. Пушкина равен 5 футам 3 дюймам. Вырази его в сантиметрах, если 1 фут = 30, 488 см, 1 дюйм = 2, 54 см. Результат округли до единиц.

Решение: 5*30, 488 + 3*2, 54 = 152, 44 + 7, 62 = 160, 06 = 160 см = 1 м 60 см

13. Игра продолжается. (Слайд 8) Угадайте, в какой телепередаче должен быть сделан доклад “Старинные меры длины и веса”:

600; 1200; 1500 – “Новости”.

920 – “Кумиры”

1220 – “Утренний концерт”

1410 – “Спорт, спорт, спорт”

1520 – “Исторический альманах”

1640 – “Территория здоровья”

1845 – “Обзор прессы”.

- Почему?

- На каких уроках вы сталкиваетесь с понятиями мер веса и длины?

- А в жизни?

14. Объявляется конкурс дикторов. Оценивается не только речь, но и содержательность докладов. Тема докладов: “Старинные меры длины и веса”.

15. Чтение получившихся сказок, в которых есть числительные (Д.З.). Класс определяет разряды числительных, записывая их.

16. А дробные числительные бывают? Какие виды дробей вы знаете? (Правильные и неправильные.)

Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.

Как вы считаете, какой дробью лучше быть – правильной или неправильной? А вы какая дробь?

17. (Слайд 9) Письмо по памяти с последующей самопроверкой.

Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал;
А жираф сказал: “Смотри!
Еще нужны мне тридцать три”.

18. Математика. Устная задача.

19. Найдите “четвертое лишнее”.

А) Двадцать один, восемь, седьмой, пять;

Б) Девятый, первый, семеро, одиннадцатые;

В) Тридцатый, восьмой, пятиэтажный, третий;

Г) Пятеро, шестнадцать, двое, семеро.

- Что мы повторяли?

- Каковы морфологические особенности имен числительных?

20. В качестве эталона правильного употребления числительных в речи прослушайте речь диктора, сообщающего прогноз погоды.

21. Игра “Кто больше?” выявит самого эрудированного, любопытного, трудолюбивого.

- Вспомните и назовите произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные.

22. Подведение итогов. Оценки. Выводы по уроку.

- Чем различается запись числа и числительного?

- Когда и для чего используются числительные в речи?

- Для чего (по мнению учеников) урок русского языка проводился совместно с уроком математики?

- Нужны ли такие уроки при изучении других тем русского языка?

Приложение